Фанатский беспредел: следы ведут в Кремль
Российские фанаты приняли самое активное участие в беспорядках в Марселе, схлестнувшись с английскими болельщиками, большей частью на агрессию не настроенными. Англичане давно уже не гуру околофутбола и пребывают на таких чемпионатах в расслабленно-пьяном состоянии. Русские же хуллс, как отмечают пресса и официальные лица, приехали во Францию исключительно за «приключениями» — избивать и калечить людей. И не просто избивать — стало известно, что пострадавший в ходе столкновений британец скончался.
В связи с марсельскими событиями возникает резонный вопрос: каким образом отечественные траблмейкеры попадают на такие турниры? Ведь в той же Европе вопрос давно решен — в Англии, например, 3 тыс. хулиганов находятся в выездном стоп-листе. Сумели обуздать своих фанатов польские власти в ходе домашнего чемпионата в 2012 году (проблемы возникли только на матче с Россией, но об этом позже). Немцы также пересчитали всех своих бузотеров, поделили их на категории (А, В, С — самая страшная) и тщательно ведут учет и контроль хулиганов. И только Россия (не считая Сербии) не предпринимает абсолютно никаких действий, чтобы приструнить своих «чудо-богатырей» на международном уровне (на внутреннем ситуация заметно исправлена).
Спрашивается: почему? РФ в 2018 году предстоит принимать чемпионат мира и, казалось бы, надо вплотную начать работу по нейтрализации «опасных элементов». Неужели это так трудно? Тем более, что, если верить российским силовикам, ситуация находится под полным контролем.
Однако если заглянуть в историю вопроса, станет понятно — возможно, хулиганов никто не собирается останавливать. Потому что карт-бланш на «защиту чести России» им дал в свое время не кто-нибудь, а... нынешний президент РФ.
Российское фан-движение существует уже давно — с середины 90-х годов. На рубеже веков трибуны сотрясали бесконечные столкновения фанатов с ОМОНом, процветал околофутбол и за пределами стадионов. Когда у людей появились деньги, а государство еще не прониклось идеей взять под крыло экстремистов, российские болельщики начали массово выезжать за рубеж. Так, десятки тысяч болел посетили чемпионат Европы в Португалии в 2004 году. Никаких бесчинств со стороны русских замечено не было. В 2008 году, триумфальном для России, на чемпионат в Австрию выехало еще большее (и уже более агрессивное — как раз началось «вставание с колен») количество болельщиков. Но фанатских разборок русские, тем не менее, не устраивали. Да и не было там никаких фанатов — для них это дорогое удовольствие. Львиная доля болельщиков пришлась на прикормленную «кузьму» из Газпромов, Лукойлов и пр. «околофутбольных» корпораций.
И тем удивительней видеть сейчас, во времена кризиса, когда евро уже стоит 75, а не 40, людей из Орла, Калуги, Владимира, Брянска и др. богатейших городов России, которые прыгают на головах у англичан в Марселе и распевают «Катюшу».
Впервые российские фанаты заявили о себе как беспредельщики в 2009 году, проверив на «вшивость» крохотный Хельсинки, где проходил отборочный матч ЧМ-2010 между РФ и Финляндией. Там ВОБ (Всероссийское объединение болельщиков) в день игры организовало «русский марш» по улицам финской столицы с участием преимущественно фанов «Зенита». Марш закончился ожесточенными драками с местным населением и массовым вязаловом разбушевавшихся марширующих. Хельсинки не видел такого, наверное, со времен Зимней войны.
Потом случилось убийство кавказцами в Москве спартаковского болельщика Егора Свиридова в 2010 году, последующие беспорядки на Манежной площади, организованные фанатским сообществом и националистами. Власть реально испугалась, да так, что Владимир Путин, в то время еще премьер-министр, снизошел до встречи с лидерами фанатских группировок столицы. Национальный лидер даже посетил могилу Егора Свиридова и, в целом, продемонстрировал отеческую лояльность к своим новым друзьям. Путин, как известно, любит дружить с теми, кто демонстрирует физическую (а значит — реальную) силу. Буквально через месяц, в январе 2012 года премьер-министр посетил в Санкт-Петербурге всероссийскую встречу с лидерами фанатских объединений, где были представители 23-х регионов. На ней, в частности, он пообещал фанатам бесплатные авиарейсы на стартующий в июне 2012 года чемпионат Европы в Польше.
