Культура

«Левиафан» проплыл мимо ММКФ

«Левиафан» проплыл мимо ММКФ
Съемочная группа «Левиафана» в Каннах.

Едва ли не главный российский фильм года – «Левиафан» Андрея Звягинцева, получивший в Каннах-2014 приз за лучший сценарий, оказался не интересен организаторам очередного Московского международного кинофестиваля.

ММКФ, на протяжении долгих лет не балующий своих зрителей качественной официальной программой, брал другим – внеконкурсными показами, где демонстрировались зачастую все свежие сливки международного фестивального кинематографа. Однако, «нет пророка в своем отечестве» - фильм Звягинцева не попал даже в спецпрограмму российского кино.

Причины такого «игнора» на поверхности – известно, что Звягинцев занял принципиальную позицию относительно возможной цензуры в адрес своей картины. Министр культуры Мединский не раз уже заявлял, что ненормативная лексика, звучащая в фильме идет вразрез с нынешним законодательством РФ. Кроме того, весь замысел ленты не стыкуется с современными российскими реалиями, картина в целом неполиткорректна и показывает удручающее состояние нынешних отечественных элит. Символично, что на этом фоне с помпой продвигается очередная кинорефлексия от Гай-Германики и «Поддубный» с потолстевшим на 15 кг Михаилом Пореченковым.

Видимо, также по политическим причинам на фестивале не нашлось места еще одному участнику Канн-2014 – фильму украинского режиссера Сергея Лозницы «Майдан». Название говорит само за себя – документальная лента посвящена революционным событиям в Киеве. Ни в одну программу не попал последний триумфатор грузинского кино – «Длинные светлые дни» (26 призов на различных кинофестах) о крахе местного домостроя в начале 90-х годов. И это с учетом традиционно крепких кинематографических связей между Россией и Грузией.

В целом же, программа текущего ММКФ вызывает недоумение и подозрение в политической ангажированности.

Заметен перекос в сторону азиатского и ближневосточного кино, что, безусловно, связано с наметившимся евразийским креном. Тогда как уже десятки лет говорилось о том, что ниша ММКФ - это восточноевропейский\балтийский регион и бывшее постсоветское пространство. Но в этом году практически нет скандинавских фильмов, сербских, хорватских, болгарских, чешских, мало британских, зато Китаю, Ирану и латиноамериканцам выделена львиная доля фестивального времени.