The Washington Post: Обязательства Запада перед Украиной
В новой стратегии президента Обамы и европейских союзников следует учесть: то, как Владимир Путин видит мир, основано на опасных измышлениях, пишут в статье для The Washington Post экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт и Джим О’Брайен, который в администрации Клинтона был эмиссаром президента США по делам Балкан.
«Черчилль называл Россию «загадкой, которая покрыта тайной и помещена внутрь головоломки». При Путине российскую риторику можно назвать «фантазия, которая помещена внутрь бреда и завернута в хитросплетения лжи», говорится в статье.
Авторы перечисляют заявления Путина, которые они считают неправдой. Путин называет украинцев фашистами, которые намерены напасть на русских. Он также полагает, что распад СССР был величайшей катастрофой XX века. Авторы возражают: на деле катастрофой были две мировых войны и «полвека, в течение которых тоталитарная держава угнетала собственный народ и соседей».
«После краха советской империи возникла надежда, что Европа станет единой и свободной, а Россия сделается ее частью. Но в глазах Путина, этого ревизиониста из ревизионистов, Россия более 20 лет подвергалась оскорблениям, была не способна проецировать свою мощь, а также препятствовать уговорами или силой тому, чтобы другие проецировали свою мощь», — пишут Олбрайт и Джим О’Брайен.
Путин ссылается на прецеденты, в том числе на действия сообщества в связи с Косово. Авторы возражают: в 1990-е годы вмешательство на Балканах одобрялось и осуществлялось множеством государств в рамках международных институтов и на основе неформальных договоренностей, а силу применили только после того, как дипломатия исчерпала себя.
«Нельзя допускать, чтобы ложь Путина оставалась в силе», — призывают авторы. Они предлагают свою схему стратегической концепции Запада.
1) «Статус территорий, на которые претендует Путин, должен остаться спорным. Крыму не следует оказывать какую-либо помощь, а его чиновники не должны иметь международного статуса». Напротив, Украине надо помочь.
2) «Президент и союзники США должны дать понять лидерам и гражданам России, что Россию радушно встретят, если она предпочтет стать ответственным членом международного порядка», — говорится в статье.
По мнению авторов, власть Путина опирается на его «роль арбитра среди 400 так называемых „власть имущих“, которые наживаются на государственных банках и компаниях. Нужно заставить его и этих людей ощутить на себе, какова цена его действий. Их активы должны подлежать проверкам и запретам при пересечении международных границ».
3) Во время визита Обамы в Европу следует разработать стратегию для государств, граничащих с Россией. Главное — создание прочных экономических и социальных связей Украины с Западом.
В 1999 году Клинтон заключил, что слабые балканские страны не в силах процветать, и поклялся интегрировать их в Европу.
«На этой неделе Обама и наши союзники могут дать сходную клятву и немедленно принять меры, чтобы поддержать макроэкономическую стабильность Украины и ключевых стран, интегрировать их компании в торговые связи и дать жителям региона шансы на образование и трудоустройство в формах, подвластных контролю», — рекомендуют авторы. Окрепшее трансатлантическое сообщество привлечет страны, которые намерены отвергнуть Евразийский союз.
В то же время украинскому правительству надо помочь с самообороной, а также с защитой от кибератак и в области «работы полиции, особенно для подавления массовых беспорядков», пишут авторы.
В дни «оранжевой революции» украинский народ четко дал понять, что хочет европейской интеграции. Теперь ему и мировым лидерам представился второй шанс на это. Но «история не простит виновников, если разразится вторая холодная война», говорится в статье.