Дайте победить
Убедился, что Виталий Кличко — проницательный политик. Недавно он сделал очень важное, на мой взгляд, заявление:
Разговоры о возможности федерализации — это провокация. И мы должны сделать все, чтобы такие «идеи» не имели шансов на воплощение. Федерализация Украины — путь к ее уничтожению. И те, кто призывают становиться на этот путь, — люди, которые работают против Украины. Их нельзя называть украинцами.
Я, будучи федералистом, с Кличко абсолютно согласен: сейчас, на данном историческом этапе, всё это именно так.
Напомню: незадолго до заявления Кличко, Андрей Илларионов, предупреждая об антиукраинских планах Москвы, подчёркивал:
Главный вариант, на котором сосредотачивается большая часть сил, — федерализация или конфедерализация Украины. Люди, так или иначе связанные с Кремлем, постоянно называют этот вариант... Цель заключается в том, чтобы установить контроль над Восточной и Южной частью Украины.
Предупреждение Илларионова — очень весомое. Кличко его услышал и верно оценил. Он, повторяю, прав. Его позиция здравая и ответственная. Сейчас федерализм станет могильщиком Украины.
Однако мой друг Вадим Штепа оказался федералистом настолько «пламенным», что, по существу, поставил федерализм выше победы Украинской революции и самого существования Украины. В своей статье «Федерация или Малороссия?» он обвинил Кличко в том, что тот, дескать, «примеряет доспехи унитарного вождя». Штепа считает, что надо, пользуясь революцией, приступить к немедленной федерализации Украины. При этом он приводит примеры США и ФРГ — мол, вот тоже федерации и не распадаются. Примеры, мягко говоря, неудачны. Всем, даже малым детям, понятно, что Украина сейчас находится в экстремальной ситуации. Ты, Вадим, хочешь быть последовательным федералистом всегда и во всём, но на практике такой догматический подход может сыграть с тобой весьма злую шутку: ратуя сейчас за федерализацию Украины, ты невольно работаешь на путинскую империю. Поздравляю: ты встал в один ряд с Максимом Калашниковым, с оголтелым депутатом от ПР Колесниченко и прочими украинофобами. Они тоже горой стоят за федерализацию Украины. Да, ты играешь из другой позиции, но объективно ты бьёшь вместе с ними по одним «воротам». По Украинской революции.
Статья Вадима Штепы политически вредная, однозначно. Несвоевременная. Понимаешь, Вадим, то, что хорошо в афинских философских садах, не всегда годится в острых, переломных исторических ситуациях, когда народу надо делать важный политический и геополитический выбор. Твоя позиция дезориентирует украинцев. Твой безудержный федерализм (от слова недержание?) объективно чреват агрессией путинизма. Твой текст вполне могло бы опубликовать какое-нибудь пропутинское издание. В нём для этого есть всё: критика одного из лидеров Евромайдана (причём, изящная, с позиций антивождистских и федералистских), а главное концептуальный посыл, чётко работающий сейчас на расчленение Украины.
Как видно из нашей полемики в ЖЖ, ты даже не против создания «федерации украинских областей на базе взятых обл. администраций». Ты, подобно Троцкому, уповаешь на эдакий романтический перманентный федерализм, надеясь, что процесс взятия народом ОГА перекинется на соседнюю Россию. Разумеется, это розовая утопия. Границу России эта волна, конечно, не перехлестнёт. Но она, как показывают аналитические карты, чётко разделит Украину пополам, что и требуется Кремлю. Никакого перманентного федерализма не получится, зато будет угроблена Украина и Украинская революция. Это не политика, Вадим, а безответственный детский сад (в лучшем случае). Единственная настоящая угроза Российской империи в настоящий момент — это демократическая европейская Украина. Да, возможно, в какой-то перспективе — федеративная. Но не сейчас. Сейчас идея федерализма угробит Украину и Украинскую революцию, резко усилив реакционную Российскую империю. Дайте украинскому народу возможность победить, а потом он сам разберётся, как ему обустроить свою страну.
