После 8-го
По замыслу дирижёров внутренней политики из Администрации президента, нынешние выборы мэра Москвы должны были на часто скандируемый лозунг «мы здесь власть!» дать уверенный ответ: «нет, мы». Абсолютно честное и справедливое (фору на старте и доступ к федеральным телеканалам оставим за скобками) избрание Сергея Собянина (мягко говоря, не самого харизматичного публичного политика «ЕР») столичным мэром приведёт к повторной легитимации власти Владимира Путина. По крайней мере так оно видится из окон здания на Старой площади.
План игры прост:
«Самые массовые митинги зимы 2011-2012 проходили под заголовком «За честные выборы». Пожалуйста, дадим вам честные выборы. Допустим на старт всех желающих, в том числе и самых рейтинговых, пропустим их сквозь муниципальные барьеры, дадим агитировать, отложим вступление в силу приговоров. Как бы ни был силён Интернет, сколько бы недовольства ни накопилось у народных масс, а волшебный эффект зомбоящика всё равно сильней. А значит, кандидат от партии власти выиграет в честной борьбе с подавляющим перевесом, и единый кандидат от оппозиции должен будет признать свою несостоятельность. Простые граждане, чьё недовольство лидер — чего уж там, Лидер: единоначалие нынче установилось полнейшее, — приватизировал и превратил в свою поддержку, утрутся, успокоятся, в Лидере разочаруются, поймут, что проиграли, и больше бузить на площадях не будут.
Есть, правда, вариант. Пару десятков лет назад назад один американский интеллигент по фамилии Шарп вывел формулу, согласно которой любой построенный на насилии режим можно свергнуть путём массового ненасильственного сопротивления. Проходят выборы, все недовольные результатом выходят на площадь и дарят цветочки присланным их разгонять солдатам, тиран в слезах бежит. (Формула Шарпа далеко не так проста, в ней много оговорок и вообще, она — идея, а не технология. Автор знает о чём говорит — мне доводилось делить с этим страшным сном Суркова трапезы, ещё когда нынешние московские практики идей Шарпа ходили в школу. Но именно в таком упрощенном виде её поняли во всяческих ЦРУ-ФСБ). Так же эта благоглупость снизошла и на Лидера. И Лидер может попробовать опять провернуть всю эту историю. С палатками и требованием пересчёта в честную (его) сторону. Ну тогда уж пусть пеняет на себя. Сделаем, как Батька в 2010-м. Расценим это как посягательство на выборы и российскую демократию в целом. Но лучше, конечно, без этого.» — такой дьявольски простой, но в то же время действенный план созрел где-то там, за условными кремлевскими зубцами.
Но в народе всех министров и прочих чиновников высшего класса не зря называют «космонавтами». Они там где-то летают, проносятся с космическими скоростями, им кажется, что они всё видят, а на самом деле уже давно ни о чём не в курсе. Вот и вышла первая проблема. Лидер-то, оказывается, может неплохо раскрутить электорат. И процентов набрать. И не выиграет, конечно, но свой рейтинг узнаваемости поднимет очень сильно. Что в будущем скажется. Сами раскрутили, короче, себе на голову.
Гораздо опасней и неожиданней оказалась вторая проблема. Оказывается, провести честные выборы в Москве невозможно. На уровне Управ сложилась такая тупая, непроходимая, агрессивная мафия, что её никаким окриком сверху одёрнуть невозможно. Для них выборы равноценны фальсификации. Ну не понимают они, как можно по-другому. Это же суть вертикали власти: ты на своём участке демонстрируешь лояльность — взамен тебе дают на нём воровать.
Им спускают сверху всякие строгие циркуляры «не выгоняйте наблюдателей», массово заставляют использовать КОИБы, дополнительных списков с предприятий тоже, говорят, не будет. Даже в нарушение закона не стали в участковые комиссии передавать бланки открепительных — правильно сделали. На президентских выборах 2012 я долго бегал по коптевским дворам от участка к участку за дезоморфиновыми наркоманами, которым кто-то выдавал пачки открепительных и рассказывал к какому члену комиссий надо подходить — у которого жёлтая ручка на столе, или фикус на голове. Открепительные — любимый и самый доступный способ фальсификации на уровне УИКов.
Но ведь тараканов даже дуст не берёт. В УИК 83, членом которой я являюсь, уже идёт какое-то сумрачное нездоровое копошение. Так, например, о проведении первого собрания комиссии, на котором выбирался зампред и секретарь, меня не оповестили. Вероятно, оно вообще не проводилось и будет оформлено задним числом. Это нарушение на результаты голосования, понятно, не влияет, но общая атмосфера очень тягостная. У нас всего 8 домов, одна сброшюрованная книга избирателей, КОИБы, и всё равно есть чёткое ощущение, что как-то отчаянно они будут пытаться мухлевать.
По-другому им нельзя. Они — это не знающие и слова по-русски бригады в рыжих накидках, живущие в подвале дома по соседству. Они — это трижды переложенный за полгода асфальт во дворе. Они — это уродская детская площадка. Они — уборка подъездов раз в полгода. Они — идиотские складные рельсы в цокольных этажах — это у нас, типа, равные возможности такие. Они снимают с нас эту ренту. И они знают, что их давно уже мягко говоря недолюбливают. И пусть не любят — единственной оценкой их работы, способной повлиять на их будущее, являются результаты голосования.
Поддерживают в их районе «ЕР» — значит хорошо трудятся. Нет — значит плохо. Значит, приедут разбираться, вскроют, уволят, посадят. И будет как в Крымске. Меня там в разгар ликвидации ссаными тряпки уродские чиновничьи хари пытались вытолкать из здания администрации, пока министр Пучков не сказал, что я с ним прилетел и надо бы встать по стойке «смирно». Помогло, правда, слабо — ну не въезжают на местах. Не верят, что есть какая-то власть, кроме их собственной.
Так что плевать они хотели на мольбы и уловки Мосгоризбиркома. Они всё равно всё подтасуют. Они — тараканы и крысы. Они — основа вертикали, и слушать они все вышестоящие звенья не будут. Не умеют.
И это всё увидят наблюдатели. И наблюдатели возопят. И снимут на камеру. И выложат в Ютюб. И все узнают, что у Лидера украли победу. А значит, надо ставить палатки и требовать пересчёта. А значит, события на Болотной покажутся детским лепетом. А значит, нас ждёт весёленький понедельник. Хорошо бы пронесло.