Парад суверенитетов
Вы заметили, с каким детским восторгом, с какой непосредственностью все российские СМИ от мала до велика рассказывают российской публике о том параде суверенитетов, который охватил стабильную, казалось бы, Европу?
Кругом кошмар! Все разваливается!
Нам, захлебываясь от тайного восторга, показывают огромную демонстрацию в Каталонии и вещают о грядущем референдуме по отделению Каталонии от Испании. Говорят о референдуме в Шотландии — об отделении ее от Великобритании. Рассказывают даже о некоем «запугивании» со стороны Лондона несчастных шотландцев. Когда слово «запугивают» слышит наш человек, в его мозгу сразу мелькают картинки российских реалий, типа псковской — в городе был избит депутат Шлосберг, а журналистов, которые интересовались тайными похоронами псковских десантников, местные бандиты по указанию властей грозились убить и бросить трупы в болота. Но в Европе, разумеется, «запугивают» иначе — просто инвесторы пригрозили уйти из Эдинбурга, если Шотландия отделится. Тем не менее, русские каналы русскому зрителю все это рассказывают.
Зачем?
Ответ дураку ясен — на Крым намекают. Мол, вот у вас, в Европе, то же самое происходит, а вы на Крым наезжали, который тоже провел референдум и сам соизволил...
Очень интересная ситуация! По ней можно воочию наблюдать глупость наших СМИ. И глупость нашего народа, который все это безропотно заглатывает. Будь народ и СМИ поумнее, восторгов у них было бы меньше. И вовсе не потому, что завтра может возникнуть ситуация с аналогичным референдумом где-нибудь в Сибири. И что тогда скажут наши прокремлевские СМИ, прославлявшие свободный выбор народов?.. Но ситуация с крымским случаем принципиально иная...
Дело в том, что в Шотландии и Каталонии действительно речь идет о референдумах. А в Крыму прошел антиреферендум!
Если шотландцы и каталонцы голосуют за свободу, то есть отделение от «метрополии» и уход на вольные хлеба, то Крым совсем наоборот — за присоединение... Дотационный Крым проголосовал за чужие хлеба (за пайку) и хозяйский сапог на спине. Крым проголосовал не за свободу, а за московский кнут, свистящий над согбенной спиной. Мазохически улыбаясь, Крым с помощью стихийных демонстраций и референдума вошел в состав страны, где запрещены стихийные демонстрации, а за референдум о выходе из состава сажают, как за убийство. Россия — словно уголовный мир, куда вход рупь, а выход два.
Европейцы голосуют за волю и самоопределение. Крым проголосовал за тюрьму народов. И побег из этого Шоушенка невозможен. Холопы сунули голову в ярмо — в надежде на сытную пайку от хозяина.
Вот этим и отличаются европейский референдум от азиатского.
Теперь давайте оценим европейские референдумы. Как нам, либералам, к ним относиться? Не являются ли они шагом назад? Ведь мы, люди либеральных воззрений, понимаем, что мир идет к размыванию национальностей и культур, растворению государственных границ и конвергенции языков. Националистам от этого больно, а нам приятно! Мы знаем: для экономики всякие задиры в виде госграниц, таможен и разных валют вредны. Мы за единый свободный рынок. А от этих еврореферендумов идет отчетливый этнический запашок культурного окукливания.
Все верно. Глобализация — наше будущее. Но противоречие тут кажущееся. Объясню...
В репортаже, который прошел по одному из российских каналов, показали некоего каталонского деда, который на полном серьезе доказывал, будто есть большое различие между каталонцами и испанцами. Мы, говорил он, совсем не такие, как они, у нас совсем иная культура, а они не уважают наших традиций, бла-бла-бла... Хотя, между испанцем и каталонцев так же нет разницы, как между русским и украинцем. Не считать же за таковую небольшую разницу в языках в обоих случаях...
Однако, по закону больших чисел в огромной массе людей всегда найдется пара «краеведов», а попросту говоря сумасшедших чудаков, гипетрофированно любящих местечковые мелочи. Но в переходные эпохи именно они начинают заражать своим сумасшествием народные массы, которые хотят перемен. Так что мотором или, если хотите, инструментом отделения действительно является национализм. Правда, сегодня эта мерзкая устаревшая дрянь служит, как ни парадоксально, либеральным целям. Целям свободы и прогресса.
Почему?
Да потому что под маркой национализма продвигается всего-навсего децентрализация управления. Речь идет о перераспределении финансовых потоков и ни о чем больше. Регионы, которые зарабатывают и перечисляют в центр больше, чем получают обратно, справедливо недовольны. И мы, либералы, то есть люди, выступающие за свободу, а не за кнут принуждения, с ними не можем не согласиться, ибо требование «экономических сепаратистов» нам любо в силу его антисоциалистичности. Главный принцип всех леваков: отнять деньги у тех, кто их заработал и отдать тем, кто не заработал. В данном случае центры (Лондон, Мадрид) выступают, как главные социалисты, которые деньги собирают и перераспределяют.
«Хватит!» — решили «сепаратисты» Шотландии и Каталонии.
Речь не идет о национальном и культурном окукливании. Всем сейчас нужен свободный рынок. Поэтому шотландские инициаторы референдума уже заявили, что отделившаяся Шотландия войдет в Евросоюз. То есть делегирует часть государственного суверенитета в Брюссель. Хороши сепаратисты!..
Шотландцы по-прежнему будут ездить в Европу без виз и говорить на английском. Просто они рассчитывают, что у них теперь будет чуть больше денег. Крым тоже на это рассчитывал. Но сделал шаг в другую сторону. Противоположную от прогресса.