Станет ли Михаил Ходорковский лоббистом санкций против РФ?
Только санкции Запада могут вернуть права человека, свободы и честные выборы в Россию
Угроза секторальных санкций остановила военное вмешательство России в конфликт на Востоке Украины. Более того, угроза санкций заставила резко изменить политику РФ в отношении Украины: РФ признала новые власти Украины, даже провела с ними переговоры, немного смягчилась воинственная риторика российских СМИ. Но серьёзные секторальные санкции так и не были введены, хотя Запад угрожал ввести их ещё в мае. Секторальные санкции планировались по трём направлениям: высокие технологии (запрет импорта высокотехнологической продукции в РФ), банковские санкции (адресные санкции против крупнейших финансовых институтов РФ), энергетика (эмбарго в торговле российскими нефтью и газом). В случае введения секторальных санкций РФ не устоит и года, так как экономика рухнет.
Но серьёзные санкции так и не были введены, более того, на днях ЕС ввёл смехотворные адресные санкции против украинских «ополченцев». Как оказалось, Россия умеет очень эффективно лоббировать против санкций как в Европе, где практически все страны имеют пророссийскую пятую национал-социалистическую колонну, которая дестабилизирует европейские страны и настраивает общественное мнение в пророссийскую сторону, так и в США, где на стороне России играют такие игроки, как US Chamber of Commerce и различные промышленные ассоциации, которые за деньги публикуют в ведущих СМИ США рекламу против санкций в отношении РФ (раз и два). На лоббизм РФ за границей тратятся огромные деньги неизвестного происхождения. Можно только догадываться, какими именно путями и какие именно деньги выплачивает РФ лоббистам своих интересов; например, есть версия, что это могут быть резервы наличности компаний вроде Сургутнефтегаза. В любом случае, источники и пути этих денег ещё будут проверены организациями вроде Financial Action Task Force (FATF).
Основные американские анти-российские лоббисты ещё не вступили в игру: это, прежде всего, ассоциации компаний-добытчиков сланцевых нефти и газа, суммарная растущая капитализация которых, а значит и размер средств на лоббизм, превышает размер капитализации российских нефтяников и газовиков в десятки раз и при этом бизнес в РФ не растёт, а сокращается. Кроме того, внутри российского нефтегазового сектора есть непримиримые противоречия, например между Газпромом и Роснефтью за допуск к экспортной трубе. Антироссийское лобби заграницей не имеет единого центра и публичного политического лидерства, но в настоящее время происходит консолидация сил и идёт поиск подходящего кандидата на роль публичного лица, которое бы возглавило не только санкционное лобби, но стало бы и лицом российской оппозиции заграницей.
Очевидно, что на эту роль идеально подходит Михаил Ходорковский — бывший политзаключённый № 1 в РФ, но он не единственный кандидат. Также рассматривается Билл Браудер известный западный финансист и общественный деятель, инициатор кампании за Сергея Магнитского и Владимир Буковский — известный советский диссидент. Может ли угроза санкций вернуть права человека в России? Возможно, именно угроза серьёзных санкций и есть единственная возможность для России вернуться к демократии, соблюдению прав человека и честным выборам, так как внутренняя российская оппозиция фактически уничтожена, во всяком случае, её дееспособность сильно ограничена ввиду новых запретительных законов, которые устанавливают уголовную ответственность и крупные штрафы даже за попытки критики власти, политические дискуссии и мирные протесты.
Обама в своей брюссельской речи совершенно точно определил противостояние авторитарного российского режима с либеральным демократическим Западом как «битву идей», но это не только и не столько битва идей, сколько битва способов управления: диктаторского с общественным, единоличного и супер-эффективного с краудсорсинговым и аморфно-многополярным. Натиск диктатора на первых порах поражает, но когда международное сообщество самоорганизуется перед опасностью, его нельзя будет остановить.
Станет ли Михаил Ходорковский лоббистом санкций против РФ? Ответ на этот вопрос мы узнаем уже осенью, когда заканчивается вынужденный срок политического бездействия, на который МБХ согласился после своего освобождения.