Фотосет

Агент Провокатор

Агент Провокатор

Недавно в Праге, посередине реки Влтавы, напротив Чешского града, куда ходит на работу президент республики , появилась 10-метровая инсталляция в виде вытянутого вверх среднего пальца руки. Этот оскорбительный жест известный чешский скульптор Давид Черны адресовал главе государства — Милошу Земану в знак несогласия с политикой социал-демократического правительства страны.

В отличие от соседней Польши, где откровенно левацкие, и уж тем более прокоммунистические силы почти не имеют никакого политического веса, в Чехии правящая социал-демократическая партия отчасти сохранила некую преемственность с социалистическими идеями. Сам Земан был членом компартии, хотя и был исключен из нее в 1970 году за несогласие с вторжением войск ОВД в Чехословакию в 1968 году. Но главное, за что нелюбим Земан нынешним поколением чехов — за архаизм мышления и несоответствие требованиям современности. В этом смысле арт-жест Давида Черны — столкновение прошлого и настоящего.

Черны — известный провокатор, безусловный лидер чешского (и даже шире — восточноевропейского) политизированного стрит-арта, человек праволиберальных взглядов, поддержавший на последних выборах основных противников эсдеков — князя (а в прошлом правозащитника) Карела Шварценберга и его партию ТОП 09. Неслучайно неприличный палец был выкрашен в фиолетовый цвет — аналогичный цветам партии Шварценберга. Черны — подлинное дитя и последовательный сторонник идеалов «бархатной революции», он из поколения гавеловского призыва, возложившего большие надежды на демократические ценности и национальное возрождение. Поскольку эта плеяда чешских национал-либералов во многом завязана на интеллигентные слои, они чутко реагируют на любые попытки советского реванша, даже если такие попытки имеют скорее не красный, а розовый окрас (Земана все же трудно назвать «зюгановым»). Для чешского среднего класса и буржуазных граждан мысль о недобитой гидре социализма внушает подлинный ужас — об этом, кстати, вспоминает не только Черны, но и местные журналисты, историки, кинематографисты (фильмы «Путы», «Безумие», «В тени», «Роза Кавасаки», снятые в последние годы).

Сам Черны сейчас много времени проводит в Нью-Йорке и не скрывает раздражения по поводу сложившейся политической коньюнктуры на своей родине, когда, по его мнению, шанс получают люди из прошлого. Скульптор даже не исключает окончательной эмиграции: «Просто наш президент еще одна причина, чтобы не жить в Чешской республике», — грустно замечает Черны.

Черны знаменит не только своими политизированными работами — он проводник арт-урбанизма на грани скандалезности. Его арт-объекты, размещаемые на улицах, становятся не только концептуальным высказыванием, но и дополняют городской ландшафт, разбавляют привычную винтажную картинку Праги смелыми элементами актуального искусства.

Одна из самых эпатажных работ Черны – «Розовый танк». По советскому преданию, танк ИС-2 был первым, вошедшим с освободительной миссией в Прагу 1945 года. У Черны, очевидно, были другие мысли насчет «освободительной миссии» РККА, о чем он громко заявил в 1991 году, придав ИС-2 гламурный вид и снабдив машину уже узнаваемым средним пальцем руки. По требованию российского правительства танку вернули зеленый цвет, палец убрали, но потом местные активисты снова сделали ИС-2 розовым. В наше время инсталляция Черны приобрела новое звучание, и вот уже ИС-2 периодически путешествует по Влтаве на специальном понтоне. Постоянную прописку он приобрел в пражском военном музее.
К слову, в отношении нынешней России Черны также иллюзий не питает. «Мне не нравится то, что происходит в России. Я несколько раз был в Киеве, один раз был в Москве, был на кинофестивале в Сочи, но это было десять лет назад, мне там было плохо. Мне не нравится, как танки поменяли на банки. И я считаю, что Москва старается поработить эту страну с помощью денег, системы и Клауса» (имеется ввиду экс-президент Чехии Вацлав Клаус – прим. ред.)
Работа Quo vadis?, 1990 год. Автомобиль «Трабант» на человеческих ногах символизирует восточных немцев, приезжавших в Прагу в советское время на своих «народных автомобилях» и выстраивавшихся затем в очередь в посольство ФРГ. Из Праги ГДРовцам сбежать в свободный мир было удобней – дома зверствовало Штази. Скульптура Черны установлена сегодня на Староместской площади.
«Подвешенный человек» на улице Хусова, 1996 год. По некоторым данным, Черны «подвесил» Зигмунда Фрейда, по другим - тов. Ленина. Но, возможно, арт-провокатор просто не видит между ними принципиальной разницы.
«Перевернутый конь», 1999 год. Святой Вацлав, символ Праги, сидит на брюхе мертвого коня. Аллегория на тему подобострастного отношения туристов и самих чехов к «чешскому лубку». Черны, очевидно, раздражает культивируемая «матрёшечность» Праги и политическая провинциальность республики. Скульптура находится в пассаже «Люцерна» на Водичковой улице.
«Младенцы в Жижкове», 2000 год. Ползущие по жижковской телебашне марсианские бейбики – одна из наиболее ярких задумок чешского художника. Прежде, чем установить их на башне, Черны возил «младенцев» по многим выставкам.
Инсталляция «Пистолеты» во дворе Музея современного искусства.
«Акула», 2005 год. Мертвый Саддам Хусейн с петлей на шее, помещенный в аквариум с формальдегидом. Спецприз на пражском биеннале. Жутковатая работа, запрещенная в ряде стран (Польша, Бельгия).
«Метаморфозы», 2007 год. Фонтан-трансформер располагается в Северной Каролине. Черны может управлять изменениями головы дистанционно, через Интернет.
«Красный автобус», 2012 год. По мнению Черны, так выглядела Чехия на олимпиаде в Лондоне в прошлом году. Автобус отжимается, если что.
Давид Черны.
10 962

Читайте также