В «пороховой бочке Европы» снова неспокойно

В «пороховой бочке Европы» снова неспокойно

В конце недели в нищей Боснии и Герцеговине продолжились беспорядки. Протестующие громят и жгут правительственные здания, добиваясь пересмотра итогов приватизации.

К концу третьего дня массовых акций в центральных городах Боснии и Герцеговины в столкновениях между демонстрантами и полицией пострадало более 200 человек. По меньшей мере 145 раненых пришлись на столицу государства — Сараево, из них 93 — сотрудники полиции, сообщает Reuters.

Основными центрами напряженности к вечеру пятницы оставались Мостар, Тузла и Сараево. Протестные акции прошли еще примерно в 20 городах — в основном, в боснийско-хорватской части страны (Федерации Боснии и Герцеговины). Тем временем, в столице Республики Сербской Баня-Луке состоялся мирный митинг за единство народов, собравший 300 активистов.

В Мостаре несколько тысяч протестующих пытались штурмовать два правительственных здания и подожгли городскую администрацию. Полиция не оказывала сопротивления.

В Тузле, где волнения и начались в прошедшую среду, демонстранты забросали камнями и подожгли два правительственных здания, заодно вынеся компьютеры и разграбив находившийся по соседству супермаркет.

Фотограф Reuters, присутствовавший на месте событий, отмечает, что административные помещения на тот момент не пустовали: людям пришлось выпрыгивать из окон горящего здания.

В Сараево в пятницу протестующие попытались прорваться в президентский дворец, но полицейский спецназ отогнал их водометом. В итоге активистам удалось поджечь одно крыло здания вместе с двумя полицейскими машинами и караулкой, а также администрацию кантона. К 22:00 (мск) протесты в столице стихли.

Чуть севернее, в Зенице, в ходе столкновений с полицией пострадали 55 человек, включая 23 сотрудника правоохранительных органов. Протесты там тоже привели к поджогу правительственного здания.

Главы Тузланского и Зеницко-Добойского кантонов подали в отставку. Председатель президиума Боснии и Герцеговины (должность, передающаяся каждые восемь месяцев между тремя победителями президентских выборов от разных национальностей) Желько Комшич на это заметил, что происходящее в стране давно ожидаемо, и «если кто-то должен уйти — пусть уйдет».

Президент Федерации Боснии и Герцеговины Живко Будимир призвал сограждан прекратить беспорядки и решать проблемы страны мирным путем. Премьер-министр боснийско-хорватской половины страны Нермин Никшич заявил, что в беспорядках виноваты хулиганы, «воспользовавшиеся ситуацией, чтобы создать хаос».

Импульсом к волнениям послужило неожиданное массовое увольнение рабочих с четырех заводов в Тузле. По решению властей кантонов предприятия были приватизированы, но новые владельцы распродали активы, закрыли производство и объявили о банкротстве. 5 февраля тысячи оставшихся без работы местных жителей вышли на улицы.

К концу 2013 года уровень безработицы в Боснии и Герцеговине составлял, по разным оценкам, от 27% до 44,5%. За чертой бедности находится одна пятая населения, а средняя зарплата не превышает $570.

Дейтонское соглашение после гражданской войны 1992-1995 годов закрепило принцип национальных квот в руководящих органах государства в угоду поддержанию мира. Результатом стала сложная и неповоротливая политическая система, которая привела к отставанию страны от своих соседей по бывшей Югославии.

По материалам http://rusplt.ru/