Мой город
Ночь. Спальный район Москвы. В очереди у ларька собрались различные социальные элементы. Тут и пьяные подростки, ведущие себя шумно, и два мужичка лет под 40-50 (точнее возраст определить невозможно, в связи с алкоголическим видом), парень с девушкой, дед, и пара узбеко-таджиков.
Со свистом тормозов и громкой музыкой подъезжает тонированная девяносто-девятая, из которой вываливается пьяная (или не пьяная?) компания весьма воинственного вида гостей из южных российских республик и в наглую лезет без очереди, грубо расталкивая собравшуюся толпу. Подростки шуметь перестали, все собравшиеся стали изучать заплеванный асфальт возле ларька. Все, кроме деда. Он задал им вполне резонный вопрос: «а не обнаглели ли вы, ребята?». Задал вполне корректно. Что то сверкнуло в ночной полутьме и дед упал, а гордые воины спокойно купили что-то в палатке, со смехом сели в девяносто-девятую и с пробуксовкой сорвались с места. Лишь после этого к деду осмелились подойти люди. Сначала два мужичка, потом парень с девушкой, подростки купили пива и ушли, все кроме одного. У деда шла кровь из живота, то ли она правда была чёрная, то ли в темноте она казалась такой. У продавщицы с невыговариваемым именем попросили аптечку или что-то подобное, на что она просто закрыла своё окошко и была такова. Пока ехала «скорая», ушли мужички, остались только парень с девушкой и подросток. На вопрос — а что, собственно, дед забыл среди ночи у ларька?, он ответил, что сын его в командировке, а дома сноха беременная очень захотела копченого сыра, вот он и вызвался сходить. Дед умер до приезда «скорой». Тогда еще «милиция» виновных не нашла. Вы спросите, откуда я все это знаю? Подростком, который остался, был я.
Национальный вопрос, хоть и является довольно серьезным в нашей стране, но, все-таки, поведение гостей с гор лишь следствие, а не причина. Вот недавно я посмотрел ролик, в котором какой-то человек пытался снять с балкона политический плакат, с фамилией одного из кандидатов. Да, наверняка это его работа, это его хлеб, он большой профессионал своего дела, но только вряд ли ему платят за угрозы «разбить ебало», за угрозы вызвать «больших людей». Это его фристайл, его индивидуалинка в скучной рутине верхолазанья. И мы с этим человеком находимся на одной ступени эволюции, наверное, он также имеет семью, учит жизни свою жену и детей, решает кучу жизненных проблем и вопросов. Только мне кажется, что мы с ним все-таки совсем разные. Пусть он не поддерживает какую-либо политическую силу, пускай ему вообще наплевать на то, кто выпускает для него законы, устанавливает ставку рефинансирования или решает, какие предметы в школе будут платными, а какие нет, но, казалось бы, зачем ему тогда так напрягаться, угрожать, бороться с кем-то на большой высоте за какой-то плакат, ну раз пассивен ты в политическом плане, то будь пассивным до конца, зачем тебе рисковать собственной жизнью ради тех вещей, которые тебя абсолютно не интересуют?
Или, быть может, он не понимает, что плакат явно политический? Что там не изображена детская порнография, или пропаганда героина? Скорее всего, он действительно просто не понимает, что происходит. Его задача выполнить свою работу, его не интересует законность, обоснованность и прочие глупости, у него есть начальник, вождь, он умный, он все знает, его приказы не обсуждаются, так же как и не обсуждаются приказы полупьяного офицера в армии, в которой он, наверняка, служил. Нашего героя не интересует, каким образом его начальник стал начальником, вдруг у этого начальника 9 классов образования и брат работает в Управе, — нет, это неважно, главное то, что он его вождь, хоть и чисто формально-номенклатурно.
Недавно я зашел в Сберегательный банк с целью оплатить госпошлину, взял электронный номерок и сел себе спокойно в ожидании. Казалось бы, какую хорошую и современную вещь ввели, электронную очередь, — теперь то уж я точно не услышу крики типа: «Мужчина, я раньше Вас пришла, я просто отходила на 5 минут!» и т.п., но мне даже в голову не могло прийти, что две дамы преклонных лет будут ругаться на все помещение на предмет... чего бы вы думали? Оказывается, этот электронный аппарат, который выдает номерки, неправильно их выдал! То есть та бабушка, у которой был номер 153, обвиняла бабушку с номером 152, что она лезет не в свою очередь! Все аргументы здравомыслящих людей разбивались о фразу «Не знаю я ваш аппарат чавойто он перепутал значит!».
