Протоколы «капитолийских» мудрецов
Всё происходящее, любые исторические события можно, при желании, представить следствием тайного заговора. «Протоколы сионских мудрецов» основаны на этом свойстве человеческого сознания.
Предлагаемые здесь «Протоколы» также не являются рациональной попыткой объяснить настоящее и будущее. Их следует рассматривать как литературную фантазию, подобную сочинению Нилуса, или как альтернативную историю.
Указанные в заголовке «мудрецы» имеют к холмам Капитолий в Риме или Вашингтоне не более тесное отношение, чем пресловутые «сионские мудрецы» к горе Сион в Иерусалиме.
Всякое совпадение между описываемым в тексте и реально наблюдаемым является случайным либо же порождено воображением читателя.
«1. Россия избавилась от большинства имперских довесков и стала государством русской нации по преимуществу. Благодаря этому у неё появились шансы больше заняться развитием собственного благосостояния и превратиться в одну из преуспевающих европейских стран. В объединяющейся Европе национально-демократическая Россия может играть первенствующую роль.
2. Интересы Капитолия требуют, чтобы ни одно государство не получало перевеса в Европе, а также того, чтобы объединившаяся Европа не смогла прирасти и усилиться Россией. Жизненно важно разжечь непримиримый антагонизм между Западной Европой и Россией.
3. Неизбежная ностальгия части русских по утраченному имперскому прошлому послужит питательной почвой. Мы обратим помыслы русских на мечты об имперском величии вместо собственного национального развития. Пусть в тщетных попытках возвратить это «величие» навсегда иссякнет всякая творческая энергия русской нации.
4. Мы внушим русским комплекс неполноценной нации, обиженной всеми своими соседями, особенно — соседями по бывшей империи, и способной лишь на путях имперского реванша обрести то, что они сочтут «уважением к себе». Мы создадим такую психологическую атмосферу в России, что всякий, кто будет выступать против гибельного для нации имперского реванша и просто за мирные отношения с Западной цивилизацией, станет считаться предателем нации, «пораженцем», изгоем общества.
5. Таким образом, русские сами отторгнут от себя своих лучших представителей. Оставшаяся масса будет интеллектуально и морально деградировать под главенством «вождей», разжигающих в ней примитивную жажду единства толпы. Самое главное, что нам не придётся прилагать для этого слишком много усилий. Основную работу за нас сделает людская глупость, помноженная на исторические предрассудки, связанные с «величием государства».
6. Провоцируя Россию на имперский реванш, мы не допустим, чтобы он состоялся на самом деле. Поэтому столь важно создать в России политическую модель, отталкивающую для всего мира, но особенно для соседей России. Для них должна стать непривлекательной даже межгосударственная интеграция с такой Россией. Но мы сделаем так, чтобы российский реванш происходил в брутальной форме прямых аннексий территорий соседних государств и сопровождался шовинистической риторикой, демонстративным пренебрежением не только к суверенным правам новых государств, но и к национальному достоинству их народов.
7. Мы должны постоянно провоцировать экспансионистский аппетит у российской элиты и российского общества. Ни одно сделанное ничтожное приобретение не должно удовлетворять Россию окончательно. При этом степень конфронтации России с другими странами, вызванная каждым таким приобретением, будет всякий раз столь высока, что российской элите окажется легче сделать следующий шаг по этому же пути, чем в сторону примирения. Этому будет способствовать и высокий градус шовинизма внутри страны, который должен распаляться с каждым новым «успехом» имперской политики, не будучи им доволен вполне, и жаждать, поэтому, новых захватов. У имперского реванша России не будет собственной цели. Эта цель есть только у нас, и она заключается в том, чтобы сам этот процесс был постоянным, самоподдерживающимся, внутренне бесцельным и внешне очень мало результативным, но сильно возбуждающим и изнуряющим Россию.
8. Важно, чтобы производимые аннексии оказывались ничтожными, а негативный эффект, оказываемый ими на весь мир, неадекватно огромным. Но при этом все санкции, которые будут наложены на Россию, должны создавать у русских впечатление безнаказанности их имперской экспансии, боязни Запада перед Россией. Мы будем завлекать Россию в трясину конфронтации, но не допустим, чтобы она вдруг испугалась масштабов и последствий такой конфронтации.
9. Мы воскресим в Европе и соседях России все старинные страхи перед «русским медведем», что поможет нам держать в узде эти страны. Мы укрепим в Европе и в соседях России такое негативное представление о русских, чтобы в будущем никакое европейски ориентированное демократическое правительство России не смогло разрушить этот образ. Вечная изоляция России, обрекающая её на вечную отсталость — вот наша главная цель.
10. В свою очередь, русские должны воспринимать окружающий мир, прежде всего — западную цивилизацию, как вечных врагов. Самоизоляция России сможет быть эффективной лишь под гнётом деспотической центральной власти. Федерализм в России должен стать фикцией и профанацией этого принципа. Особенную угрозу нашему плану представляет национальное самоопределение русских в России. Мы создадим такую атмосферу, что сторонники подлинного федерализма и самоуправления национальных русских регионов будут восприниматься как опаснейшие враги государства, проводящего реваншистскую политику.
11. Памятуя завет Бжезинского о том, что «с Украиной Россия — великая держава, без Украины Россия никогда не будет великой державой», мы посеем непримиримую вражду между народами этих стран, спровоцируем войну между ними и надолго, если не навсегда, исключим возможность какого бы то ни было их альянса. Украина явится первым и основным объектом российского реванша. Многие русские рассматривают само существование отдельной от них Украины как недоразумение, а мы будем всячески укреплять их в этом заблуждении и убеждать в том, что отнять у Украины Крым и некоторые другие территории есть священное и неотъемлемое право России. Спровоцировать Россию на активные действия по реализации такой доктрины легче всего созданием временного хаоса в самой Украине. Тогда российская элита соблазнится кажущейся лёгкостью аннексий и увязнет в таком конфликте, из которого не сможет выйти без потери власти внутри страны. Между Украиной и Россией на долгие десятилетия проляжет такое же непреодолимое отчуждение, как между Францией и Германией после 1870 года.
12. Из православия мы полностью вытравим любые гуманистические и рациональные элементы и тенденции, превратив её в оплот средневекового мракобесия, варварства и ненависти к инакомыслящим (и просто мыслящим). Получившегося монстра мы объявим не просто исторической религией русских, но неотъемлемым атрибутом и смыслом русского национального существования, светочем и хранителем истин в последней инстанции. Вместо прежнего идеологического диктата примитивно понятого материализма русские примут идеологический диктат нелепого мистицизма и суеверий.
13. Алчная советская элита России, помогшая нам уничтожить Советский Союз ради своей сиюминутной выгоды, поможет нам и теперь. Ибо только так она сможет удержать господство над своим пробуждённым к демократии, но ещё плохо ориентирующимся в ней народом».