Навальный против Путина
Вчера кировский суд совершил нечто неожиданное: присудил Алексею Навальному всего-то какие-то пять лет из шести, запрошенных прокуратурой. Тем самым, российские власти претворяют в жизнь политику демонстративного устрашения, которая началась с дела «узников 6 мая» (один из которых получил реальный срок за эмаль, треснувшую на полицейском зубе, другой за преступное намерение бросить лимон и т.д.) и продолжилась набором новых изуверских законов и совсем уже странных действий, вроде недавнего посмертного осуждения Сергея Магнитского.
В общем, власть задалась целью доказать всем, что она не боится ни Бога, ни черта, ни Госдепа США. Авторы в разных изданиях задаются вопросом: зачем же следовало позориться на весь мир заказным делом против человека, лицо которого еще недавно украшало обложки ведущих мировых журналов? Мы думаем, что в репрессивной российской жестокости нет ничего нового и удивительного. В конце концов, Российская Империя со своим репрессивным аппаратом простояла 300 лет, а еще более жестокий СССР — 70. Кроме того, не стоит отметать банальный человеческий фактор: ведь пресловутого 6 мая кое-кому испортили инаугурацию, на следующее утро кое-кто был вынужден ехать по пустынным огороженным улицам в Кремль, выглядя азиатским посмешищем на фоне вступившего в тоже время в должность Президента Франции, которого овациями встречал народ. Кто-то же должен за это ответить? И десятка студентов из «узников 6 мая» явно не хватит, чтобы удовлетворить людоедские аппетиты.
О том, как отреагировала на приговор Навальному Россия, можно судить по многочисленным протестным акциям по всей стране. В Москве состоялся, пожалуй, самый крупный несанкционированный митинг с начала 90-х годов.
Но как отреагировала западная общественность? Мы просмотрели множество публикаций в англоязычной прессе.
Первым делом бросается в глаза то, как классифицируют Навального западные журналисты. В заголовках BBC, NBC, The Independent, Fox News, USA Today, Los Angeles Times и т.д. Навального называют не иначе, как лидером российской оппозиции. Однако самое интересное, что во множестве заголовков (Bloomberg, NBC, Washingtonpost, CNN и т.д) фамилия Навального идет непосредственно рядом с фамилией Путина: критик Путина, противник Путина, враг Путина и т.д. С западной точки зрения на доске российской политики ныне присутствуют две равноценные фигуры: Владимир Путин и Алексей Навальный. Вровень с бессменным великим кормчим, по совместительству самым богатым и могущественным человеком Российской Федерации, встал недавно еще малоизвестный оппозиционер, не выигрывавший в своей жизни ни одних выборов (впрочем, Владимир Путин тоже никогда не побеждал на по-настоящему честных выборах). Это доказывает очевидный факт: в условиях современной информационной свободы действительно «зачистить» политическое поле совершенно невозможно. Всего-то несколько лет громких антикоррупционных разоблачений в собственном блоге — и на фоне нашего девственно чистого политического ландшафта этого оказалось достаточно, чтобы стать главным оппонентом фактического собственника и диктатора страны.
За несколько часов просмотра западных публикаций мы не встретили НИ ОДНОЙ, в которой бы поддерживалась официальная точка зрения Кремля: мол, дело не политическое, а просто уголовное. Кое-где, конечно, цитируют «альтернативные мнения», но, в целом, все убеждены, что дело изначально носит сугубо заказной характер. Таким образом, компания Ketchum (или кто там сейчас должен вешать лапшу на уши западной публике на наши с вами налоги) совсем не ловит мышей. Вот скажите, огромные средства были потрачены на подкуп западных СМИ и прочих «друзей» с «союзниками», еще больше на окучивание русскоязычной диаспоры через каналы вроде Russia Today... и все для чего? Для того, чтобы сейчас эта диаспора устраивала протестные митинги, шакалила у российских посольств по всему миру? Куда же делись средства? Неужели и их тоже украли-распилили? В любом случае, когда-то не верили в неуклюжие попытки СССР выставить политзаключенных обычными уголовниками. Тем более, не верят аналогичным попыткам путинского режима.
