Просто «Михайлов»
22 января наступившего 2015 года произошло важное событие: патриарх Кирилл Гундяев посетил Государственную думу и выступил там с речью. Нет, в том, что Кирилл пропел осанну «нынешнему составу Государственной думы» — самому реакционному и мракобесному из всех составов российского «парламента», нет абсолютно ничего неожиданного. Мое внимание привлекло другое: мизансцена в президиуме. Патриарх Кирилл, намеревающийся идти к трибуне, и председатель Госдумы Сергей Нарышкин, только что представивший Кирилла и тепло, эдак проникновенно ему аплодирующий. Да, между этими людьми, несомненно, есть некая незримая для профанов, сокровенная, животрепещущая связь. Да, они земляки, оба из Питера (как и Путин), но только ли в этом дело? Тогда в чем? О, чтобы ответить на сей вопрос, надо начать издалека.
Мне вспоминается «утро» великой путинской эпохи, март 2002 года, когда патриарх Алексий II Ридигер освятил храм Софии Премудрости Божией на Лубянке. Отмечу, храм этот был освящен именно как Храм Чекистов. Об этом открыто говорил тогдашний патриарх, обращаясь к тогдашнему главному чекисту Патрушеву (получившему потом от РПЦ церковный орден):
Я думаю, что освящение каждого храма, возрождение его к духовной жизни является событием большой духовной значимости, и то, что этот храм непосредственно находится и примыкает к тем службам, которые вы возглавляете, и таким образом как бы становится приходским храмом, так же, как и у Министерства обороны есть свой храм святых благоверных князей Бориса и Глеба, у Министерства внутренних дел есть храм Казанской иконы Божией Матери на месте разрушенного соборного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Теперь и в вашем ведомстве есть свой храм — Софии, Премудрости Божией...
Ну, короче, у чекистов работа умственная, аналитическая, требующая премудрости — стало быть, вот им и «премудрость Божия» в виде персонального храма. А поскольку тот «непосредственно находится и примыкает к тем службам», как бы освящая их, то и весь лубянский комплекс являет собой с тех пор нерушимую державную цитадель «премудрости Божьей».
А в апреле того же, 2002-го года замдиректора ФСБ Владимир Шульц так отозвался на появление чекистского храма:
В наше время, в период поиска новых духовных источников развития общества и государства, традиционные для России религии, проповедуемые ими идеи добра, братства людей — очень важны. Мы на Лубянке это хорошо понимаем. Без сохранения и преумножения традиционных ценностей, подлинного патриотизма, любви к Родине, к ее историческим и духовным святыням — вряд ли можно обеспечить динамичное развитие страны. Открытие Храма, расположенного рядом с комплексом зданий ФСБ России, восстановленного при непосредственном участии наших сотрудников, поистине знаковое событие.
Вот так: они там, «на Лубянке», это «хорошо понимают». Потому что профессионалы. И в РПЦ профессионалы. И те, и другие делают одно большое, общее, государственное дело. И вовсе не смущало патриарха Алексия Ридигера, что в лубянских кабинетах вместо икон (или вместе с ними, рядом) — портреты «антихриста» Дзержинского. О, здесь «премудрость»...
И тут, знаете, кого я вспоминаю? Недавно почившего отца Глеба Якунина. А точнее, собранные еще в 1990 году «Материалы комиссии Якунина и Пономарева» об агентуре КГБ в РПЦ. Интересное, прямо-таки захватывающее чтение! Вот, например:
В Англию в составе делегации РПЦ на заседания исполкома Конференции европейских церквей выезжали агенты: „Дроздов“, „Пересвет“. От агентов получены данные на интересующих органы КГБ лиц и деятельность этой организации.
Бегло перелистываю далее, натыкаюсь:
Подготовлен приказ председателя КГБ СССР о награждении агента „Дроздова“ Почетной грамотой.
