Культура

Просто стать Богом

Просто стать Богом

Посмотрев фильм «Робот по имени Чаппи», я понял, что придется писать эту статью. Хочешь не хочешь, а надо, Федя, надо. Задача гуманитария в конце концов в том и состоит, чтобы осмысливать и толковать тенденции, набирающие силу в культурном и интеллектуальном пространстве. Или по крайней мере их регистрировать, отмечать в качестве наблюдателя. «Чаппи» же это уже шестая кинокартина из тех, что только я посмотрел в кинотеатрах с лета 2014 года по март 2015, и что укладывается в русло, которое я бы назвал неогностицизмом. Тренд налицо.

Вот эти фильмы: «Превосходство», «Страховщик» (Automata), «Люси», «Интерстеллар», «Патруль времени» (Predestination), «Робот Чаппи» (Chappie).

Все их объединяет то, что они работают с религиозной проблематикой. А говоря точнее — проблематикой, которую традиционно было принято отдавать на откуп религии, относить к сфере религиозного. Во всех фильмах в той или иной форме разрабатывается тема того, как человек становится Богом, или равным Богу. Или оказывается в роли Бога, точнее Творца. Например, если он создает искусственный интеллект, самостоятельно думающего и чувствующего одушевленного робота. Дальше — больше, робот сам становится творцом новой жизнь, как сотворенный Богом человек стал творцом робота и т.д. Такая эстафета, чтобы не сказать — чехарда творения, как в «Страховщике» и «Чаппи». Или даже замкнутая петля творения, как в «Патруле времени».

Все это кино — ересь в классическом значении этого слова. Оно предлагает альтернативные, провокационное, революционные ответы на вопросы, на которые прежде отвечала религия. Или запрещала на них отвечать и искать на них ответы.

В «Превосходстве» ученый полностью переводит свое сознание в цифровую форму. Тело его умирает, но он загружает себя в Сеть, становясь не только бессмертным, но и фактически всемогущим. То есть — Богом, чего уж там. Сюжет напоминает о «Газонокосильщике» (1992), раннем упражнении кинематографа на тему виртуальной реальности.

«Страховщик» (Automata), снятая испанцами в Болгарии антиутопия. Мир, постепенно сползающий в пучину экологического Апокалипсиса. Роботы, которые считались (и были) бесправными и лишенными свободы воли рабами приходящего все в больший упадок человечества. Но они оказываются способными не только на самостоятельность, на чувства и на бунт против хозяев и создателей, но и на то, чтобы положить начало новой форме жизни, не биологической, но одушевленной. Вид Homo Sapience в «Страховщике» скорее всего обречен, но он продолжит себя в роботах, которых создал по образу своему и подобию. Так же как люди в свою очередь могли быть продолжением своего творца или творцов. Демиурги — одна из самых популярных гностических тем.

«Люси». Давно не ждал ничего хорошего от Бессона и был приятно удивлен. Его любимая тема сильной женщины, женщины-героини («Никита», «Леон», «Жанна Д’Арк») на этот раз нашла воплощение в популярной, хотя, как говорят, и научно ошибочной идее о том, что у человека задействовано всего несколько процентов возможностей мозга, а вот если «включить» их все, «тогда заживем». Станем как Боги и даже без «как» (и опять-таки в «Газонокосильщике» тоже было это «включить весь мозг»).

Вдохновляющий фильм, сейчас это редкость. Но, кстати, он в описываемой подборке такой не один. Всемогущество и выход за пределы человеческого. Братьям Стругацким с их люденами в «Волны гасят ветер», да и всем остальным пророкам пришествия Сверхчеловека — пламенный привет.

Любопытно, что в финале «Люси» героиня Скарлетт Йоханссон, покидая навсегда человеческую форму, превращается в нечто напоминающее о Materia Prima, первоматерии, лежащей в основе всего сущего субстанции, которую в древности «открыл» еще индуизм и за которой в Средние века в Европе гонялись алхимики. Тут опять параллель с «Газонокосильщиком», который говорит, что маги и алхимики Средневековья были не шарлатанами или идиотами, а теми, кто пытался разгадать тайное знание и синтезировать его с наукой — задача, решение которой возможно на новом уровне технологического развития человечества.

Вообще, во всех упомянутых фильмах научно-фантастический элемент настолько, тем более для большинства несведущих зрителей, плотно и впрямую граничит с магико-мистическим, что разница между ними начинает казаться чисто условной, вроде разницы между двумя терминологиями.

Проблема «наука или чудо» фигурирует и в «Интерстелларе» Кристофера Нолана. Впрочем, почему обязательно «или»? Может быть не «или», а «и». Или даже более того, пора стереть границу между двумя этими понятиями, а потом — вовсе отказаться от них. Возможно «научное» и «чудесное» придется признать устаревшими терминами, которым в будущем суждено уступить место чему-то третьему и новому.

Чудо всегда входило в конфликт с естественно-научной картиной мира, потому что, говоря коротко, чудо — это нарушение причинно-следственных связей за счет вторжения в них воли какого-либо субъекта. Бога например. Или человека.

Нолан решает эту проблему просто: он наделяет человеческие чувства и желания свойствами определенной энергии, силы, реально воздействующей на материальный мир. И получается, что с одной стороны все «по науке», ничего необъясненного не остается, а с другой стороны — потому что «я хочу», по воле моей.

