Cудьба путинизма решается сейчас в Киеве: Запад должен вмешаться
«Не стану объяснять вам, что происходит сегодня в Киеве, — пишет старший редактор журнала New Republic Юлия Йоффе, — скажу лишь, что это самый страшный кошмар Владимира Путина».
В последний раз, когда протестующие вышли на Майдан в таких количествах, они отменили избрание Януковича, привели к власти прозападное правительство и до смерти напугали Путина. Беспорядкам 2004-2005 годов на Украине мы обязаны странной концепцией «суверенной демократии» и порой пугающему молодежному движению «Наши», говорится в статье.
В те годы по постсоветскому пространству прокатилась волна «цветных революций», однако украинская «оранжевая революция» представляла собой особый случай, потому что Украина — это особенная страна. Там живут славяне, там говорят по-русски, а Киев — колыбель русской цивилизации. «Для Путина Украина — это просто еще один регион России, у которого по исторической и политической случайности другое правительство и другое название», — полагает автор статьи. «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство!» — якобы сказал он Бушу-младшему в 2008 году.
Йоффе пишет, что, освещая протестное движение 2011-2012 годов в Москве, она часто не могла понять, зачем полиция с усердием разгоняет сидячие акции протеста при минусовой температуре. Дайте им посидеть пару часов по колено в снегу, и они сами разойдутся. Зачем суетиться по мелочам?
«Однако Путин и система, которую он построил, именно что суетятся по мелочам, потому что, на взгляд Путина, протесты — это скользкий путь, — пишет Йоффе. — Он знает, что холод не остановил еще ни одного русского революционера. Сперва люди усядутся в заснеженном фонтане в центре Москвы, затем они разобьют лагерь и построят баррикады в центре города, тормозя движение, сея хаос, свергая правительство».
Годы наблюдения за Путиным и его системой подсказывают журналистке, что он смотрит на Украину и недовольно качает головой: «Вместо того чтобы быстро расправиться с протестами, не дав им набрать силу и не пустив их в политическую систему, Янукович засомневался, чем ослабил себя».
«Московские либералы следят за происходящим в Киеве со смесью ужаса, зависти и восхищения: они такие же, как мы, но смотрите, чего они добились в борьбе с президентом, который им не нравится, — описывает настроения в Москве автор статьи. — По этой же причине российское государственное телевидение транслирует кадры из пылающего Киева: хотите свергнуть правительство, ну что ж, посмотрите, как всю ночь коптят черным дымом покрышки и складывают в кучу трупы. Так выглядит нестабильность, так выглядит демократия».
«Путин закручивает гайки, потому что это и есть в его глазах стабильность, а для Путина, который по всем показателям был глубоко травмирован хаотичным, болезненным распадом Советского Союза, она бесценна. Чем нестабильнее будет Украина, тем туже он будет их закручивать. Вот увидите», — предсказывает Йоффе.
По мнению обозревателей The Washington Post, происходящим доволен только российский лидер Владимир Путин: «Он настойчиво ведет игру по принципу „победитель получает все“ с целью подчинить Украину российскому господству в ущерб ее отношениям с Европой и США». В статье, посвященной происходящему в Киеве, говорится, что уличные бои убедительно доказали: Украина станет неуправляемой, если Янукович не согласится на реформы. А западным правительством The Washington Post советует приготовиться ввести санкции, которыми они уже грозили.
The Wall Street Journal убеждает, что ситуация на Украине обострилась из-за бездействия Запада, а не наоборот, усилиями «шастающих на Майдан» эмиссаров, как заявляют Путин и МИД РФ. «Деградация того, что началось в ноябре как мирное проевропейское движение, — наглядный пример того, что может случиться, когда Запад не вмешивается», — говорится в статье.
«Сражение за Майдан началось. Самый страшный сценарий, в который не смели верить и который есть не что иное, как украинский Тяньаньмэнь, воплощается в жизнь», — пишет философ Бернар-Анри Леви в La Regle du Jeu. Писатель прямо обвиняет в провоцировании насилия российского президента.
«Путин даже не стал дожидаться окончания Олимпиады в Сочи. И не стал утруждать себя формальностями и дипломатическими мерами предосторожности», — пишет автор и призывает французских спортсменов «бойкотировать Игры, пока на Майдане течет кровь».