Вместе с тем, мало кто верит, будто Путин может пойти на попятную и, тем более, «уйти сам». Вот что пишет в журнале Forbes Пол Родерик Грегори, профессор экономики и специалист по России:
Действия Путина — это действия диктатора, который компенсируют репрессиями ускользающую поддержку народа. В свои первые два срока, Путин наслаждался высокими рейтингами и мог потерпеть относительную свободу прессы. В 2011 году демонстрация последовавшая вслед за его властным заявлением о том, что он снова станет Президентом, продемонстрировала, что народ России желает его ухода. Как лидер с падающим рейтингом, он может остаться у власти лишь опираясь на силу и репрессии, которые становятся хуже день ото дня.
Масштабы политических репрессий в сегодняшней России почти сравнились с аналогичными в Бирме во времена военной диктатуры. Соединенные штаты и другие страны подвергли Бирму остракизму и ввели санкции. Несмотря на то, что посол США Макфоул выразил свое разочарование после приговора Навальному, администрация Обамы в своих смехотворных надеждах на «перезагрузку» отношений с Россией избегает заявлений, которые могли бы расстроить Вову или «маленького Владимира», как многие русские дразнят Путина.
Разве это не время для обамовской администрации сказать свое веское слово? Что еще нужно? Нет, мы должны молчать. Ведь в любой день день Вова может помочь нам с Ираном, Сирии, Северной Корее или даже перестать пенять нам на Сноудена.
В то же время, капиталы и лучшие люди бегут из России. Лучшие люди страны стремятся к тому, чтобы убраться подальше от репрессивной российской системы, пока еще не поздно.
Навальный — один из тех немногих смелых и убежденных, что решили стоять до конца, несмотря на угрозу.
Я недавно был в Москве, в которой у меня много знакомых москвичей. Если раньше я еще мог найти симпатизантов Путина, сейчас я не встретил ни одного. Реакция у всех однозначная: «мы хотим, чтобы он исчез».
Но проблема путинского КГБ-режима заключается в том, что нет никакой возможности, чтобы коррумпированный лидер и его прихвостни взяли и ушли сами. В ту же минуту, как они уйдут, их наворованные миллиарды окажутся в опасности, а над ними самими нависнет угроза преследования со стороны новых властей, которые сделают из них козлов отпущения. Вова намеревается сидеть в своем кресле, как сидели его советские предшественники, пока его не вынесут ногами вперед.
Русские об этом знают и уезжают из страны.
На нашей памяти с Бирмой Россию еще никто не сравнивал — взят новый рубеж! Собственно, этот текст Грегори следовало бы читать и перечитывать всем тем, кто наивно убежден будто бы систему можно изменить «изнутри», пойдя с ней на какой-то компромисс. Ясно же сказано: либо Путин вперед ногами, либо мы.
The Economist пишет о мэрской кампании Навального:
Несмотря на то, что только половина страны слышала что-то о деле против Навального, большинство убеждено, что это именно расплата за его анти-коррупционную кампанию, а не способ отстранить его от участия в выборах мэра. Хотя заключение его в тюрьму на пять лет будет означать, что Сергей Собянин, действующий мэр, выиграет сомнительные выборы 8-го сентября. Как это бывает, рейтинг Собянина выше рейтинга Навального, отчасти потому, что москвичи видят мэра больше административной фигурой, нежели политической. С политической точки зрения, Навальному бы больше навредил очевидный проигрыш в мэрской гонки, чем отправка в тюрьму.
Это, возможно, объясняет почему Навальному позволили зарегистрироваться и даже помогли с прохождением административных барьеров непосредственно из Кремля. С другой стороны, позволять ему участвовать в выборах — значит далее легитимизировать его как политика. И оставлять его безнаказанным не в характере мистера Путина. Михаил Ходорковский, бывший нефтяной магнат, бросивший Путину вызов в 2003-ем, сидит в тюрьме с тех самых пор и вряд ли оттуда выйдет, несмотря на то, что его второй срок истекает в следующем году. Приговор Навальному также вряд ли будет последним. Но как он сам говорит: «если кто-нибудь думает, будто я или мои коллеги прекратим борьбу из-за этого суда — они сильно ошибаются».
