Культура

Стилистические разногласия

Стилистические разногласия
«Колорадский» активист

В свое время Андрей Синявский именно так обозначил свои отношения с советской властью. Однако эта формула превосходно работает и при попытке сопоставить разные стороны современного «украинского фронта».

Складывается стойкое впечатление, что нынешние донецкие выступления организованы как некая пародия на киевский Майдан — с добровольцами, баррикадами, шинами... Нечто подобное было и в Крыму. Однако если вывести за скобки разницу флагов — останется лишь тот острый контраст, который наиболее значим в нашей шоу-медийной реальности.

Он проявляется во всем — от выражений лиц и обращений друг к другу до арт-проектов. Точнее — в отличие от Майдана с его обилием художественных и музыкальных креативов, творческий потенциал Антимайдана практически равен нулю. Это очень показательный симптом!

Всякая новая эпоха начинается с культурного проекта. Современный Киев, начиная с бесподобной новогодней елки, показал свою яркую актуальность. Всю рождественскую неделю, несмотря на «беркутовское» оцепление и морозы, там царило праздничное веселье — люди пели, танцевали, угощали друг друга борщом и чаем. Невероятная взаимная вежливость — когда у одних костров грелись деятели из гражданского и правого секторов, но лишь подшучивали друг над другом. Этот неудержимо позитивный настрой делал политическую весну неизбежной.

А нынешние донецкие митинги показывают ровно противоположную картину — перекошенные от злобы физиономии, окрики, мат. Это конечно тоже шоу — только с иными, устрашающими целями. Наверное, оно напугало и «культурных» подписантов письма в Кремль о поддержке его политики в Украине — почему-то никто из них не спешит с концертами в Славянск или Краматорск. Ну, Кобзона бы хоть послали — он умеет зажигать фанатов георгиевских ленточек!

Кстати, похоже, на наших глазах происходит полный крах этого символа. До недавнего времени те, кто был недоволен его профанацией, приводили в пример реальных исторических кавалеров георгиевского ордена. Но вирусный маркетинг оказался сильнее — и эта ленточка стала маркером имперской зомбификации. И для ее носителей появилось словечко «колорады».

Шоу-медийная реальность тотальна — и война (пока?) идет именно в ней. Украинская армия в Крыму продемонстрировала неплохое знание современной музыки. Экипаж тральщика «Черкаси», заблокированного в Донузлаве, сделал, похоже лучший клип на известную песню

Конечно, многие ожидали от армии и флота большего внимания к их прямым обязанностям — но, видимо, войны шоу-эпохи разворачиваются в иных пространствах...

Впрочем, в свое время советскую империю неслабо раскачала именно «поющая революция» — в Эстонии. Она просто показала цивилизационную несовместимость этой маленькой европейской страны и коммунистического монстра. Монстр ответил через несколько лет — ночными погромами магазинов старого Таллинна. Так советские патриоты протестовали против переноса их бронзового кумира на воинское кладбище. И это тоже было шоу-политикой — ну уж на какую способны... Эстонцы, правда, потом ответили — панковской песенкой про «солдата». Причем спели ее по-русски — вот ведь фашисты!

Кстати, украинская революция также не обошлась без культового русского певца. Причем римейк оказался не хуже оригинала.

Однако российские охранители недавно нашли сокрушительный ответ этой опасной популярности. Оказывается, все подрывные песни Цоя сочинялись для него в ЦРУ и Голливуде! Такие конспирологические глубины не всем доступны! Только депутатам Госдумы...

Так что не удивляйтесь, если об этом вскоре будут кричать с трибуны на очередном патриотическом митинге, посвященном очередному расширению России. Об этом наверняка скажет и Киселев... впрочем, он уже устарел. Новости на российском ТВ скоро будут вестись так (сразу две серии, для тех, кто вдруг пропустил):

А литовские группы будут сочинять музыку на стихи украинских поэтов. Эту песню блогеры уже назвали «гимном вольных народов» — правда, невеселым он получился...

Впрочем, Восточной Украине теперь тоже не до веселья — они готовятся обороняться от бандеровской оккупации! Об этой чудовищной опасности бьет во все колокола ПДРС (Приднепровско-Донецкий Рабочий Союз).

Есть лишь одна возможность для того, чтобы «донецкие сепаратисты» вызвали к себе симпатию современной творческой публики. Им надо стать похожими на каталонских! Но это — скорее невозможность. Слишком, полярно разные это вселенные...

Конечно, в шоу-реальности империя может создавать иллюзию своего могущества. Но это всего лишь иллюзия — никаких живых и привлекательных проектов будущего у нее нет. Она вылезает из прошлого лишь когда в нее хотят верить — и неизбежно обрушивается туда вновь, когда верить начинают в себя.

12 543
Вадим Штепа
Украина

Читайте также

Культура
Лицо русскоязычной национальности

Лицо русскоязычной национальности

Крепкая картина латышско-армянского режиссера «Люди там» (2012 год) о русскоязычных гопниках из спального района Риги вызвала противоречивые споры и неоднозначную реакцию в латвийском обществе. Русская аудитория в республике ожидаемо записала Карапетяна в русофобы, латвийская же предпочла обсудить проблемы, поднятые в фильме.

Аркадий Чернов
Общество
«Русская идея» как зеркало большевизма

«Русская идея» как зеркало большевизма

После революции разные апологеты «русской идеи» получили удобный повод развести по разные стороны баррикад красивые теоретические построения русских философов-богоискателей и социальные эксперименты коммунистических вождей. Но так ли это на самом деле?

Олег Носков
Фотосет
Я убит на Майдане

Я убит на Майдане

Три месяца стойкости. Три зимних месяца беспрецедентного героизма, немыслимого в нынешнем продуманном и меркантильном мире. Три месяца головокружительной истории, пережившей почти райский катарсис национального возрождения и свалившейся в сумрак «путинского инферно».

Русская Фабула