Видать, заслуженный агент этот «Дроздов», небось не только Почетную грамоту, но и звание соответствующее имеет. Ой, простите: не имеет, а ИМЕЛ. Поскольку «Дроздов» этот никто иной, по данным «Материалов комиссии...» и другим, как покойный патриарх Алексий Ридигер. А ТУДА погоны с собой не берут. Хотя, наверное, кто как... Кстати, помните скандальный хит «Пусси Райт», исполненный в ХХС? «Черная ряса, золотые погоны»? Короче, освящение Алексием Ридигером храма на Лубянке в марте 2002-го — деяние далеко не формальное и не случайное, знаковое.
Листнем дальше материалы зловредной комиссии Якунина-Пономарева:
1973 год, январь. В Таиланд и Индию для участия в работе ВСЦ (Всемирного совета церквей — А.Ш.) выводились агенты органов КГБ „Магистр“ и „Михайлов“. Данные агенты оказывали выгодное влияние на работу Совета и представили материалы, представляющие оперативный интерес о положении в ВСЦ и характеризующие данные на отдельных деятелей.
А вот еще, и снова фигурирует «Михайлов»:
1973 год, февраль. В СССР в качестве гостя Московской патриархии находился генеральный секретарь ВСЦ Филипп Портер, в отношении которого через агентов „Святослава“, „Адаманта“, „Михайлова“ и „Островского“ оказывалось выгодное влияние. Получена представляющая оперативный интерес информация.
И опять «Михайлов»:
1983 год, февраль. В Швейцарию для участия в мероприятиях по подготовке ассамблеи ВСЦ направлены агенты „Михайлов“ и „Константин“.
Речь идет о весьма крупном деятеле РПЦ. Ныне действующем и здравствующем. Известный журналист Сергей Бычков уже давненько, еще на заре нулевых, обнародовал тайну «Михайлова»:
В начале 90-х годов разгорелся скандал, связанный с архивными документами КГБ. Неожиданно выяснилось, что подавляющее большинство епископата Русской православной церкви активно сотрудничало с органами госбезопасности. Верховный Совет создал специальную комиссию. В 1992 году Архиерейский собор сформировал свою комиссию, которую возглавил епископ Костромской и Галичский Александр. Пока священник Глеб Якунин и Лев Пономарев, тогдашние депутаты Верховного Совета, разбирались в кличках и заданиях, владыка Гундяев (кличка — агент Михайлов) проявил недюжинную смекалку и начал скупать архивные документы. Сконцентрировав мощную базу компромата, в том числе и на патриарха, он в течение последних 10 лет ловко манипулирует документами, затыкая рот излишне ретивым епископам...
Похоже, эти профессиональные манипуляции принесли неплохие, весьма ощутимые карьерные плоды: мы видим сейчас во главе РПЦ того самого Михайлова, тьфу, простите, Гундяева, поучавшего нас давеча нравственности и духовности с высокой думской трибуны. (Еще об агентурных псевдонимах в РПЦ).
А при чем тут, вы спросите, Сергей Нарышкин, упомянутый в самом начале? Да вот очень даже при том: по данным СМИ, с 1978 по 1982 г. Нарышкин проходил подготовку в 101-й школе Первого главного управления КГБ (ныне — Академия внешней разведки), где судьбоносно познакомился с Путиным. Профессионал, короче (как и многие в нынешней власти). А кроме того, сегодня Сергей Нарышкин — ревностный православный христианин, верное чадо Московской патриархии (МП). Возглавляемое Нарышкиным Российское историческое общество активно сотрудничает с МП в разработке «культурно-исторического стандарта, который является основой для подготовки новых учебников преподавания российской истории в школе». В качестве сего «стандарта» сомневаться не приходится. Смотришь на всю эту симфонию «духовных скреп» и, грешным делом, порой уж и не знаешь: РПЦ филиал Лубянки или Лубянка — филиал РПЦ?? Чур, чур меня...