Федерация

Имперские националисты выступили против памятника борцу за свободу Башкирии

Имперские националисты выступили против памятника борцу за свободу Башкирии

В Башкирии разгорается скандал вокруг планов об установке в Уфе памятника политическому деятелю Ахмет-Заки Валиди. Как пишет газета «Коммерсант», на возведении памятника настаивают башкирские общественники. Против этого выступают представители «Собора русских Башкортостана». На днях они обратились к главе Башкирии Рустэму Хамитову с просьбой прояснить ситуацию вокруг установки памятника.

Письмо членов «Собора» распространено в интернете. В нем они просят уточнить, действительно ли идея установления в Уфе памятника Ахмет-Заки Валиди получила одобрение в администрации главы республики. При этом активисты ссылаются на опубликованный в интернете ответ сотрудника администрации Даниля Азаматова. Он сообщает, что вопрос изготовления и установки памятника Валиди «прорабатывается соответствующими министерствами и администрацией Уфы».

Авторы письма называют установку памятника «недопустимой» и угрожающей «межэтнической стабильности» в полиэтническом регионе, каким является Башкирия. Они отмечают, что политическая деятельность Валиди «была направлена на принципиальную борьбу против российского государства во всех его исторических формах», а русский народ воспринимался им как колонизатор. «Имя Валиди упоминается в Нюрнбергском процессе, мы надеемся, что глава региона тщательно взвесит, прежде чем одобрит решение об установке памятника», — сообщил журналистам один из подписантов, управделами «Собора русских» Виктор Афанасьев.

Пресс-секретарь главы Башкирии Артем Валиев сообщил, что обращение общественной организации «Собор русских Башкортостана» против установки в Уфе памятника Ахмет-Заки Валиди получено и будет рассмотрено. В годовщину 70-летия Победы первоочередной задачей в правительстве, добавил он, считают установку памятника труженикам тыла. По словам Валиева, «финансовые ресурсы на возведение других памятников в этом году не зарезервированы». При этом он не стал отрицать возможность появления памятника, например, в 2016 или 2017 году. «А если появится спонсор, то проработка вопроса ускорится», — заявил он.

Споры об исторической роли Ахмет-Заки Валиди (1890-1970) в Башкирии продолжаются много лет. Башкирская интеллигенция считает его патриотом республики и автором башкирской автономии 1919 года. В Уфе в 2008 году именем Валиди названа одна из центральных улиц (Фрунзе), а в 1992 году — переименована Национальная библиотека имени Крупской. В связи со 120-летием со дня рождения Международной организацией по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ) 2010 год был объявлен в Башкирии годом Ахмет-Заки Валиди. В городе Ишимбай Республики Башкортостан есть башкирская школа с его именем. 26 августа 2010 года был открыт парк имени Ахмет-Заки Валиди в районе Кечиорен, Анкара, Турция.

По данным из открытых источников, Ахмет-Заки Валиди происходит из семьи башкирского сельского муллы. Он окончил медресе (мусульманское учебное заведение). В 1912-1915 преподавал в медресе в Казани. В 1913-1914 годах совершил две научных командировки от Российской Академии наук. В 1915 году был избран представителем уфимских мусульман в мусульманской фракции в 4-й Государственной думе Российской империи. Также был избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (1917-1918).

В 1917 организовал Башкирское Центральное Шуро (Совет депутатов), которое 29 ноября 1917 года провозгласило образование башкирской территориально-национальной автономии, и создал башкирский национальный флаг. В 1917-1919 годах (с перерывами) возглавлял Башкирское правительство и пытался организовать Башкирскую республику.

В годы Гражданской войны воевал на стороне белого движения. Позднее перешел на сторону cоветской власти. Однако в июне 1920 года, считая неприемлемым постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики», принял участие в организации антисоветских мятежей. После их подавления укрылся в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, где почти три года занимался организацией басмаческого движения.

После ряда военных неудач и ликвидации басмачества бежал в Афганистан, Персию и Турцию и в конце осел во Франции в Париже. В 1935 окончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию. Профессор Боннского (1935-37), Гёттингенского (1938-39) университетов (Германия). В 1939-1944 годах преподавал в Стамбульском университете. В 1953 году возглавил открытый при Стамбульском университете Институт исламских исследований. Избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.

По материалам Newsru.com