Политика

Повернется ли Украина лицом к черкесам?

Повернется ли Украина лицом к черкесам?
The Illustrated London News. June 3, 1854. Черкесы.

Недавнее обращение черкесских организаций Северного Кавказа к украинскому парламенту наконец получило ответ — пусть и не совсем оттуда, откуда ожидалось. Народный депутат Верховной Рады, эпатажный Олег Ляшко, обратился к украинским парламентариям с призывом признать геноцид черкесов. Учитывая рост популярности этого политика в Украине (который продемонстрировали недавние президентские выборы) нельзя исключать, что лидер «Радикальной партии» сможет пролоббировать принятие законопроекта по достаточно больному для Кавказа вопросу.

Напомним, что 19 мая с просьбой о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны к исполняющему обязанности президента Украины, председателю Верховной рады Александру Турчинову обратился ряд общественных деятелей Северного Кавказа и Израиля. Авторами обращения выступили представитель Черкесского международного национально-культурного центра «Фитинга», политолог Авраам Шмулевич (Израиль), главный редактор информационно-аналитического агентства «Натпресс» Аслан Шаззо (Республика Адыгея, РФ), историк, заслуженный работник культуры Республики Адыгея Альмир Абрегов, координатор Всемирного горского конгресса Магомед Магомедов (Мухаммад Авари, Республика Дагестан, РФ), а также член партии «Западный выбор» Эльвира Кулокова (Республика Адыгея, РФ).

Авторы обращения указывают на то, что поддерживают украинский народ «в борьбе за сохранение самобытности и суверенитета Украины» и просят парламент страны «признать страшное уничтожение, через которое прошел черкесский народ».

Некоторых подписантов этого обращения затем потянули в «Центр Э», но эти жертвы были не напрасны:

Братский черкесский народ, пострадавший от геноцида со стороны России, нуждается в нашей поддержке, — говорится в обращении депутата Верховной Рады Украины Олега Ляшко, опубликованном на его странице в Facebook, — поэтому в ближайшее время я зарегистрирую в Раде проект постановления о признании геноцида черкесов, осуществленного российскими царями и их войсками в XVIII и XIX веках.

Это сообщение было встречено с удовлетворением черкесскими деятелями:

Олег Ляшко и сегодня считается одним из авторитетных политиков, — говорит главный редактор информационно-аналитического агентства «Натпресс» Аслан Шаззо, — На выборах президента Украины он занял третью позицию. На выборах в парламент Киева его партия была на втором месте. То есть это растущая фигура, причем рост происходит стремительно...Мы, черкесы, по своей природе демократы. Как, возможно, все люди на земле. Мы обратились к тем, кто сбрасывает с себя ярмо тоталитаризма. И нас услышали. Это, на мой взгляд, главное.

Черкесское обращение в Верховную Раду было приурочено к 150-летию окончания Кавказской войны, отмечавшееся черкесскими и иными национальными организациями чуть ли не по всему Кавказу. В том числе и в Тбилиси, где Черкесский культурный центр организовал презентацию монографии профессора Сухумского госуниверситета Бежана Хоравы «Черкесы». Офис народного защитника Грузии распространил заявление, в котором призвал «не допустить где-либо повторения геноцида».

Кстати, данный геноцид Парламент Грузии признал еще в 2011 году, что вызвало одобрительный отзыв от «Черкесского Конгресса»:

Парламент Грузии, давший юридическую, правовую, моральную оценку трагедии черкесского народа, признавший геноцид черкесов на международном уровне — на уровне государства-члена ООН, поставил точку в этом вопросе... Выражаем искреннюю благодарность народу, общественности, Парламенту, всему руководству Грузии. В истории Черкесии навсегда останется тот факт, что ее возрождение после Русско-Черкесской войны началось в Грузии.

Стоит отметить, что и сам Ляшко в своем обращении отмечает, что «Грузия была первым государством, которое ответило на подобное обращение, еще в 2011 году». Учитывая ту роль, которую играли и играют грузинские политики в новой Украине — напоминание, скажем так, не лишнее. Достаточно вспомнить о деятельности в Украине экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, одного из главных раздражителей российских «охранителей» всех мастей: его неоднократных выступлениях на Майдане, встречах с украинскими политическими деятелями (такими, как губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский), чтение им лекций перед украинскими студентами. Напомним и то, что советником президента Украины Петра Порошенко стал грузинский предприниматель и политик Каха Бендукидзе, считающийся одним из творцов реформ современной Грузии.

Учитывая это — а также возросшее влияние Олега Ляшко и его партии, имеющей неплохие перспективы на досрочных парламентских выборах, — можно согласиться с Асланом Шаззо, что «шанс признания геноцида черкесов, скажем так, не мал». Тем более, что по информации ряда украинских и российских СМИ, законопроект о признании геноцида черкесов уже зарегистрирован в Верховной Раде .

