Путин потребовал внести в «идеологически верный» учебник истории главы про Крым
Президент Владимир Путин поручил кабмину совместно с Российским историческим обществом до 15 августа дополнить концепцию нового учебника отечественной истории сведениями о роли Крыма и Севастополя в судьбе российского государства, сообщает РИА «Новости». Поручение стало результатом встречи президента с представителями Общероссийского народного фронта (ОНФ) и опубликовано на сайте Кремля.
Вопрос идеологически верного освещения истории Крыма в школьных учебниках был поднят еще в апреле на встрече актива ОНФ с президентом. Представитель движения из Севастополя Виктор Оганесян обратился к Путину с просьбой, чтобы при составлении единого учебника истории России специалисты не забыли описать присоединение Крыма и Севастополя к РФ, их роль в отечественной истории на всех ее этапах, а также подвиг города-героя в Великой Отечественной войне.
«Я уверен, что так оно и будет, и наши историки не забудут про Крым и Севастополь в частности. Это то, на чем мы можем и должны воспитывать наших молодых людей. (...) Думаю, что в сердце очень многих россиян Севастополь – это один из ярких образов Победы в широком и самом прямом смысле этого слова. Уверен, что это будет использовано в наших учебниках», — ответил Путин.
Идея создания единого учебника истории прозвучала из уст Путина в конце февраля 2013 года. На заседании Совета по межнациональным отношениям глава государства заявил, что средней школе необходимы учебники, «рассчитанные на разные возрасты, но построенные в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». Кроме того, они должны быть «написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований».
Месяц спустя, выступая на первой конференции ОНФ, Путин повторил свой тезис: он заявил, что «должна быть каноническая версия нашей истории», иначе, предостерег он, существует опасность «разрушить единое гуманитарное пространство нашей многонациональной нации».
Между тем единая концепция учебников истории предсказуемо вызвала шквал критики со стороны ученых. На круглом столе в Госдуме в июле прошлого года, когда работа над концепцией нового учебника была в самом разгаре, эксперты-историки заявили, что концепция содержит множество «нестыковок и подводных камней».
Разработчикам пеняли на однобокий подход, попытки обелить власть, представить в выгодном свете даже самые черные страницы истории, умолчать о важных, но неприятных для нынешних правителей моментах. Раздражение вызывали и политкорректные эвфемизмы, которые теперь, судя по всему, будут использоваться вместо некоторых привычных определений. Например, «этнический» термин «татаро-монгольское иго» в новом учебнике заменят на «иго Золотой Орды».
Без внимания оказалась вторая чеченская война, а период реформ Бориса Ельцина сведен к «шоковой терапии», тогда как в те годы велись и другие кардинальные реформы. Среди современных политиков упомянуты только лидер КПРФ Геннадий Зюганов и руководитель ЛДПР Владимир Жириновский. Внесистемные политики не упоминаются вовсе. В обновленную концепцию учебника включили бывшего главу компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского, имени которого раньше в документе не было. Среди деятелей культуры есть Иосиф Кобзон, но нет Мстислава Ростроповича. О митингах на Болотной и Сахарова не упоминается.
Идея единых, идеологически правильных учебников просачивается и в другие учебные дисциплины: в середине апреля глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая предложила разработать для российских школ единые учебники литературы и русского языка, которые бы не столько давали знания по этим предметам, сколько формировали правильное мировоззрение.