5 лет за Дрезден
На днях депутат Ирина Яровая внесла на рассмотрение Государственной Думы очередную редакцию законопроекта о "Посягательстве на Священный Культ Великой Победы" (в Уголовном кодексе это будет фигурировать как "Реабилитация нацизма"). Конечно, попытки защитить хрупкую государственную мифологию от открытой общественной дискуссии предпринимаются давно. И в этом нет, ровным счетом, ничего нового и удивительного. Все уже давно смирились с тем, что единственную идею, мало-мальски скрепляющую российское общество, удалось обнаружить лишь вернувшись на 70 лет в прошлое.
Но яровые поправки имеют существенные отличия, можно даже сказать - фундаментальные. Если раньше законопроект звучал как "искажение приговора Нюрнбергского Трибунала, либо приговоров национальных судов или трибуналов, основанных на приговоре Нюрнбергского Трибунала, допущенное с целью полной или частичной реабилитации нацизма и нацистских преступников, либо объявление преступными действий стран-участников антигитлеровской коалиции, а также одобрение, отрицание преступлений нацизма против мира и безопасности человечества, совершенные публично", то теперь он звучит "отрицание вынесенного Международным военным трибуналом приговора, а равно отрицание деятельности армий стран антигитлеровской коалиции по поддержанию международного мира и безопасности во время Второй мировой войны". Таким образом, объектом критики теперь перестают быть любые действия всех стран участниц антигитлеровской коалиции.
Что же это значит? Это значит многое, ведь долгие годы Холодной войны именно критика действий союзников во время Второй Мировой была существенным элементом советской пропаганды (которой наследует и российская государственная мифология). Патетическое осуждение "империалистических держав" за "преступления" в Дрездене, Хиросиме и Нагасаки регулярно практиковалось советской стороной, равно как и намеренное принижение роли ленд-лиза и военных действий "империалистических держав" на Западном фронте.
Этому ничуть не мешал тот факт, что сама бомбардировка Дрездена была частью операции по уничтожению транспортных узлов (Берлин-Лейпциг-Дрезден-Хемнице) запрошенной самой советской стороной, дабы помешать переброске немецких войск с Западного фронта на Восточный. А первым, кто завел играющую по сей день шарманку про "варварское уничтожение центра культуры в целях устрашения гражданского населения", был ни кто иной, как большой друг СССР Йозеф Геббельс.
Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки позволила американцам "досрочно" завершить войну с Японией и, тем самым, спасти множество как японских, так и американских жизней, которые, несомненно, сгорели бы в топке войны при массированном штурме островов. Впрочем, целесообразность этих бомбардировок до сих пор остается предметом дискуссии в западном обществе - и там никому не приходит в голову эту дискуссию запрещать, не Россия. Ценность дискуссии заключается хотя бы в том, что она затрагивает вопрос о целесообразности и гуманности войны как таковой.
Сомнительно, чтобы именно так оно и было задумано (мы вообще сильно сомневаемся в мыслительных способностях наших народных избранников). Но, таким образом, множество просоветских "военных историков", исписавших тонны макулатуры с позиций советской критики действий союзных войск, разом окажутся вне закона. За Дрезден. За Хиросиму. За ленд-лиз. И за Второй фронт. Множество людей, которые были убеждены, что воют в тон с государственной пропагандой, одним росчерком пера окажутся за бортом государственного мейнстрима. Пепел Дрездена стучит в твоем сердце? Да еще и публично, в СМИ? Получи "пятерочку", нацист проклятый! В смысле, до 5 лет лишения свободы. Посидишь рядом с атеистами и сторонниками гей-парада.
Мы видим в этом злую иронию, не раз встречавшуюся в истории нашей прекрасной страны. Змея государственной пропаганды жадно вцепилась в собственный хвост. Слепым поклонникам родного государства очередной урок: сегодня вы мейнстрим, а завтра - враги народа. Любимое блюдо хтонических божков, как известно, их собственные дети. Даже косточек не остается.