Культура

Госдума озаботилась квотированием проката российских фильмов

Госдума озаботилась квотированием проката российских фильмов

Депутат Госдумы от «Единой России» Роберт Шлегель подготовил законопроект об ограничении проката зарубежных фильмов в российских кинотеатрах. Согласно документу, доля фильмов зарубежного производства не должна превышать 50%.

«Я подготовил аналогичный документ еще четыре года назад. На мой взгляд, сейчас настал именно такой момент, когда эта инициатива может быть принята», — сказал депутат Русской службе Би-би-си.

По мнению Шлегеля, эти меры помогут привлечь в российскую киноиндустрию больше инвесторов, а вложения государства в производство фильмов станут более окупаемыми.
Единоросс отмечает, что ограничения коснутся прежде всего фильмов американского производства, так как нынешняя система российского проката изначально создавалась «под Голливуд».

«Процентов 20-30 зарубежных фильмов, которые выходят на наши экраны — это кино нижайшего уровня, которое совершенно не обязательно у нас показывать. При этом снимаются хорошие отечественные фильмы, которые никто не видит», — говорит депутат.

Как считает киновед и культуролог Кирилл Разлогов, квоты на зарубежное кино не могут быть эффективными в отличие от экономических мер по поддержке отечественных кинематографистов.

«Такие предложения — это в основном политические жесты для саморекламы. В большинстве стран мира сегодня квот в кино практически нет, а те страны, которые пытались их применять, от них в итоге отказываются», — сказал Разлогов bbcrussian.com.

В некоторых странах с крупной кинопромышленностью применяются другие меры по поддержке национального кинопроизводства. «К примеру, в Индии не дублируют на местные языки голливудские картины, а показывают их на английском языке, что резко сокращает их аудиторию», — отмечает Разлогов.

По словам киноведа, разумные предложения по господдержке и защите кинопромышленности есть, но большинство из них пока не доходят до стадии законопроектов.

На сегодняшний день доля кассовых сборов национального кино в российском прокате весьма невелика и лишь небольшая часть фильмов российского производства приносят прибыль.

По данным издания «Кинобизнес сегодня», в прошлом году российские ленты собрали 257,6 млн долларов, что составило лишь 19% от общей кассы российского кинопроката. При этом затраты на их производство составили почти 250 млн долларов.

По итогам 2013 года окупились или принесли прибыль в прокате лишь 10 отечественных картин из 59. По итогам 2012 года в десятке лидеров российского проката не оказалось ни одного отечественного фильма, а общая доля российских картин в прокате не превысила 15%.

Многие картины, созданные при господдержке и вышедшие в широкий прокат, не собрали даже половины от затраченных на их производство средств. Среди них «Август. Восьмого» Джаника Файзиева, «Матч» Андрея Малюкова, «Белый тигр» Карена Шахназарова" и «1812: Уланская Баллада» Олега Фесенко.

Самым успешным российским фильмом за последние годы стал «Сталинград» Федора Бондарчука, собравший в российском прокате более 50 млн долларов при бюджете в 30 млн. К созданию картины были привлечены кинематографисты из Канады, США и стран Евросоюза.

По материалам http://bbc.co.uk/