The Wall Street Journal: Почему Путин боится Украины: это альтернативная Россия
Путину нужно искажать и демонизировать образ формирующейся Украины, так как правда об Украине вселяет в него ужас, пишет член редакционного совета The Wall Street Journal Мэттью Камински. На Украине телевидение распространяет интересные новости, журналисты раскапывают грязные делишки государства, Майдан — чудо, свидетельствующее, что общество «отбросило остатки пассивности, воспитанной советским периодом», по выражению автора.
Крушение «коррумпированного политика советского типа, созданного по его образу и подобию» — удар, нанесенный совсем близко от Путина. Ничто (кроме шуток над его ростом) так не раздражает Путина, как народные революции, считает автор. «Плюс дискомфорт при взгляде на новых правителей Киева», — продолжает он. Яценюк полетел на саммит в Брюссель коммерческим рейсом, новый министр экономики ездит на работу на метро. «Эти ростки транспарентности и скромности контрастируют с начальственными манерами кремлевских правителей», — говорится в статье.
«Украина — альтернатива российскому авторитарному проекту», — говорит историк и активист Владимир Войтович. Путин предлагает возрожденную империю, а Украина хочет интегрироваться в Запад, Украина разрешает политические свободы, а Кремль сажает Навального под домашний арест и давит на телеканал «Дождь».
«Путин продвигает Россию как националистический, православный, славянский бастион на пути геев и прочего упаднического „импорта“ с Запада. Нынешняя Украина отвечает свободой, толерантностью (конечно, не идеальной) и многообразием», — говорится в статье. По мнению автора, Украина более гостеприимна к жителям Крыма, чем когда-либо сможет быть путинская Россия.
«Смягчение курса Украины — возможно, одна из причин, по которой путинские СМИ так энергично стараются воскресить советскую карикатуру на украинский национализм как синоним нацизма. В ответ лидеры украинской еврейской общины в четверг написали Путину открытое письмо, разоблачая его «ложь и клевету», — говорится в статье.
Историк Стивен Коэн полагает, что Украина — это «две страны»: пророссийский восток и украино-националистический запад. Камински возражает: «две страны» — это «коррумпированные инсайдеры» и нация «от Львова до Донецка», которая хочет оставить «грязную политику» в прошлом.
У половины украинцев есть родственники или друзья в России. Эти тесные связи объясняют, почему «Кремлю нужно, чтобы украинский эксперимент провалился», по словам Камински.
«Российское вторжение в Крым обнажило хрупкость украинского государства», — продолжает автор. По его мнению, многие политики, выросшие в советский период, стремились к власти, чтобы воровать. Армия пришла в упадок.
Но сегодня на Украине «Путин сменил Януковича в качестве мрачной фигуры, которая вдохновляет проукраинские настроения», говорится в статье. «Это больше не борьба украинцев за свободу, — говорит руководитель группы телекомпаний 1+1 Саша Ткаченко. — Теперь это борьба украинцев против Путина».
«Как и Европа, к которой она хочет присоединиться, новая Украина почти не имеет жесткой силы для применения против Кремля. Но мощь ее примера — угроза, с которой Россия борется, блокируя сайты с независимыми новостями с Украины», — говорится в статье.
Путин воюет не с тем, что представляет собой Украина сегодня, а с тем, чем она может стать, заключает автор.