И вот с этого момента начинается, в том числе, и марсельская история, поскольку лекала одни и те же. Схема такая: распределением билетов на Евро как в 2012 году, так и сейчас занимается РФС. Часть билетов (в 2012 — 6 тыс.) отдается на откуп в ВОБ, которое по своему усмотрению раздает их своим членам. Кроме того, снова ВОБ (как и в Хельсинки) организует в Варшаве пресловутый провокационный «русский марш», несмотря на предупреждения поляков об опасности такого мероприятия, поскольку в Польше свежа память о проявлениях российской имперскости, с ярко выраженной аллергией на красный цвет. На что глава ВОБ Александр Шпрыгин и его патрон министр спорта Мутко с негодованием отвечают в том духе, что «мы с чем хотим пойти, с тем и пойдем».
Так они и идут. Марш, как и в Хельсинки, превращается в бойню — разъяренные красными тряпками поляки бросаются на российских болельщиков, достается и «кузьме». Впрочем, картинка для РФ-пропаганды получается, как на заказ — наших людей обижают, нас никто не любит, мы ещё вернемся.
Фанатье на том чемпионате отличилось и безобразной историей с избиением стюардов , зажжением файеров на стадионе, скандальными баннерами, вызывающим поведением на улицах. УЕФА, как и сейчас, наложила условные санкции на РФ. Бойня в Варшаве стала единственным серьезным инцидентом, а англичане буквально влюбились в Украину, где пришлось играть их сборной. После чемпионата, в целом неудачного по всем пунктам, тогдашний глава РФС Сергей Фурсенко обрушился с критикой на Шпрыгина: «Этого не было бы (санкций — прим. ред.), если бы руководитель болельщиков господин Шпрыгин не заявил, что они полностью поддерживают фанатов, которые били стюарда... Считаю, что нам всем надо очень сильно задуматься. Я неоднократно говорил, что надо ужесточать законодательство, связанное с поведением на трибунах. Выезжая в Европу, мы сталкиваемся с нормальным правовым полем, к которому не привыкли. Мы можем потерять весь футбол. Провокаторов у нас хватает».
Казалось, после такого спича судьба Шпрыгина будет решена. Однако решилась судьба Фурсенко. Вскоре после Евро-2012 он покинул пост главы РФС. А Шпрыгин продолжил рулить фанатьем.
Наконец, наступает Евро-2016. Можно предположить, что власти сделают вывод из предыдущих ошибок — отфильтруют фанатский контингент, привлекут профессионалов из МВД, озаботятся позитивным имиджем российских болельщиков. Но ситуация развивается по абсолютно противоположному сценарию. Причем французы чувствовали неладное, настояв на том, что никаких «русских маршей» перед матчами быть не должно. Но россияне, видимо, «сменили тактику», переместив свои ударные силы в Старый порт Марселя.
По общему признанию, русские хуллс были хорошо организованы, подготовлены, заряжены на драки, с особой жестокостью месили все, что попадется под руку и под ногу (особенно отставших от стада бухих англосаксов). Как сообщает участник событий, «часа за три до матча был сбор в парке, ну навскидку рыл 250~300, были все, просто все, за исключением коней, они были, но мало относительно общего моба. Собрались и двинулись в сторону площади, где было несколько ирландских кабаков, соответственно и дохуя бритишей, наверно и не прошло минуты, как мы разъебали всю площадь, бритиши щемились по переулкам, набежали полисы и вот там приняли несколько человек, дальше шли в сторону порта, спускаясь по улочкам, пиздели и бегали за бритишами, просто сметая всех подряд».