А раболепие и примитивный страх перед полицией? Сколько людей вы знаете, которые безусловно соглашаются с наложенными на них штрафами, хотя и всем абсолютно очевидно, что нарушение вменено? Многие люди даже умудряются говорить «спасибо» инспектору, который отпускает их за взятку в несколько тысяч рублей за нарушение, которого не было! На мой вопрос, заданный подвозившему меня частнику, которого остановили, продули, и он отдал десять тысяч рублей, — «а Вы что, правда употребляли?», частник ответил «нет», и тогда я поинтересовался, а за что, собственно, он отдал такие деньги? Он ответил, что если начнет спорить, то не только прав лишат, так еще и наркотики какие-нибудь подкинут. Частнику было за 40 лет. Женатый, значит, скорее всего, кормит семью, деньги уж точно лишними не будут, да и машина у него была совсем не мерседес. Так вот просто взял — и отдал десятку. Ни за что, какому-то мужику в спецовке. Его семья недополучит каких-то благ, возможно, дети не получат игрушки или необходимую одежду. А из-за чего? Из-за того, что их отец, условно выражаясь «недалёкий», он не знает своих прав, незнаком с процедурой медицинского освидетельствования, не представляет, что такое законность в принципе. Для него этот мент такой же начальник, как и для верхолаза, такой же пряник и кнут в одном лице. Отпустил за десятку, не стал подкладывать наркотики, — надо сказать спасибо всесильному! Мысли о возможном, пусть даже и проигрышном, противостоянии с начальником его не посещали в принципе, неважно, прав он был или нет. В следующий раз он, или такой же как он, поедет со своим сыном и его также остановит полицейский и своим примером он покажет, как нужно себя вести в такой ситуации. Возможно, через 20 лет сын мента также ни за что будет отнимать деньги у сына частника, которые тот покорно отдаст.
Винить людей в их недалекости или слабоумии зачастую не является корректным, ввиду того, что в большинстве случаев они сами в этом и не виноваты вовсе. Ну, не заложили человеку в детстве в голову стремления к самообразованию и развитию, ну не заложили культурных ценностей, не посеяли основы самоуважения, а ему самому и не надо, что же тут поделать? Скорее всего, ничего. Современные развитые люди (я нарочно не пишу «образованные», поскольку у нас высшее образование сейчас у каждого двоечника) вынуждены сосуществовать с такими вот «недалёкими» людьми, и не просто сосуществовать, а находиться от них в самой настоящей зависимости.
Десятилетия жизни нескольких поколений советских граждан не могут пройти бесследно для современной наследницы СССР. Люди, которые привыкли не выбирать, а лишь довольствоваться тем, что им дали, — ну кого они могут выбрать? Лишь того, кого им в настоятельной форме предложат, например, по телевизору. Они выбирают президента, потому что их больше. Они выбирают депутатов, потому что их больше, они задают правила поведения следующим поколениям россиян, потому что их больше. На мой вполне резонный вопрос «а почему вы проголосовали за этого кандидата?», самые разумные из них отвечали, что, мол, у меня есть работа и машина и я не голодаю, лишь бы не было хуже. Вот тут еще можно как-то побеседовать на разные темы, типа, цена нефти, наличие газа, имущество чиновников и пр., и возможно, они меня даже переспорят. Но очень многие ответят — «какая разница, все равно выберут его!» или «а за кого? за этого что ль? с ним еще хуже будет!», на мою вполне уместную просьбу обосновать своё мнение обычно начинались агрессия и тупиковое поведение.
«Ну и вали отсюда, если тебе не нравится!», скажут многие, «что распаляешься, все тебе не так, все не эдак!?». Да, это вариант. Но я имею такие же права находиться на этой земле, как и они. Мои предки воевали во всех войнах, как и их предки. Воевали, строили, охраняли границы от врагов, лечили, учили, да мало ли что еще. Так вот, сейчас пойдет невероятная и мечтательная часть. Хотел бы я, чтобы в нашей стране был заложен Город, жителем которого можно было бы стать лишь после прохождения определенных испытаний. Честных, неподкупных. Я бы учился и занимался бы столько, сколько потребовалось, чтобы пройти эти испытания. И был бы в этом Городе мэр, которого бы выбирали жители этого Города. Со своей Думой, набранной из жителей, со своей полицией, из жителей Города, со своими правилами и порядками, установленными жителями этого Города. Тогда бы те немногие гости с гор не носили бы оружие, «скорая» бы приезжала намного быстрее, верхолазы не грозились бы разбить лицо, бабушки не спорили бы в нашем банке, полицейские бы выполняли свою работу по розыску немногочисленных преступников качественно и не брали бы взяток в нашем Городе. И Город стал бы интеллектуальным центром всей России. Нет, он бы не открестился от остальной России, он взял бы на себя заботу о ней в будущем, но лишь в той мере, в какой позволили бы люди, оставшиеся за пределами Города. Почему город, а не отдельная страна, спросите вы? Да просто — больше, чем на город, людей не наберется.