Кто вы, Mr. Путин?
Случившаяся в конце прошлого года лихорадка на российском валютном рынке повергла в шок даже самых закоренелых скептиков. Помню, в конце августа один мой коллега из ВУЗа спорил со мной по поводу перспектив развития российской экономики, приводя «мрачные» на тот момент прогнозы, что к декабрю 2014 доллар будет стоить около 45 рублей. Эх, наивный, ведь в декабре евро сумел пробить психологическую отметку размером в «стольник». Да, после этого наметился резкий спад на фоне экстренного заседания правительства, но уже очевидно, что коренным образом переломить изменение курса в ближайшее время не получится.
Сложившаяся ситуация в российской экономике настолько критическая, что даже отечественный министр экономического развития Алексей Улюкаев вынужден был признать, что экономика находится под давлением аж трёх кризисов:
Первый кризис структурный: структура экономики такова, что воспроизводит в расширенном масштабе издержки. Это экономика постоянно растущих издержек... Все издержки постоянно растут, и их рост кратно превосходит рост экономики. Второй кризис — это часть обычного делового цикла, который связан с ограничениями по спросу — и внутренними, и внешними. И третий — геополитический кризис, связанный с механизмом санкций, контрсанкций и т.д.
Надо признать, подобные откровения от функционера столь высокого уровня говорят о том, что всё действительно очень плохо, ведь власть в России такова, что она будет до последнего отнекиваться и лгать, но свою ошибку или некомпетентность не признает ни за какие коврижки — только когда признаки бедствия становятся очевидны всем, власть злобно и нехотя признаёт наличие «определённых проблем», почти всегда не забывая их списать на происки подлого Запада или либерально-пармезанной пятой колонны. Однако, данные заявления наводят на очень интересные мысли, которые грех не рассмотреть.
Все мы много раз слышали тезис про нефтеиглу, на которой сидит российская экономика: соблазн получить быстрые и хорошие прибыли за продажу углеводородов настолько велик, что правительство и бизнес сломя голову продают сырые нефть с газом, а полученные деньги тратят на закупку оборудования и товаров массового потребления. Зачем инвестировать в сложное производство, которое ещё долго надо развивать и которое окупится через несколько лет (а то и более), когда можно здесь и сейчас с помощью низкоквалифицированной рабочей силы проложить нефте- или газопровод и тут же получать за это прибыль? По такому вот пути и развивалась экономика РФ с момента распада СССР, особенно с началом нулевых, когда высокие цены на нефть позволили создать иллюзию процветания в России.
По сути, страна повторила ту же самую модель, которая имела место быть в застойные 70-е годы. Тогда, как мы помним, мир был ввергнут в состояние острого нефтяного кризиса: цены на нефть были зашкаливающими, причём кризис был настолько суровым, что США были вынуждены пойти на отказ от созданной ими же в 1944 Бреттон-Вудской системы, при которой доллар объявлялся мировой резервной валютой и имел фиксированное обеспечение золотом. СССР же, напротив, от кризиса невероятно выиграл: освоенные в 70-е годы сибирские нефтерождения принесли стране гигантские валютные доходы, о которых она раньше и не слышала. Новая сибирская нефть, выброшенная на рынок, во многом продлила жизнь агонизирующему советскому плановому хозяйству и позволила сгладить острые углы в экономике и социальных проблемах.
Но вместо решения насущных вопросов в сельском хозяйстве (кризис деревни, импорт зерна с Запада) и неэффективной промышленности (которая была не в состоянии произвести в нужном количестве нормальную обувь и даже туалетную бумагу), данные средства были потрачены на приобретение товаров массового потребления, что и позволило советским 70-ым стать той самой «эпохой застоя», в которой колбаса вроде как была, но при этом все прекрасно понимали, что жизнь в стране постепенно замирает: общество не меняется, ключевые проблемы не обсуждаются, а часто даже и не признаются. Очевидно, что подобной консервации рано или поздно должен прийти конец и он, естественно, наступил.
Вот и современная Российская Федерация повторяет этот порочный путь: после дефолта 1998 и прихода Путина к власти, российская экономика вошла в период так называемых «сытых нулевых». Я считаю, что слово «сытые» абсолютно правильно и точно описывает сложившуюся тогда картину: благодаря высоким в те времена ценам на нефть, правительство России сумело приобретать за валюту готовые промышленные товары, которые в самой России произвести было невозможно.
Произошёл, собственно говоря, весьма нездоровый рост, при котором ВВП увеличился не благодаря общему экономическому подъёму (который, по идее, должен характеризоваться возрождением фундаментальной и прикладной наук, развитием обрабатывающей промышленности и информационных технологий), а благодаря потребительскому буму, вызванному внешним фактором в виде приятных цен на топливо. То есть «процветающими» или «богатыми» 2000-е не являлись, потому что на то не было реальных оснований. Очевидно, что цены на нефть вечно высокими не будут и надо было зацепиться за шанс и спровоцировать подлинный рост! Казалось бы, нам с вами это очевидно, но почему-то не дядям из правительства.