По странному совпадению — бесплатный чартер для ВОБ вместил тоже 250-300 пассажиров. Можно предположить, что большинство из них должно обладать безупречной политической биографией. Например, от Владимира возможность бесплатно прокатиться до Франции получило всего четыре человека. Один из них — Валерий Пузанов, член ЛДПР, фанат не только владимирского «Торпедо», но и Новороссии. У него «солидный» болельщицкий стаж — депортация из Израиля, отказ в визе в Испанию. Возникли проблемы и с визой на Евро-2016. Пузанов, конечно, полагает, что виной тому его взгляды — поддержка «крымнаша» и Донбасса.
Но вернемся к хулиганам. После шедвелла в порту часть этих же «акционеров» отметилась беспорядками на «Велодроме», прорвавшись на сектор англичан и устроив там очередную «победу России». Якобы их опять там провоцировали, назвав нехорошим словом Марию Шарапову. То, что это были одни и те же люди, — сомневаться не приходится. Достаточно ознакомиться вот с этим любопытным расследованием издания Das Bild, которое идентифицировало хулигана, принимавшего активнейшее участие сначала в беспорядках в порту, а потом на «Велодроме».
Дальнейшие события не оставляют сомнений, что наша логика совпадает с логикой французских криминалистов. Поразмыслив и проведя некоторые следственные действия, французы сначала устраивают облаву в гостинице, где разместилось ВОБ, а затем останавливают автобус с брянскими номерами, перевозивший всех фюреров фанатского движа. Среди них и Саша Шпрыгин, и также другие участники «исторической» встречи с Путиным в 2012 году. Например, Дмитрий Хрисанов — лидер фанатского движения казанского «Рубина». Всех шмонают и везут на опознание в Марсель, где были тяжело травмированы несколько англичан.
Параллельно в упомянутом Das Bild выходит статья с красноречивым заголовком «Путин отправляет хулиганов на Евро?», где редакция задается идентичными вопросами: кто отправляет российских экстремистов на футбольные турниры?
Итак, подытожим. До 2011-го года власть толком не занимается фанатами (ну подтягивает их только в «Наши» и прочую пионэрию), и на евротурнирах российские болельщики в организованном хулиганстве не замечены. Исключение — 2009 год, Хельсинки, организатор «маршевой» провокации — ВОБ под руководством Шпрыгина. После убийства Свиридова и событий на Манежной Путин встречается с фанатами, пьет с ними пиво, раздает бесплатные чартеры, льготные билеты и еще общается в закрытом режиме. Именно с этого момента фанаты (именно фанаты-бойцы, а не «кузьма»!) начинают организованно посещать чемпионаты Европы под крылом ВОБ. Соответственно, имеем безобразные эпизоды в Польше в 2012 году, санкции от УЕФА и публичное выступление экс-главы РФС Фурсенко, где он фактически обвиняет Шпрыгина в потворстве фанатским бесчинствам. Однако со своего поста уходит не нижестоящий Шпрыгин, а вышестоящий Фурсенко.
2016 год. Никаких выводов не сделано. Опять ВОБ, опять санкции УЕФА, опять беспардонный Шпрыгин, бодрый Мутко, опять бесплатные чартеры, и еще более злые и обнаглевшие от безнаказанности фанаты, видимо, уверенные, что в случае чего их прикроют.
Вопрос: зачем это нужно власти? А зачем ей нужен Крым, например? А Донбасс? А чем, по большому счету, титушки на Донбассе, громившие Киев, а потом Харьков, Донецк отличаются от титушек-фанатов в Марселе? ДЕ-СТА-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ, гибридная война, русские идут, катюша, гейропка сосёт, вот это всё. Не умеем в футбол играть, ну хоть в околофутболе отыграемся. Победа России. Растущие рейтинги. Потом еще чего-нибудь придумаем. А чемпионат мира-2018 от нас никуда не денется — штрафами обойдемся. Ну, а денется, и хрен с ним, все равно денег нет, а вы деритесь здесь и хорошего вам настроения.