Высказываются о деле Навального и западные политики. Министр иностранных дел Великобритании Вильям Хейг (он же бывший лидер Консервативной партии — британский консерватор и «ястреб», голосовавший когда-то за начало войны в Ираке) заявил:
Я озабочен приговором, который вынес Кировский суд Алексею Навальному. Это решение осудить Навального на пять лет вновь обострило беспокойство, которое испытывают многие относительно избирательного характера российского правосудия. Я так понимаю, что Навальный собирается подавать апелляцию. Я призываю российские власти уважать принципы правосудия, проследить, чтобы закон применялся должным, недискриминационным образом.
Полная противоположность Хейга левая баронесса Кэтрин Эштон, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам, высказалась в том же духе:
Обвинения против них не были доказаны на суде. Гражданское общество играет важнейшую роль в обличении беззакония и защите прав человека, ему нельзя затыкать рот
Слово предоставляется американскому сенатору Джону Маккейну:
Вчерашнее осуждение российского анти-коррупционного активиста Алексея Навального можно было бы назвать полным фарсом, не будь оно настолько глубоко трагичным, особенно для самой России. Показательное судилище над Навальным, равно как и посмертное осуждение другого борца с коррупцией Сергея Магнитского на минувшей неделе — это только самые недавние примеру того, как путинское правительств, судя по всему, вознамерилось возвратить Россию обратно, к самым темным аспектам ее прошлого. Однако, все больше и больше людей, таких как Навальный, Магнитский и многие другие находят в себе смелость открыто выступать против несправедливости, подавления свободы и растущей культуры беззакония в современной России. Режим Путина считает таких людей преступниками, а то и того хуже. Но свободный мир знает, кем они являются на самом деле: русскими патриотами, служителями истинны и справедливости, а также будущими лидерами своей страны. Навальный, скорее всего, проведет следующие пять лет своей жизни в тюрьме. Часто он будет находится в одиночестве, но он не будет забыт или покинут. Навальный и все российские политические заключенные должны быть освобождены немедленно, и мы продолжим добиваться этого.
А также сенатору Бен Кардину:
Сегодняшний вердикт в политическом процессе Алексея Навального продолжает возвращение России в самые темные времена Советского Союза, когда суды были орудием в руках тирании, а не защитниками закона. Как и многие другие на протяжении истории, Навальный — это человек, который борется за свободу любимой им страны. Сфабрикованные обвинения в адрес политических оппонентов, критиков и просто граждан, которые желают лучшего будущего для своей страны, только подогреют, а не остановят, набирающую ход кампанию по разоблачению коррумпированных чиновников и всех тех, кто бесстыдно предал доверие русского народа. Никого не одурачишь разыгранным спектаклем. Навальный должен быть освобожден, цел и невредим.
Таким образом, и левые и правые в западном мире имеют примерно одинаковое мнение насчет дела Навального, попытки представить которое «обычным уголовным делом» с треском провалились. Наверняка, со стороны охранителей режима на зарплате уже раздается заливистое гоготанье о «вмешательстве во внутренние дела России». Мол, не хотим соблюдать международные нормы законности и вообще вести себя прилично — это все наши сугубо внутренние дела. Хотим только хранить деньги в западных банках, ездить на западных курорты и тратить наворованное в западных столицах.
Сенаторы Маккейн и Кардин — это, однако, именно те самые люди, которые продавили когда-то «список Магнитского». Будем надеяться, что они смогут также продавить и «список Навального», в который со временем войдут все повинные в политических делах и прочие уважаемые представители басманного правосудия.
Очевидно, и в самой системе присутствуют люди, осознающие всю опасность и пагубность нынешнего курса — ведь сегодня Алексея Навального неожиданно выпустили под подписку о невыезде, по ходатайству той самой прокуратуры, которая совсем недавно требовала шести лет и заключения под стражу в зале суда (в России и прокуратура, конечно, не прокуратура, а тоже продолжение чего-то). Но как писалось выше, глупо и наивно полагать, будто бы система способна изменить себя сама, изнутри. Можно лишь повторить за Навальным: «жаба сама с нефтяной трубы не слезет».
В заключение несколько фотографий со вчерашних народных гуляний в центре Москвы: