В каждой шутке есть доля шутки
На днях в Краснодаре прошла оригинальная акция: ночью группа молодых людей, обозвавшая себя «Новые казачьи маги», провела акцию по «магической защите города от сил зла». Акция состояла в следующем: на Красной, главной улице краевого центра, «казачьи маги» обвели кругами из соли и гречки три достаточно знаковых для нашего города памятника — памятник святой великомученице Екатерине, памятник императрице Екатерине II и обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска.
Соль — лучшее средство против могущества ада. И все мы должны понимать, что ад уже здесь, рядом с нашей землей. Наша акция — это магический обряд, который защитит Краснодар от демонов современности, у которых множество воплощений — будь то геи, бандеровцы, террористы или турки. Мы выбрали памятники, которые олицетворяют сердце святой Кубани. Защитив их, мы спасем и всех жителей наших земель, — сделали заявление для прессы активисты организации «Новые казачьи маги» — В данный момент мы договариваемся с Екатеринодарской епархией о возможности обсыпать солью и гречневой крупой границы города. В ближайшее время запустим краудфандинговую кампанию, чтобы каждый житель города смог финансово поучаствовать в спасении Краснодара.
На первый взгляд, событие вообще не стоит особого внимания — мало ли фриков? Однако при ближайшем рассмотрении все это довольно симптоматично по нынешним временам. И хотя епархия и представители ККВ ожидаемо открестились от «казачьих магов», сам по себе официальный комментарий на данное событие кое о чем говорит. Подобный перфоманс любопытен еще и тем, что отражает определенные тенденции в идеологии Краснодарского края. Данная идеология, о которой уже давно говорили кубанские чиновники, получила новый импульс с избранием губернатора Вениамина Кондратьева, громогласно заявляющего о всяческой поддержке кубанского казачества.
Тут надо сказать, что сравнительно недавно в Краснодаре прошел так называемый отчетно-выборный сбор Кубанского казачьего войска, на котором выбирали на пять лет следующего атамана. «Выборами», впрочем, это нельзя было назвать даже по российским меркам — за все время сбора ни прозвучало ни одной фамилии кандидата, кроме фамилии нынешнего атамана и, по совместительству, вице-губернатора Краснодарского края Николая Долуды. Кстати, это единственный из «ткачевских» замов, кто остался на своем посту и при новом губернаторе. Последний, кстати, выступая на казачьем сборе всячески давал понять казакам, что он хочет видеть атаманом именно Долуду.
Говорил Кондратьев и иные вещи, в духе всего вышесказанного:
Кубань — исконно казачий край, и казаки здесь, это мое глубокое убеждение, должны быть на передовой, рядом с властью. Поэтому и атаман здесь заместитель губернатора. Потому что по-другому тут быть не может, потому что по-другому мы никак не создадим тут казачий уклад, настоящий, который сегодня требует жизнь. А она требует того, чтобы мы вернулись к корням наших предков, чтобы хранили наши устои и веру. Очень важно понимать, что Кубань — казачья. ....Сейчас, когда террористы устроили беспредел в Европе, взрывают и расстреливают людей, мы здесь, на своей земле, можем надеяться только на себя. Это наше с вами испытание на прочность в сегодняшних экономических и политических условиях. Казаки — эта сила, от которой во многом зависит безопасность Краснодарского края. И именно казаки не просто должны, а обязаны защищать себя, свои семьи, свой народ, землю и веру.... вы должны максимально знать все, что происходит в ваших хуторах, в ваших станицах. Настало время сформировать казачьи отряды самообороны. Ни одна зараза не должна проникнуть сейчас на Кубань. Сегодня мы все, вы все, вся Кубань должны сплотиться в один единый кулак и не допустить проникновения террористической заразы на Кубань. Сегодня не время для распрей, не время для обид — один единый кулак, повторяю. Сегодня самое важное не экономика, не благосостояние семьи, а мир над нашими головами....Мы любим говорить, что казаки — это народ: давайте докажем это на деле. Чтобы полностью земля этого народа под вашим контролем была. Тотальным контролем!
Подобных заявлений не было и при Ткачеве, хотя, казалось бы, уровень тогдашнего мракобесия превзойти просто невозможно. Оказалось, что можно — очередное дно успешно пробито, уровень маразма взметнулся столь высоко, как не поднимался и во времена ткачевщины. Создавалось впечатление, что Вениамин Кондратьев, сам будучи уроженцем Сибири, старается быть «большим кубанцем, чем сами кубанцы», вовсю подчеркивая свою приверженность «казачьим традициям», как он их представляет. А учитывая иные пикантные слухи, ходящие по поводу нового губернатора, надобность в подчеркивании имиджа брутального автократа, искренне верующего человека и «казачьего батьки» выступает с еще большей очевидностью.
Надо понимать, что другой альтернативы на Кубани нет. Я долго думал, обсуждал, докладывал самому высокому руководству страны, и когда ездил по районам, и тоже обращался к народу: пусть назовут другую альтернативу казачеству на Кубани. Чего умничать-то? Ну, другой-то альтернативы нет. Кто сегодня носитель традиций, этих устоев, этой веры, какая еще альтернатива, что мы сами себя обманываем, какой скептицизм может еще быть?
Сам же Долуда в своем отчете перед сбором, среди прочего, похвалялся и «подвигами» (это дословная цитата) кубанских казаков, защищавших беззащитных крымчан от орд «бандеровцев»:
Мы помним, что творилось на Майдане, в Киеве, что делали там эти бандеровцы, эти ляшковцы, сколько людей было расстреляно, ранено. И вот вся эта свора, эти все недобитые бандеровцы поползли на Республику Крым. И когда к нам обратились жители, обратились казаки, которые там проживают, в течение двух дней, 26-27 февраля, тысяча казаков-добровольцев ушла со мной сначала на Керченскую переправу, а затем в Республику Крым....На тот период времени некому было закрыть участки суши на Перекопе, где могли пройти бандеровцы, которые на тот момент уже выдвинулись. Казаки вырыли окопы в три километра длиною и встали на передовой с оружием в руках. Слава Богу, бандеровцы так и не рискнули вступить в бой, а окопались в километре от нас....Восьмого марта началось вещание наших каналов бригада казаков встала с оружием на защиту телецентра, потому что была несколько раз попытка взорвать этот телецентр. Они достойно выполнили задачу — не допустили эту нечисть даже близко!
Под конец сбора Долуда рассказал «предвыборную» программу, в которой были и такие слова:
Мы не должны ни на минуту забывать о том, что подлое, коварное, циничное руководство США только и смотрит, как растерзать нашу страну, как укусить нашу страну. Поэтому на страже должны стоять в том числе и мы на Кубани. Чтобы не допустить эту мерзость, этих представителей ИГИЛ, чтобы не просочились сюда.
«Мерзость», «нечисть», «зараза», «один единый кулак», «тотальный контроль»...Стоит ли удивляться, что в регионе, высшие руководители которого балуются подобной риторикой, появляются «казачьи маги», утверждающие, что «ад уже здесь» и призывающие бороться с демонами в обличье «бандеровцев, турок и геев». Не знаю, была ли акция с осыпанием солью памятников реальным ритуалом или кто-то решил постебаться — так или иначе, данное «действо» оказалось тем самым лыком, что с ювелирной точностью вошло в кубанскую строку.
Однако, объективности ради, следует заметить, что есть у этого процесса и другая сторона. На том же сборе громогласное и единогласное «Любо» застопорилось после выступления председателя «Совета стариков», призвавшего казаков отказаться от приветствия «Слава Кубани!» и отзыва «Героям слава!», мотивировав это тем, что лозунг «до степени смешения» схож с известными лозунгами украинских националистов. Данное предложение вызвало в зале волну возмущения — единственный раз, когда казаки кричали выступавшим с трибуны «Не любо!». Дошло даже до того, что сам атаман Долуда сделал «старику» замечание — мол, не ко времени вопрос.