Если детально проанализировать события, произошедшие в экономике при Путине, то сложится очень интересная картина. С одной стороны, нам бодро рапортуют о колоссальном росте ВВП как в общем выражении, так и на душу населения, говорят о росте зарплат и пенсий, о потребительском достатке. Однако, если присмотреться внимательнее, то станет ясно, что при Путине российская экономика была окончательно добита и в буквальном смысле «поставлена на колени»: именно при Путине были окончательно уничтожены остатки советского промышленного потенциала, при нём же продолжилось бегство научных работников из России и скатывание отечественного школьного и высшего образования на морское дно. Россия при Путине «легализовала» свою специализацию в мировом хозяйстве — поставщик сырой нефти и газа типа Нигерии или какой-нибудь другой малоинтересной банановой республики, не более того; создатель Google Сергей Брин как-то пошутил, что Россия — это Нигерия со снегом и, в принципе, он прав. Это ну никак не вяжется с образом великой державы, вершащей мировую политику наравне с США, который нам так старательно втюхивают по телевизору.
Сейчас идёт много разговоров о том, что ситуация с рублём и прочие, теперь уже видные рядовому гражданину проблемы экономики, обусловлены санкциями из-за Крыма, а также игрой всевозможных внешних и внутренних агентов против России (злостные спекулянты, обвалившие рубль c нефтью.). Но это не так: нынешний кризис является всего лишь ответвлением общего кризиса российской экономики, просто теперь не получается заливать накопившиеся проблемы нефтедолларами, все они обнажились и видны как никогда ранее. Во время недавнего финансового кризиса 2008-го цены на нефть также были очень низкими: в итоге ВВП России просел аж на 7%. Но в 2008 никаких санкций не было, поэтому удалось преодолеть шок внешними заимствованиями, а затем цены на сырьё вновь достигли нормальных для российской экономики значений; отделались, как говорится, лёгким испугом. Были ли администрацией и президентом усвоены уроки и сделаны выводы? На бумаге — возможно, в реальности — нет, и это стало видно при первом же падении цены за баррель. Рубль почти синхронно падает вместе с ценами на нефть именно из-за того, что российская экономика стала мнимым подобием экономики настоящей: на сегодняшний день она представляет из себя разрозненный механизм, который еле-еле спаян нефтегазовой индустрией и который рушится подобно карточному домику при первом же негативном развитии событий в этой отрасли. Попытки путинского правительства свалить всё на Запад и спекулянтов являются просто-напросто стратегией по отводу глаз от реальной причины нынешнего провала.
На протяжении всех этих лет устраивались встречи и круглые столы, где много и подолгу говорилось о необходимости победить коррупцию и диверсифицировать экономику. Причём модное нынче слово «диверсификация» произносилось чуть ли не в каждом послании президента к Федеральному Собранию или во время даваемых президентом пресс-конференций. Изменилось ли хоть что-нибудь за это время, зародились ли в России хотя бы базовые отрасли промышленности, которые могли бы успешно работать на внутреннем рынке и потихоньку выходить на внешний? Нет!
Самое смешное заключается в том, что если во время дефолта 1998 диверсификацию провести ещё было возможно — имелись и более-менее грамотные кадры из СССР, и ещё не до конца угасшая промышленная база из того же СССР — то при нынешних условиях это удастся сделать только при участии иностранных специалистов, потому что своих ресурсов у РФ сегодня на эту программу нет вообще никаких.
Как бы сам собой напрашивается вывод: либо правительство во главе с Путиным просто утратило адекватность и переселилось в какую-то другую вселенную, либо это правительство и лично Путин обслуживают интересы иностранных сил. Фактически, Путин сделал для тех же США больше, чем все деятели пресловутой пятой колонны вместе взятые: развалив экономику России, Путин позволил США, ЕС и, возможно, Китаю диктовать свои условия РФ, так как нашей стране теперь уже нечего противопоставить экономической мощи вышеупомянутых держав. Политика, как известно, строится на экономической силе и когда у определённой страны таковой не наблюдается, то не составит большого труда диктовать правительству такой страны свою волю целиком и полностью. В период с 2000 по 2014 проводились последовательные действия по деиндустриализации и деинтеллектуализации России и сейчас страна практически целиком и полностью зависит от действий внешних сил.
Может быть так, что США действительно включили свой денежный станок и накачали необеспеченными «долларами-фантиками» нефтяные фьючерсы на финансовых биржах, спровоцировав тем самым нынешний обвал нефти. Но может ли Россия хоть чем-нибудь ответить на эти действия? Нет, не может, потому что её же собственное правительство долго и упорно работало на то, чтобы сделать страну заложником того же Запада. Возможно, отжим Крыма является одним из звеньев в общей зловещей комбинации, целью которой является полная утрата суверенитета России, ведь после совершения этого поступка наша страна вдобавок к утерянной экономической независимости потеряла ещё и моральный авторитет, так как было грубейшим образом попрано международное законодательство, которое все эти годы так горячо отстаивал Путин, осуждая действия НАТО в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии. Крымом он перечеркнул все эти принципы. Таким образом, с точки зрения международного права, нынешняя изоляция России и её дальнейшее «обнуление» будет выглядеть абсолютно оправданным и верным шагом. Получается, что путинское правительство полностью лишило страну всех инструментов влияния на своё собственное развитие и положение в мире. Так кто же по-настоящему уничтожает российский суверенитет и ведёт страну к теперь уже неминуемой пропасти? Неужели либерасты и прочие оппозиционеры, которых официальная власть именует «пятиколонными предателями»?