Такой Донбасс нам не нужен
Шаткое и эфемерное перемерие, установившееся на востоке Украины в последние дни, зафиксировало парадоксальную вещь — Донбасс, в котором несколько месяцев бушует война, оказался в своем нынешнем состоянии никому особо не нужен. После трагедии под Иловайском украинские силы взяли паузу и постепенно переходят к позиционной обороне. Киев пока не сформулировал свои условия прекращения огня, но очевидно, что Новороссию как часть Украины он терпеть не намерен. Запад абстрагировался от военных действий и ждет решения от противоборствующих сторон. Пророссийские боевики каждый день выдвигают разные ультиматумы (под видом «мирных планов»), один абсурднее другого. Фонящий за ними Кремль не заинтересован видеть Донбасс не только в составе РФ, но и как самостоятельное государственное (или полугосударственное) образование. Путин хотел бы рассматривать этот регион как аналог украинской Чечни. Т.е. Донбасс получает массу привилегий от киевских «федералов» (и 500 млн. евро от Меркель впридачу) и, свесив ножки, торпедирует все инициативы младоукраинцев по европеизации страны.
Для Киева именно такой вариант можно считать абсолютно неприемлемым. Легче отказаться от активной зачистки Донбасса и признать «шахтерский край» временно оккупированной территорией. Мы писали об этом еще в мае, когда предлагали «заморозить» АТО на исходных рубежах и наблюдать за развалом ДНР\ЛНР изнутри. Майские тезисы актуальны и сейчас — интеграция Донбасса в состав Украины в своем теперешнем виде фактически уничтожит майдановскую Украину. «Новороссия» — это не пророссийский, а просоветский заповедник, аналоги которого даже в современной России найти трудно. Перевоспитать этих людей вряд ли возможно (да и нужно ли?), особенно после АТО. Характерно, что «западенцы» не рвутся освобождать восток Украины. Батальон «Закарпатье» так вообще дезертировал. Основу других добровольческих структур формируют преимущественно выходцы из центральной и восточной частей страны, так же, как и ряд армейских подразделений на передовой.
Текущий момент, безусловно, непростой ребус для Порошенко. Формально «отказ» от Донбасса будет означать поражение АТО, и кто знает, как отреагируют на такой итог патриоты, особенно после «иловайского котла». В некотором смысле «спасает» ситуацию внешняя агрессия — она заслоняет собой все иные смыслы, действительно переводя боевые действия в формат Отечественной войны. Остается надеяться, что драма под Иловайском позволит сделать надлежащие выводы и консолидирует украинское общество. Раскол между добровольцами и кадровыми военными рискует поставить под удар успех всей военной компании. Не исключено, что иловайский «коридор смерти», придуманный в Кремле, имел целью решение именно этой задачи.
Тем временем Путин, вдохновленный последними успехами, отступать не намерен. Любой его «мирный» план — это вариант ультиматума, поскольку «переговоры по-путински» означает не искать компромиссы, а диктовать условия. В присущей ему винни-путовской манере он будет сжирать «по-немногу» Украины, а потом «еще немного», вплоть до того момента, когда у кролика-Яценюка не останется вообще ничего. Затем, конечно, Вини-Пут застрянет в украинском капкане, но лучше до крайностей не доводить — остановить прожорливого медведя надо здесь и сейчас.
Тем более, что дела у «царя Владимира» обстоят не слишком хорошо. Изморозь на западном направлении все больше превращает Россию в придаток Азиопы. Китайцам отдадут на съедение ЗИЛ и запустят в пока еще жирный Ванкор, а дефицит продуктов отправил государя в богом забытую Монголию, где отечественные правители не бывали, наверное, еще со времен русских князей, уезжавших в Орду за управленческим ярлыком. Сейчас для России актуальны иные ценности — Путин приехал просить у монголов баранины и кумыса, а заодно подивился на комфорт и прочность монгольской юрты — кто знает, быть может, россиянам в недалекой перспективе придется пожить и в таких условиях.