Фотосет

Век Роберта Капы

Век Роберта Капы

22 октября исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого фотографа-репортера Роберта Капы (он же Андре Ерно Фридман). Человек мира, выходец из Венгрии, он жил и работал в 30-е годы в Германии, Франции, Англии, затем в США. Капа прославился, прежде всего, своими военными фоторепортажами с передовой. Сначала гражданская война в Испании, потом китайско-японская, Вторая Мировая, арабо-израильский конфликт 1948 года. Фотограф закончил свой творческий и жизненный путь в ходе войны в Индокитае в 1954 году, где подорвался на противопехотной мине. На момент смерти ему было 40 лет.

Несмотря на очевидную антипатию к тоталитаризму, Капа, тем не менее, старался сохранять объективный и созерцательный взгляд в своих работах, снимал как «белых» так и «красных». Многие из его фотографий стали вневременной классикой, порой даже излишне заезженной в литературе и масс-медиа по исторической и военной тематике. Его политические взгляды противоречивы — некоторые считали его анархо-коммунистом, другие ставили в упрек произраильские симпатии в период военных столкновений на Ближнем Востоке. В любом случае, Капа сторонился авторитаризма и агрессивных режимов — у него был паспорт гражданина США. Также известны его скептические заметки в отношении СССР, где он побывал в 1947 году:
Сейчас поздняя ночь, и я сижу посреди ужасно мрачного гостиничного номера, окруженный ста девяноста миллионами русских, четырьмя фотокамерами и парой дюжин проявленных, но больше непроявленных плёнок, а также одним спящим Стейнбеком, и счастливым я себя совсем не чувствую. Сто девяносто миллионов русских против меня. У них нет стихийных митингов на улицах, они не занимаются свободной любовью, они не любят ничего нового, они очень правоверны, высоконравственны и трудолюбивы, а для фотографа это так же скучно, как снимать яблочный пирог. Ещё им нравится русский образ жизни и не нравится фотографироваться. Все мои четыре фотокамеры, привыкшие к войнам и революциям, испытывают чувство отвращения, и каждый раз, когда я щёлкаю ими, с ними обязательно что-нибудь происходит. И ещё вместо одного Стейнбека у меня их целых три.
В Штатах с 1955 года вручается премия Роберта Капы за фоторепортажи, созданные с риском для жизни.

«Смерть солдата-лоялиста», гражданская война в Испании, 1936 год. Одна из наиболее знаменитых работ Капы, фактически «новое слово» в военном репортаже.
Выступление Троцкого в Копенгагене перед местными студентами, 1932 год.
Ветераны битвы под Верденом на могилах своих товарищей.
Поезд немецких советников, покидающих позиции Чан Кайши, Китай, 1938 год.
Военнослужащие-женщины китайской армии на занятиях, 1938 год.
Девушка отдыхает в ходе эвакуации Барселоны, 1939 год.
Преследования француженок, состоявших в интимных отношениях с военнослужащими вермахта, 1944 год.
Пленные немцы, Франция, 1944 год.
Высадка союзников в Нормандии, 1944 год. Из-за ротозейства редакции журнала Life, где в тот момент работал Капа, удалось сохранить только 8 снимков из всего репортажа. Эти кадры принесли Капе всемирное признание – он оказался единственным фотографом, запечатлевшим бойню на Омаха-бич. «Смазанный» эффект большинства кадров породил впоследствии массу подражателей и даже повлиял на документальное и художественное кино, где прерывистые кадры уходили корнями в стилистику «а-ля Капа» и создавали гипер-реалистичный эффект.
Немецкие военнопленные в Нормандии, 1944 год.
Парашютист ВМС США перед рейдом на реку Рейн, 1945 год. Еще один «фирменный» снимок Капы, ставший в том числе визитной карточкой американской пропаганды. Десантник странным образом напоминает мужланскую икону времен нынешних – английского актера и футболиста Винни Джонса.
Немецкие фермеры покидают свои дома, 1945 год.
Американский солдат, убитый немецким снайпером, 1945 год. Один из лучших кадров Капы, редко отмеченный публичным вниманием из-за своей брутальности.
Варшава, 1948 год.
Миграционный центр в Галилее, беженцы, 1949 год.
Встреча талмудистов в Иерусалиме, 1949 год.
Капа снимал немало светских и жизненных сюжетов. Анри Матисс в своей мастерской, 1949 год.
Эрнест Хемингуэй с женой и детьми на отдыхе, 1941 год.
Девочка в украинском колхозе, 1947 год.
Москва, 1947 год.
Москва, 1947 год.
Москва, 1947 год.
Мужчины выпивают в парижском баре, 1948год.
Принц Нидерландов Бернар, 1951 год.
Париж, 1948 год.
Франция, Довиль, 1951 год.
Роберт Капа собственной персоной, Италия, 1943 год.
10 777