Ордынский тренд
Странную статью по украинской проблематике опубликовал в «Известиях» Вадим Штепа. Странность заключается в самой её орфографии и пунктуации. Знаковое, понятийное слово Майдан Вадим почему-то стал писать с маленькой буквы. Сам факт победы демократии в Украине для него теперь, очевидно, под вопросом, поскольку это словосочетание — «победа демократии» — автор пишет в кавычках. Вадим повторяет слова Ильи Пономарёва об «импотенции киевской власти», якобы не желающей «слушать голос разума» и пойти по пути пресловутой «федерализации». Штепа называет новую украинскую власть «демократами» — именно так, опять же в кавычках. Он упрекает Киев в нежелании слышать т.н. «голос регионов», звучащий у памятников Ленину на фоне советской символики:
Причем, как бы ни ругали донецких и луганских активистов «совками» и «ватниками», они, как это ни парадоксально, действуют вполне в европейском тренде. Например, в Каталонии в ноябре этого года также состоится референдум о независимости — несмотря на «запрет» его мадридскими властями.
А что, в Каталонии тоже будут орудовать иностранные диверсанты и террористы? «Зелёные человечки» — это, оказывается, такой вот вполне себе «европейский тренд»? Надо же, а сама Европа видит в событиях на Юго-востоке всего лишь форму ведения имперской войны против Украины. Очевидно, Вадиму следует «просветить» европейцев с трибуны какой-нибудь очередной конференции по регионализму. Интересно будет посмотреть на их реакцию.
Каталония, при всём её стремлении к независимости, не мыслит себя вне Евросоюза. Евроинтеграция — она наверняка будет стратегическим направлением развития Каталонии после обретения независимости. А вот «донецкие и луганские активисты» намерены двигаться в совершенно противоположном направлении — и географически, и цивилизационно. Т.н. «евросодом» они нА дух не переносят. Они демонстрируют совсем не европейский, а евразийский, ордынский тренд. Донецк и Луганск — это уродливая, совковая пародия на Каталонию. Весь их «уникальный» региональный бренд выражается в памятниках Ленину, красных флагах и исполнении советского (именно советского, даже не российского) гимна. Ни к какой подлинной независимости Донецк и Луганск не стремятся. Их нынешняя «независимость» — это всего лишь промежуточный этап на пути в Россию, которую они рассматривают как историческое продолжение СССР. «Мы за федерализацию к России», — вот расхожее тамошнее выражение. Донецк и Луганск — это не федерализм, не регионализм и даже не сепаратизм в чистом виде. Сепаратизм там носит прикладной, оперативный характер. Это абсолютно имперское, по сути, движение, служащее имперским интересам Кремля.
Странно, почему мой друг философ Вадим Штепа не видит этого. Непонятно, зачем совково-криминальную смуту на востоке Украины он подвёрстывает под европейские процессы? Зачем он понятия федерализма и регионализма объективно ставит на службу путинскому империализму? Словесный туман про «европейский тренд» как дымовая завеса скрывает «зелёных человечков», ведущих необъявленную войну с Украиной. Легитимация через «регионализм» и «федерализм» дремучей донецко-луганской реакции, питаемой Москвой — такой мне видится направленность статьи Штепы вне зависимости от субъективной воли её автора.
Другой вопрос — насколько перспективно для новой Украины удержание в своём составе Донецка и Луганска? Стоит ли это удержание таких усилий и жертв? Нет ли смысла в том, чтобы сбросить эти явно балластные регионы с дирижабля европейской Украины? Этими вопросами сейчас задаются многие. Советская ментальность, любовь к портретам Сталина и памятниками Ленину, ненависть к Украине как таковой, еле прикрытая «антифашистской» риторикой, сложная криминогенная ситуация — всё это совсем не тот багаж, с которым можно идти в Европу. Донбасс и Луганщина всегда будут проблемными регионами, эдаким совковым Ольстером, угрожающим самому существованию Украины. Всё так, но есть, увы, один контраспект, указывающий на необходимость наведения порядка на востоке. Очень прозаический и очень весомый.
Именно на него-то и надо, прежде всего, обратить внимание — вместо того, чтобы искать в действиях «донецких и луганских активистов» прекрасный «европейский тренд». Дело в том, что город Славянск (ранее безвестный) расположен в самом центре территории, где находятся весьма значительные запасы сланцевого газа. Контроль над Славянском — контроль над этой территорией. Ещё при Януковиче Украина заключила контракт с корпорацией «Шелл» на разработку славянских месторождений. Уже в следующем году корпорация готова приступить к добыче, которая через несколько лет может достичь очень серьёзных объёмов. Энергетическая независимость Украины — в этом путинская «империя углеводородов», конечно, не заинтересована никак: ни политически, ни экономически. Отсюда — стремление Кремля отторгнуть Донбасс от Украины или, по крайней мере, держать его в перманентном состоянии мятежа и войны, что сделает работу по добыче сланцевого газа невозможной. Вот такая суровая проза жизни, непосредственно связанная с банковскими счетами кремлёвской клики. Спрашивается, стоит ли эту прозу изукрашивать виньетками велеречивых рассуждений, друг философ?
Прежде, чем нам «трындеть» о трендах, а тем более европейских, якобы имеющих место быть на востоке Украины, стоит послушать рассказ спецкора «Новой Газеты» Павла Каныгина. Его похитили в Артёмовске пресловутые «активисты» и привезли на городскую площадь. Дело чуть было не дошло до линчевания:
Объясниться мне не давали. Вокруг собралось, наверное, полсотни человек. Наконец люди на площади заговорили, что я работаю на СБУ, ЦРУ, США, а человек, забравший у меня пресс-карту, сказал, что я американец, который овладел русским языком и подделал удостоверение «Новой газеты». Кто-то схватил меня за рюкзак.
Я закрыл голову руками — удары посыпались с разных сторон, откуда можно было дотянуться, и я присел на землю. Били женщины и мужчины...
Потом Каныгина увезли в некий «штаб». По дороге ему выбил зуб некий крепыш по кличке «Башня» — на боках у этого «активиста» висело по автомату. В «штабе» крепыш снова бил Каныгина, требуя от него пароли от телефона и ноутбука. Спецкору угрожали, что увезут его в Славянск, в подвал захваченного здания СБУ, а там — «ваши эфэсбэшники и чечены». «Сам понимаешь». Потом Каныгина подчистую ограбили — но сумма показалась бандитам недостаточной, и они вынудили Павла забить стрелку с его другом, журналистом-немцем, который дал ещё денег. Потом Каныгина опоили каким-то зельем и в полубессознательном состоянии доставили в донецкую гостиницу...
«Европейский тренд»...