США: Автократии не должны иметь права вето на политику соседних стран
В будущем году запланированы совместные учения ВМФ Китая и России в Средиземном море. «Китайцы и русские сознательно дадут понять: если НАТО может патрулировать воды близ их границ, то и они могут патрулировать воды в „центральных районах“ НАТО», — истолковывает этот план обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман (передвод — Inopressa).
Россия и Китай также стремятся к широкому пересмотру концепции мировой политики, основанному на идее «сфер влияния». И Пекин, и Москва считают, что должны иметь право вето на то, что происходит по соседству с их территориями.
Заместитель советника по национальной безопасности президента США Тони Блинкен сказал: «Мы продолжаем отвергать понятие сферы влияния. Мы продолжаем ратовать за право суверенных демократических стран самим выбирать себе альянсы».
Рахман комментирует: американцы полагают, что их позиция — это защита коренного принципа. Если дать недемократическим странам сферу влияния, те получат негласное право вето на политику номинально независимых стран.
Но в глазах России и Китая позиция США — это погоня за могуществом, а разговоры о принципах — одно лицемерие. «С 1823 года, когда была обнародована доктрина Монро, Америка декларировала свои намерения не допускать чужаков в свое полушарие», — пишет автор.
Со своей стороны, США заявляют, что их глобальное военное присутствие зиждется на добровольных альянсах. В 2013 году госсекретарь Керри даже заявил, что «эпоха доктрины Монро ушла». «Похоже, отныне Америка будет исповедовать то, что некий представитель СССР как-то назвал „доктриной Синатры“, — идею, что все страны могут идти собственным путем», — пишет обозреватель.
Москве и Пекину будет нетрудно указать на неувязки в позиции США. И все же, считает Рахман, «сфера влияния, основанная на добровольном согласии, кардинально отличается от сферы влияния, которая держится на запугивании и силе».
Прибытие китайского флота в Средиземное море, возможно, лишь упрочит притягательность НАТО, заключает он.