Тут надо отметить, что еще до начала известных событий в Украине данный лозунг никем не скрывался, более того, являлся источником определенной гордости в среде казачества:
Здесь даже приветствие необычное. Это не привычные «Здравствуйте» или «Привет!», а казачье:
— Слава Кубани!
— Героям слава!
М.Н. Овчинникова улыбается:
— Иногда по рынку иду, слышу, кричат: «Марина Николаевна, слава Кубани!». Отвечаю: «Героям слава!» — понимая, что это идут наши казачата.
Борис Алмазов в книге «Охваченные членством» (2004 год) описывает приветствие «Слава Кубани!» и отклик «Героям слава!» как обычные для кубанской станицы конца 1990-х годов.
Атаман Кубанского казачьего Войска в 1990–2007 годах Владимир Громов считает, что до революции такого приветствия на Кубани не было, что, скорее всего, оно вошло в обиход в начале 90-х, с началом возрождения казачьего движения. Ничего страшного атаман в приветствии не видит, считает, что в него вкладывается любовь и гордость за героические ратные подвиги Кубани.
Ни в коем случае, разумеется, это не означает какой-либо симпатии к Украине у современных казаков, по крайней мере в основной их массе. Не удивлюсь, если они считают, что «проклятые бандеровцы» просто украли казачий лозунг. И тем не менее даже учитывая, что современные «казаки» имеют, в большинстве своем, опосредованное отношение к историческому кубанскому казачеству, все же само стремление «установить преемственность» порой приводит к неожиданным результатам. Даже в современном, прирученном и приглаженном казачестве существуют вещи, не устраивающие «советских патриотов». Уже сейчас раздаются голоса, обвиняющие казаков в обелении «пособников фашизма» — Вячеслава Науменко и Андрея Шкуро.
А уж такую риторику узнает всякий, кто более-менее регулярно смотрит отечественное ТВ:
Всех искренне и глубоко возмущает, как в Прибалтике и на Украине чествуют ССсовцев и их холуев. Но при этом никто не замечает, что творится у нас под боком, в нашем родном крае. Хотя вся информация о происходящем в крае находится в открытом доступе, происходят различные мероприятия, смысла которых до конца никто не осознает. А нужно-то всего лишь одним глазком заглянуть под поверхность и разверзнутся бездны. Пока наши головы заняты мыслями о том где бы красиво отдохнуть, какую машину купить и прочими потребительскими заботами, у нас за спинами формируется новая идентичность, с новыми героями. И когда она сформируется до конца, то нашу историю перепишут по-новому, перепишут с позиции нашего метафизического врага. И навяжут нам. Ибо так бывает с каждым, кто отрекается от собственной Истории и сбрасывает с себя обязанности по ее защите и продлению.
Подобные обвинения, как правило, исходят из уст коммунистов или членов околокоммунистических структур, типа разнообразных «офицерских организаций». Автору этих строк доводилось видеть обстоятельные кляузы на имя Путина от имени их участников, почти дословно повторяющие приведенные выше обвинения. Обвиняют казаков — причем порой именно официальное, «реестровое» ККВ — и в чрезмерной «украинизации» истории Кубани, и в неуважении к «советскому прошлому»
Я уже писал в статье «Между Казакией и Ичкерией», что далеко не все и далеко не во всем казаки находят точки соприкосновения с официальной государственной идеологией. На казачьем сборе выявилось еще одно — символическое, легко решаемое, но все же заметное расхождение. Вполне возможно, что вскоре выявятся и иные, более серьезные. Конфликт между советской сущностью российского государства и казачьей «формой» подотчетных ему военизированных организаций пока не обретает зримых очертаний, но исключать, что это все-таки произойдет я бы не стал.