Штепа приводит пример ранних США: мол, новорождённая северо-американская революция не была же угроблена федерализмом! Да, не была. Но там мы видим совершенно иную ситуацию. Там несколько частей соединялись в федеративное целое перед лицом внешнего врага. Ты же, Вадим, предлагаешь сейчас перед лицом внешнего врага делить целое — причём внешний враг это деление открыто приветствует, поскольку видит все шансы поиметь крупную выгоду. В ситуации с Америкой ни один из штатов не нёс в себе угрозы присоединения к внешнему врагу. В ситуации с федерализацией Украины, если её осуществить немедленно, есть очевидная угроза присоединения (как — это дело техники) известных частей Украины к внешнему врагу.
Да, федерализм собрал ранние северо-американские штаты. Но нынешняя Украина — унитарное государство. Поэтому применительно к ней немедленная федерализация несёт в себе очевидный разделяющий момент.
Надеяться на то, что сейчас в условиях федерализации украинские земли «сами установят между собой тесные и взаимовыгодные отношения» — по меньшей мере наивно. Это было бы реально в другой, спокойной исторической ситуации. Однако сейчас очевидно, что известная часть украинских земель станет полем большой московской игры по расчленению Украины.
У тебя, Вадим, наблюдается чисто догматический, какой-то семинаристский подход к федерализму. Ты уверен, что федерализм хорош и необходим всегда и везде. Я так не считаю. Скажем, к актуальной ситуации в Украине федерализм явно неприменим. Он может сыграть на руку российской имперской реакции. Антиимперство, Вадим, не догма, а руководство к действию. И в этом смысле федерализм — это не некое каноническое священное писание, содержащее ответы на все вопросы. Федерализм — не религия и не самоцель. Повторяю, сейчас для Украины он вреден. И не только для неё. Например, существуют планы федерализации Латвии. Угадай с трёх раз: кто выиграет в результате их реализации? Полагаю, понятно кто. Или, скажем, грузинский федерализм — он поспособствовал тому, что Южная Осетия стала частью российской империи, а советские танки теперь стоят на расстоянии одного броска до Тбилиси (менее часа по шоссе!).
Тебе хорошо ответил наш общий друг, сопредседатель Национального демократического альянса (НДА) Илья Лазаренко:
Украина — молодое национальное европейское государство в стадии становления, для неё и унитаризм неплох. А РФ — старая мультикультурная евразийская империя в стадии разложения, для неё и федерализм, вполне вероятно, как мёртвому припарки.
Совершенно разные ситуации.
Надо быть маниакальным догматиком федерализма вроде Вадима Штепы, чтобы этого не понимать.
Ты отрицаешь, что восток Украины молится на Путина. А я и не утверждаю, что весь восток Украины за Путина. Однако в условиях смуты, которую непременно спровоцирует немедленная федерализация Украины, мнение народа спрашивать никто и не будет — так же, как совок никогда не спрашивал мнение тех народов, которым оказывал пресловутую «братскую помощь». Сымитировать просьбу о «братской помощи» или создать ещё какой-нибудь повод для вторжения очень несложно. А в условиях обвальной федерализации организовать отторжение известных территорий от Украины будет ещё проще.
Насколько я понял из нашего общения в ЖЖ, ты не веришь в вероятность вторжения РФ в Украину. Дай Бог, чтобы тревоги Илларионова на этот счёт оказались пустыми. Но, во-первых, я не уверен, что нынешний Запад решится на серьёзную (а тем более — военную) конфронтацию с Москвой из-за Украины. «Принуждение к миру» применительно к России — это с большой вероятностью мировая война. Кстати, напомню, в возможность вторжения в Грузию и марша на Тбилиси тоже никто не верил. И, во-вторых: вторжение может и не быть прямым. О скрытом, ползучем российском вторжении при помощи террористических спецгрупп говорит тот же Алексей Арестович, чьи федералистские высказывания ты охотно цитируешь.
Я всего лишь взываю к политическому разуму (хотя ты уже обвинил меня в том, что я ратую за «унитарного вождя»; вероятно, скоро объявишь меня «врагом федерализма»). Ещё раз говорю тебе и другим нетерпеливым романтикам от политики: дайте украинскому народу возможность победить, совершив демократическую, европейскую, антиколониальную революцию. А уж потом народ сам решит вопрос о федерализме.