Конечно, даже если этот закон и будет принят, каких-то радикальных изменений ждать не стоит. Созданный Олегом Ляшко батальон «Украина», равно как и поддерживаемый им батальон «Азов» не переправится через давшее ему название море, чтобы поддержать восставших черкесов. Которые, впрочем, и не восстанут — черкесские национальные деятели не боевики и не шахиды, а черкесский национализм относительно светский — насколько это возможно на Кавказе.

Тем более, что не все адыги поддерживают обращение: ряд черкесских общественных деятелей, такие как председатель Краснодарской «Адыгэ Хасэ» Аскер Сохт или ведущий ГТРК «Карачаево-Черкесия» Ашемез Пхешхов, уже заявили, что вопрос геноцида «сугубо внутрироссийский». Но недооценивать возможность этого признания тоже не стоит — черкесский вопрос в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкессии с Кабардино-Балкарией достаточно болезненный и поддержка этой темы на международном уровне может изрядно подстегнуть местных радикалов. Тем более, что национальная тема и без того периодически поднимается в регионе: сравнительно недавно черкесскую общественность всколыхнуло убийство адыгейского подростка в краснодарской пиццерии, с неизбежным раскручиванием жупела «русского фашизма».

Ближайшее будущее Краснодарского края, равно как и тесно связанной с ним Адыгеи, в общем и целом выглядит не сильно радужным. Как бы ни хорохорился кубанский губернатор, говоря о «Крыме, как новом сильном конкуренте», очевидно, что «новый субъект РФ» оттянет часть курортников Краснодарского края. Края, где доходы от черноморских портов и курортов и по сей день составляют главную доходную часть краевого бюджета. Который, кстати, изрядно просел из-за Олимпиады в Сочи. Уже сейчас Законодательное собрание Краснодарского края внесло в Госдуму законопроект об изменении Бюджетного кодекса: после Олимпиады в Сочи Краснодарский край столкнулся «с проблемами в финансировании региональных социальных программ», в связи с чем кубанские депутаты опасаются «социальной напряженности»

Социальная напряженность в любой момент может переплестись с напряженностью национальной — особенно на Кубани, с ее этнической пестротой. Тот же Крым сейчас может быть источником и более серьезных неприятностей, нежели утраченные «курортные деньги». На состоявшемся в начале лета краевом Совете Безопасности Александр Ткачев заявил — «есть опасения, что с притоком беженцев из Украины могут проникнуть и провокаторы». И хотя он уточнил, что имеет в виду пресловутый «Правый сектор» — кто бы сомневался! — думается, кубанскому руководству следует опасаться совсем иных «беженцев». Чем бы ни закончилось все на Донбассе, рано или поздно те, кто действует там сейчас, захотят вернуться домой — а ведь есть немало свидетельств, что там есть жители и Краснодарского края — в основном те же «казаки».

Ткачев уже сообщил, что Краснодарский край готов принять у себя «беженцев», в «35 районах края работают оперативные штабы, занимающиеся размещением и оказанием гуманитарной помощи». И добавил, что когда ситуация на Донбассе стабилизируется, они могут вернуться домой, но «тем, кто захочет остаться, жить и работать в нашем крае, в Ростовской области, мы обязательно поможем». Кто прибудет под видом «беженцев» в Краснодарский край и сопредельные регионы  — можно только догадываться.

Кубанское «нереестровое казачество» в давнем контакте с разного рода «имперцами» и «националистами» из Крыма — иные из которых, опять же, нынче под Славянском и Краматорском. Где гарантия, что уже отвыкшие от мирной жизни боевики не захотят навести «Русский порядок» уже где-нибудь в России? Например, в той же Адыгее, где русские, составляющие свыше шестидесяти процентов населения, считают — и не без основания — что подвергаются национальной дискриминации? Кто помешает «вернувшимся с войны» попытаться и здесь «восстановить справедливость»? Обмен обращениями между черкесскими активистами и Ляшко неплохой повод — «адыгов поддерживают бандеры, а значит они враги». Уже никто не будет разбираться — какие именно активисты подписали это обращение и насколько существенна их поддержка у адыгейцев. Украинский кризис наглядно показал, как ненависть к носителям определенных политических взглядов переносится на весь народ. А есть еще побережье, есть юго-восточные районы края, где пустеющие станицы заселяются кавказцами, в ходе чего нет-нет, да и случаются межнациональные конфликты.

Всякое действие рождает противодействие — чье «национальное пробуждение» будет следующим? Черкесы уже зашевелились, кто дальше? Армяне? Курды? Или крымские татары, которые вполне могут вспомнить, как их ханы роднились с черкесскими князьями. Кстати, Ленинский район Крыма, над которым «взял шефство» Краснодарский край, как раз и отличается большим, по сравнению с общим населением полуострова, процентом крымско-татарского населения. Не оттуда ли ждет провокаторов губернатор Александр Ткачев? Представлен этот народ и в Краснодарском крае — крымским татарином, например, был фермер Серевер Аметов, убитый во время знаменитой резни в Кущевской. До сих пор вроде никто не смотрел на это преступление в межнациональном контексте, но ведь дурное дело не хитрое. Могут вспомнить, например, что «цапки» кичились своим православием и выставляли себя «защитниками русских». Да и вообще — чем уж так принципиально отличаются «кущевские» от «донецких»?

Очень бы хотелось ошибиться в своих прогнозах — мне совсем не нравится мысль, что на Кубани может начаться что-то хоть отдаленно похожее на донбасские события. Однако сейчас наступает такое время, что даже самые безумные и мрачные прогнозы обретают плоть и кровь.

Ну и возвращаясь к тому, с чего, собственно, начиналась эта статья. В иных блогах условно «правой» направленности мне уже доводилось встречать новость о законопроекте Ляшко с осуждением, типа: вот, мол, посмотрите, украинцы уже с черкесами готовы брататься. И хотя «блокировка» украинских националистов с кавказцами не нова, но в общем контексте истории Кубани все-таки коробит. Хотя бы потому, что черкесы — и особенно черкесские националисты — оперируя терминами типа «геноцид» ( мягко говоря, небесспорная оценка событий Кавказской войны), обвиняя в нем российскую армию нередко переносят свои оценки и на славянское население в целом. В том числе и на кубанских казаков — потомков запорожцев. Признание геноцида поставит на повестку дня вопрос о возвращении на «историческую родину» черкесской диаспоры — что кое-где уже и происходит. И логичным завершением вполне может быть выдвинут лозунг: «Оккупанты вон!» Со всеми печальными вытекающими.

Можно, конечно, осудить закон, предлагаемый Ляшко, можно будет поговорить об очередном «предательстве славянского братства», если закон будет принят, но, если честно, у меня язык не повернется сказать что-то подобное. После активного участия кубанских казаков в событиях в Крыму, после всей агрессивной «антибандеровской» риторики наших чиновников и «атаманов» сложно осуждать украинских «свидомых» за то, что с их глаз постепенно спадает пелена наивно-ностальгических иллюзий о «Малиновом Клине».

Я наблюдал немало людей, позиционирующих себя «казаками» — «реестровых» и «нереестровых», русофилов и казакофилов, ненавистников «чурок» и солидаризирующихся с «кунаками-горцами», чинуш в черкесках и вполне «идейных». Но вот казаков-украинофилов мне еще как-то не попадалось. То есть может такие и есть, но себя они никак не проявляют. В лучшем случае можно услышать стандартную риторику о «братском народе, обманутом бандеровской и западной пропагандой», в худшем — стандартную риторику типа «Спутника и Погрома». Стоит ли удивляться, что при таких раскладах в Украине уже потихоньку начинают понимать бесплодность надежд на то, что у потомков запорожцев проснется «голос крови» и начинают искать точки соприкосновения с теми, с кем кровного родства нет, но есть взаимопонимание. Уже не казаков, не русских, а черкесов Ляшко зовет «братским народом»! И все это ожидаемо, хотя и прискорбно — ибо своим законопроектом Ляшко рискует углубить и без того ширящуюся день от дня пропасть между украинцами и их далекими потомками на Кубани.

14 991

Читайте также

Политика
Молдова притомилась от «майданов»

Молдова притомилась от «майданов»

Либеральный курс в смеси с евроориентацией — тема для Молдовы взрывоопасная. Слишком бедна, слишком социально нестабильна страна, чтобы приветствовать «путь к капитализму». И, тем не менее, Филип оказался серьезной находкой для правящей обоймы. И довольно уверенно действует в системе заданных координат. Да и сама Молдова, похоже, притомилась от майданов. Во всяком случае, можно с большой уверенностью прогнозировать, что до осени, до выборов эта власть продержится. А для Молдовы это уже немалое достижение.

Владимир Скрипов
Политика
«Борьба с угрозой нацизма» как спецоперация Кремля

«Борьба с угрозой нацизма» как спецоперация Кремля

Спецоперация Кремля по «борьбе с угрозой нацизма» находится вне поля зрения прогрессивной общественности. Отсюда следует закономерный вывод о том, как далека Россия от возможности изменения традиционной российской системы взаимоотношений власти и общества, от развития гражданского национализма и от превращения ее народа из объекта в субъект собственной истории.

Ирина Павлова
Политика
О праве наций на самоопределение

О праве наций на самоопределение

Чаще всего в рассуждениях на эту тему приходится слышать о неком неразрешимом противоречии между двумя фундаментальными принципами: собственно правом наций на самоопределение и принципом нерушимости границ. На самом деле это чепуха, ибо никакого принципа нерушимости границ не существует и не может существовать.

Юрий Нестеренко