Путешествия

Олимпийское окно

Олимпийское окно
Не совсем адекватная рыба-пила

Сайт министерства иностранных дел России обращается к иностранцам, радует их, делится с ними приятной новостью: «С 1 декабря 2013 года действует упрощенный режим выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства российских туристических виз сроком до 1 месяца для посещения Олимпийских игр в Сочи! Визовые запросы зрителей Игр принимаются через отдельные „Олимпийские окна“ в российских консульских учреждениях, а также в визовых центрах (при наличии). При отсутствии технических возможностей организовать „Олимпийские окна“ прием визовых заявок зрителей Игр будет осуществляться вне очереди. При желании зрителя виза ему оформляется в день обращения».

Написано красивым, лиричным языком. Министерство обзывает болельщика зрителем, что в принципе правда. Болельщик — это кто-то радостный, улыбчивый, размахивающий руками и веселящийся в компании таких же, как он. В Сочи, похожем на блокадный Ленинград (только заблокировали его не враги, а свои же), не место веселью. Олимпиада — мероприятие глубоко серьезное. Там место только зрителям.

Казалось бы, для тех же европейских болельщиков Сочи находится не так и далеко (особенно по сравнению с Нагано или Ванкувером), но попасть туда — как познать загадочную русскую душу. Проникнуть в Россию по уровню сложности равносильно попаданию в Северную Корею. И не только сложно, но и дорого.

Отыскать авиабилет (для тех, кто не полетит организованными чартерами) в Сочи непросто. Регулярных рейсов из заграничных авиакомпаний туда почти никто не совершает, а если такие и есть, то билеты на них — безумно дорогие. Потому что в российском небе нет конкуренции. Скажем, из Праги (где я живу) в Сочи (с пересадкой в Вене или Москве) долететь стоит столько же, сколько в Торонто, Нью-Йорк или Сеул. Но туда чешскому болельщику виза не нужна.

А в Россию нужна. Которую якобы можно получить в специальном «олимпийском окне».

В российском консульстве в Праге такого окна нет. В российском консульстве окон всего четыре. В одном сидит румяная кассирша вместе со своим кассовым аппаратом, во втором («окне выдачи») — ее подруга, выдающая (что понятно из названия окна) народу разные справки о пенсиях, семейном положении и несудимости. Третье окно — для приема «соотечественников», там работает особо натренированная женщина, она своим видом как бы говорит русскому человеку: «Радуйся, что уже вырвался из России, а то как схвачу и в окно обратно затащу». Ну и в четвертом окне улыбается «экспортный юноша», он умеет говорить по-чешски. Его прислали из Москвы, чтобы принимать у чехов документы на визы.

Все. Больше места нет. Ни для олимпийских окон. Ни для православных окон (неплохая, кстати, идея — всем православным визы тоже без очереди давать), ни для окна сторонников традиционных ценностей и врагов педерастии (иностранцам, сующимся в это окно можно сразу предлагать и российское гражданство).

Российский МИД, как и вся власть и обслуживающие ее СМИ, врут или как минимум лукавят. Это я об «упрощении» получения визы.

«Упрощенный режим» — он не такой уж и упрощенный.

Вообще, в свое время Россия выдавала визы обычные (их делали несколько дней) и «экспресс». Этот «экспресс» делался так. Пришел чешский гражданин, всунул голову в окно к юноше, подал документы, затем протянул руку с деньгами в окно к кассирше (заплатив в два раза больше, чем за обычную визу). Потом садился на стул в коридоре и смотрел канал «Вести 24». Через час он слышал крик из окна: «Готово, мужчина! Мужчина, вы меня слышите?», и забирал визу. Так было ранее. Потом Россия и ЕС подписали договор об упрощенном визовом режиме. В нем «экспресс-визой» стала называться та, которая делается три дня, а обычной — которая десять. Поэтому консульство перестало выдавать визы в тот же день и стало давать их только через 72 часа. Режим «упростился». Сейчас, ради Олимпиады, консульство все «открутило» назад и разрешило жаждущим попасть в Россию снова ждать свою визу сидя на стуле в коридоре под аккомпанемент российского телевидения.

Чтобы получить визу на Олимпиаду, также нужно предоставить: анкету, фотографии, медицинскую страховку, ваучер от российской стороны, а также билет на спортивные состязания или «паспорт болельщика». Если билета и паспорта болельщика нет, то разрешается принести «электронное подтверждение приобретения входного билета, полученное от АНО «Оргкомитет „Сочи 2014“ или его официальных билетных агентов за рубежом».

Ну и еще надо заплатить. Та виза, которая за три дня (а в честь Олимпиады делается за день), стоит 70 евро, а та, которая за десять — 35.

Теоретически ярый хоккейный фанат, не привыкший получать визы, может отстоять очередь в консульство России, сфотографироваться, заполнить анкету и даже купить билет в некоем АНО. Но дальше наступает «загогулина». Фанату недостаточно авиабилета или брони отеля. С него требуют «ваучер от российской стороны».

Российская сторона — это российское турагентство или чешское турагентство, «зарегистрированное» российской стороной и работающее с постоянным «российским партнером». То есть если иностранец попросит визу, имея все бумаги, но не обладая этим «ваучером», его пошлют куда подальше.

Ваучер — это такая солидная бумага с печатью, где написано, что гражданин Гашек Ярослав Франтишкович едет в России в такие-то дни, жить будет в таких-то городах и в таких-то отелях и что «принимающая сторона» за него «ручается».

Чешский болельщик привык ездить по миру без виз. Билеты он покупает через интернет, отели бронирует там же. Турагентства специализируются исключительно на чартерах к морским берегам или «экзотике» (КНДР, Киргизия, Россия). Туда и идет Ярослав Франтишкович Гашек, чтобы узнать, где раздобыть этот непонятный ваучер.

В турагентстве ему предлагают: а) купить у них ваучер б) купить через них визу. В большинстве случаев иностранец выбирает второе, чтобы уже не ходить в консульство России. Услуга турагентства стоит еще примерно от 90 до 170 евро (это в дополнение к сумме, официально взимаемой за визу российским консульством).

Однако если чешский хоккейный болельщик, уже проклинающий себя за желание поехать в Сочи, все же захочет сэкономить и купит в турагентстве только ваучер, а за визой пойдет сам, то может оказаться, что «сегодня вас обслужить не успеют».

Консульство работает с 9 до 12 часов, и его «пассажиропоток» не превышает 6 человек в день. Поэтому «зрителя», отправляющегося на Олимпийские игры, посылают в российский визовый центр, где «вас точно успеют сегодня принять». Кто владелец этого центра — тайна за семью печатями (может родственник консула, а может скромный бизнесмен, одновременно владеющий магазином с цветочными горшками). Центр — структура коммерческая, сотрудничающая с консульством. За его услуги тоже надо заплатить.

В общем, 35 и 70 евро, указанные на сайте консульства и МИДа — это «стартовая» сумма. Дальше только плати, плати и плати.

Кстати, если вдруг вы студент или бизнесмен, и хотите получить российскую мультивизу, то с вас еще захотят справку о том, что вы не больны ВИЧ.

Россия боится, что понаедут иностранцы из Европы и станут заражать православных ВИЧем. Тут, конечно, логика отсутствует полностью. Предположим, в Россию собралась ВИЧ-террористка Гавелкова, ненавидящая все русское и являющаяся поклонницей Pussy Riot, Ходорковского, Навального, телеканала «Дождь» и Юлии Латыниной. Теоретически, за месяц пребывания в России по разовой визе Гавелкова может заразить ВИЧем хоть триста человек, были бы силы. А добрый семьянин и производитель пива Комарек, получающий мультивизу, никого заражать не собирается. Однако с Комарека справку о ВИЧ потребуют, а с Гавелковой нет. Это явно недоработка ФСБ.

Недавно я побывал в российском консульстве, подавал документы на новый загранпаспорт. У окна, так и не ставшего «олимпийским» «из-за отсутствия технических возможностей», рыдала (в прямом смысле этого слова) чешка. Девушка очень тонкой душевной организации. Она принесла подать на мультивизу документы своего начальника, а тут ее ошарашили требованием «донести справку, что у мужчины нету ВИЧа». Несчастная смотрела по сторонам, искала сочувствующих, увидела меня и зашептала: «Стыдно как, стыдно, как же я скажу шефу, что такая справка нужна?». Я ей говорю: «Так и скажите. В лицо. Что это требует Россия, чтобы быть уверенными в том, что ваш начальник не заразит ее граждан как женского, так и мужского пола». Но девушке мое предложение явно пришлось не по душе. Она вышла из консульства на пражский тротуар, прямо под зимний дождь, забыв раскрыть зонт и продолжая рыдать в ароматизированный бумажный носовой платок.

Письмо родителям

«Упрощение визового режима между Россией и ЕС» внесло «новизну» и в работу чешских консульств в России. Например, прямой родственник человека, постоянно проживающего в Чехии, теперь должен получить визу бесплатно. Однако пока сам получающий визу не скажет об этом консульскому работнику, с него автоматически, «по привычке» будут хотеть получить деньги. Также, к примеру, гражданин России, проживающий в Праге постоянно, может не присылать своим родителям официальное приглашение для получения визы. Достаточно каракулей от руки хоть на туалетной бумаге: «Мама и папа, приезжайте», заверенных чешским нотариусом. Это считается «упрощением». Консульство Чехии сочтет это письмо приглашением и заявление на получение визы примет, но потребует, чтобы родители принесли копию авиабилета, справку о наличии денег и бронь отеля.

В том случае, если сын все же пришлет маме с папой официальное приглашение, заверенное в чешском МВД, то родители для получения визы никакие справки приносить не должны. В момент оформления такого приглашения сын показывает чиновникам документы, подтверждающие, что он в состоянии «прокормить родителей».

11 930

Читайте также