The Economist: Путин осознает опасность свободных СМИ для выживания режима
Церемония открытия Олимпиады «Сны о России» представила зрителям всего мира образ «современной продвинутой европейской страны, которая гордится своей культурой и историей», пишет журнал The Economist, добавляя, что «без помарок не обошлось: одна из пяти снежинок не раскрылась в олимпийское кольцо». И, чтобы исправить досадную оплошность, российское телевидение поступило очень показательно, по мнению журнала: «вместо того, чтобы показать все, как есть, в эфир пустили кадры с репетиции». «Такая подмена реальности — лишь один из признаков, придающих российским СМИ сходство с романом Оруэлла «1984», — отмечает журнал, проанализировавший ситуацию на российском медиарынке.
«Подобно тому, как главный проект Владимира Путина защищен от терактов „стальным кольцом“, самого президента от политических диверсий защищает виртуальное „стальное кольцо“ вокруг СМИ», — говорится в статье. По информации издания, редакторов Первого канала предупредили, что недоброжелательные сообщения поставят под угрозу выживание их программ.
Журнал указывает на «волну консолидации» медийных активов, которая началась с ликвидации государственного новостного агентства РИА «Новости» и продолжилась кампанией против частного кабельного и интернет-телеканала «Дождь». «Поводом для наступления, вероятно, могли послужить сообщения «Дождя» о шикарном загородном поместье, принадлежащем Вячеславу Володину, замглавы кремлевской администрации, а также о протестах на Украине. Однако, по словам гендиректора телеканала Натальи Синдеевой, создателя телеканала, более всего Кремль раздражала независимость «Дождя», говорится в статье.
«При том, что формально государству принадлежат лишь два телеканала, многие частные каналы напрямую или косвенно входят в медиаимперию Юрия Ковальчука, друга Владимира Путина, — сообщает издание. — Помимо „Национальной Медиа Группы“, которой принадлежат акции трех телеканалов, в том числе 25% акций Первого канала, Ковальчуку также косвенно принадлежит значительная доля в крупнейшей медиагруппе России „Газпром-Медиа“, владеющей пятью телеканалами, несколькими радиостанциями и издательским домом».
«Компании, связанные с Ковальчуком, также контролируют большую часть телевизионной рекламы. В 2010 году он купил „Видео Интернешнл“, крупнейшее рекламное агентство России», — информирует The Economist.
«До последнего времени Ковальчук практически не вмешивался в деятельность „Газпром-Медиа“, но недавно, по сообщениям инсайдеров, активизировался, — сообщается в публикации. — Он участвовал в назначении основателя „Видео Интернешнл“ Михаила Лесина на пост руководителя холдинга».
«Лишь одной радиостанции — „Эхо Москвы“, две трети которой принадлежат „Газпром-Медиа“ и одна треть американской компании Владимира Гусинского, удавалось сохранить независимость, во многом благодаря личным отношениям ее главного редактора Алексея Венедиктова с Владимиром Путиным. Однако вскоре этому может прийти конец, — подчеркивает The Economist. — „Газпром-Медиа“ должна в скором времени провести внеочередное собрание акционеров, на котором давнего руководителя „Эха Москвы“ может сменить один из ставленников Лесина. Симптоматично, что „Эхо Москвы“ впало в немилость после того, как в блоге на сайте радиостанции появилась запись, в которой Олимпиада в Сочи сравнивалась с Олимпийскими играми 1936 года в Берлине».
«Как человек, переживший распад Советского Союза, Путин прекрасно понимает опасность свободных СМИ. СССР держался на репрессиях и идеологии. Как только эти опорные столбы убрали, он рухнул», — говорится в статье.
«Целью сочинской Олимпиады была мобилизация российского народа на новую борьбу. Однако без более свободных СМИ утонченная и цивилизованная страна, представленная на церемонии открытии, так и останется, как указано в названии, лишь во сне», — подводит итог The Economist.