Радослав Сикорский: «Мы не должны допустить, чтобы Путину всё сошло с рук»
На всем протяжении противостояния Януковича и Евромайдана Польша играла ключевую роль в процессе помощи украинской революции. Это была как и широкая моральная поддержка, так и материальная (гуманитарная помощь, лечение раненых на польской территории), а также политическая – Варшава была основным посредником в переговорном процессе между ЕС и Украиной. Кроме того, именно Польша постоянно поддерживала высокий уровень интереса мировых элит к «украинскому вопросу». В значительной степени это случилось благодаря личности нынешнего министра иностранных дел Польши – Радослава Сикорского.
Сикорский имеет репутацию «ястреба» среди европейских дипломатов. Он выступает за самые жесткие меры в отношении нынешнего истеблишмента РФ, централизованную политику ЕС по вопросам безопасности и активное привлечение США в решении евроатлантических проблем. Одновременно польский политик полагает, что Россия должна активней интегрироваться в западную цивилизацию. Благодаря действиям Сикорского авторитет Варшавы в ходе нынешнего украинского кризиса вырос до небывалых высот – усилия польского МИДа фактически сделали из страны основного игрока на восточноевроейском пространстве.
Радек Сикорский (51 год) – человек с витиеватой биографией. Выпускник Оксфорда, журналист, блестяще владеющий английским языком, до 2006 года был гражданином Великобритании. Затем, получив польское гражданство, стал членом правой партии «Право и Справедливость». В 2005-2007 годах занимал пост министра обороны. Перешел в «Гражданскую платформу» и стал министром иностранных дел в првительстве Дональда Туска. В 80-е годы в качестве журналиста Сикорский работал в горячих точках, а в Афганистане принимал участие в боевых операциях против советских войск. В 1988 году за свои снимки получил награду World Press Photo.
Сегодня Сикорский желанный гость в редакциях ведущих СМИ и эксперт по украинскому вопросу. К его мнению прислушиваются, тем более, что польский дипломат зачастую не боится озвучивать вещи, о которых другие предпочитают молчать.
По мнению Сикорского, в сложившейся ситуации Запад обязан проявить твердость и не идти на поводу у Кремля. «Вся архитектура международного мироустройства поставлена под угрозу», - говорит министр.
Аргумент, что Европа связана с РФ газовыми контрактами, не является для Сикорского весомым. «Россия поставляет в страны ЕС около 30% «голубого топлива». Та же Норвегия является для Старого Света куда более значимым партнером. Потеря газовых контрактов в первую очередь ударит по самой РФ».
В тоже время Сикорский признает, что Европа могла бы проявить бОльшую твердость в текущих условиях. Те же американцы уже начали боевые приготовления на европейской территории. «Европе необходимо выработать общий и централизованный подход к вопросам безопасности», - полагает Сикорский. Необходимо более оперативно реагировать на злободневные темы. «Целый год чиновники, юристы и переводчики в Брюсселе готовили только текст соглашения между ЕС и Украиной!», - возмущается дипломат. Затягивание интеграционных процессов между Украиной и ЕС позволило Кремлю надавить на Януковича.
Именно Сикорскому принадлежит инициатива выступить парламентерами в переговорах между украинским экс-президентом и оппозицией. Польский министр прибыл в Киев 19 февраля вместе со своими коллегами – немцем Францем Штайнмайером и французом Лораном Фабиусом. Сикорский уже понимал чего можно ожидать от Януковича. «Он представлял собой замшелый тип советского лидера, а-ля Брежнев, с соответствующими приемами ведения переговоров – забалтывание темы, выдвижение встречных обвинений, апелляции к несуществующей «логике» и неведомым «процессам».
«Я предупредил Штайнмайера, чтобы он не позволил скатиться диалогу в пустопорожнюю болтовню», - вспоминает Сикорский в интервью The Telegraph. «Мы прервали Януковича и сразу поставили жесткие условия: вы должны немедленно остановить кровопролитие и назначить срок, когда вы уйдете в отставку. Янукович побелел как снег и ушел звонить Путину. Затем он возвратился и уже настоял на более позднем сроке президентских выборов».
Сикорский не разделяет мнения, что Путин хочет вернуться к идеалам «холодной войны». «Идеология современной России представляет собой причудливый микс. Сегодня Москва совсем не находит отклика у европейских левых. Напротив, Путин пытается привлечь внимание ультраконсерваторов, сопротивляясь однополым бракам и «развращенности» Запада. С другой стороны, Кремль эксплуатирует антиамериканизм, а для многих европейских правых США остаются безусловным ориентиром. Эта двойственность не позволяет Путину сформировать устойчивый конгломерат союзников, несмотря на мощную пропаганду и внушительные финансовые средства».
«Мы не можем позволить, чтобы Путин сейчас вышел сухим из воды», - восклицает Сикорский. «Иначе права русскоязычных будут защищаться через некоторое время на территории стран Балтии, что приведет к неминуемой катастрофе. И мы не можем бросить Украину. Они наши соседи и борются за те же ценности, что и поляки в 1989 году. Договор об ассоциации будет первым шагом в деле дальнейшей евроинтеграции украинцев».