В чем же секрет «чудесного» преодоления пространства и времени, как такое становится для человека возможным? Автор «Интерстеллара» отвечает на вопрос весьма сентиментальным, хе-хе, образом. All you need is love. Это собрало фильму армию довольно-таки экзальтированных поклонников. И сопоставимую по численности группу презрительно гы-гыкающих над ними и нолановским продуктом зрителей более скептического и циничного склада.

Забавно, что когда герои «Интерстеллара», астронавт-человек и его напарник-компьютер наконец добираются до места, где должны быть таинственные авторы межпланетных посланий, именно компьютер не может поверить и понять, что эти авторы, эти демиурги, эти, если угодно, Боги — это и есть люди. Люди будущего, которые овладели не только пространством в пяти измерениях, но и временем, и теперь шлют эти послания самим себе в прошлое. Опять привет и люденам, и, между прочим, Странникам Стругацких, каковые загадочные для людей Странники — это сами люди будущего, вышедшие на принципиальной иной уровень эволюции своего вида. Так вот, у Нолана компьютер, как Фома неверующий — точнее наоборот, верующий! — продолжает твердить о каких-то «других», тогда как человек сразу понял, что никаких «других» нет. Последний, кто до конца держится за веру в отдельных от человека Бога или богов — это компьютер. Иными словами машина как последний верующий. Какой ироничный прием, подъем переворотом.

При всем уязвимости «Интерстеллара» для критики, его месседж проникнут той же, что и у предыдущих фильмов обзора, вдохновляющей верой во всемогущество человека.

Там нет никакого Бога кроме того, которым станешь ты сам, дурашка Homo Sapience. Так что может хватит молоть эту смешную чепуху про «Бога» и айда за дело?

Экранизация одной из самых провокационных книг Роберта Хайнлайна «Предопределение» (в российском прокате название поменяли на туповатый «Патруль времени») — это сплошные «духовные скрепы» в клочья. Сложнейшая философская диалектика свободы воли и неизбежности, прошлого и будущего, добра и зла в мире и одном отдельно взятом человеке, смена пола, наконец тема границ собственной личности. Может ли «тебя» быть не один, а много? У искренне богобоязненного священника даже в наши дни должны встать волосы дыбом от любой из этих тем и того, как обошелся с ними великий американский фантаст. Ересь, как есть ересь.

Если ты сам себе и отец, и мать, и таким образом ты дитя самого себя, то ты не имеешь другой причины себя, кроме самого себя. Ты есть единственный первоисточник своего существования. Ты создал тебя по образу твоему и подобию. Ты — Троица. И в полном смысле этих слов self made man. На 100 %. Ну и какой еще при таком раскладе вообще может быть «Бог»?

Кстати, четвертый, Дьявол в фильме тоже есть. И это — сюрприз — опять ты.

И наконец новейший «Чаппи». Белый южноафриканец Нил Бломкап снял свой третий фильм, третью антиутопию, она же — социальная сатира, после своего дебюта-прорыва «Район № 9» и весьма проходного голливудского «Элизиума». Теперь он вдоволь постебался и над религиозными скрепами, и над своими упертыми соотечественниками бурами-расистами. У последних их ксенофобия в фильме направлена не на чернокожих, а на роботов, конкретно — на одного, первого «одушевленного», то бишь обладающего самостоятельным сознанием и эмоциями робота. Собственно и буры представлены в пространстве фильма одним антигероем в исполнении Хью Джекмана, даже в офисе не расстающимся с пистолетом, нательным крестом и шортами-хаки — почти карикатурный фашист.

Подача в «Чаппи» по сравнению с фильмами, упомянутыми выше, гораздо проще. Даже сознание, душу, в общем — личность переносят не в виртуальность, а просто «пересаживают» на робота. Старомодно, как в «Робокопе» (правда в последнем таки сохранялся живой мозг, но это частности). В «Чаппи» сознание это просто вся информация, что в нем есть. Ее можно оцифровать и перенести с одного носителя на другой. То же самое было чертовски давно в советской литературе, опять-таки в одном из рассказов Стругацких. Только там в соответствии с реалиями кибернетики того далекого времени для перевода одного человека в цифровую бессмертную форму потребовался целый заполненный учеными город и вся его энергия. А в «Чаппи» — один лэптоп. Оцифровал, загрузил, и вот оно — здравствуй новое стальное тело, а вместе с ним бессмертие. Делов-то. «Я» или так называемая «душа» умещается на флэшку.

Что там однополые браки или смена пола, или искусственное оплодотворение, или клонирование! Освобождение от человеческого тела как носителя «я», как вам такой поворот на вираже? Вот к каким проблемам и головокружительным, захватывающим дух возможностям стоит начинать готовиться уже сейчас. «Чаппи» сочетает незатейливость содержания с остроумием, иронией и лихостью подачи. И только клочки скреп по закоулочкам.

Религиозность в ее старых, отживших формах больше не может адекватно отвечать на вызовы, которые прогресс, как технический, так и социальный, бросает человечеству.

Пока одни судорожно хватаются за скрепы, пытаясь оговорить себя ими со всех сторон, чтобы спастись от Будущего, труженики Голливуда смело экспериментируют с новыми формами и путями религиозности и философии. Их поиски не только интереснее, но и ценнее всего того, что может дать охранительное, реакционное «консервирование» чего-бы то ни было. Пора менять восковые свечки на корзинки поп-корна. Да и чем кинозал вам не храм, а экран не алтарь?

Продолжение следует. Будущее не остановить. Советую пристегнуться покрепче.

13 537

Читайте также

Право
Как не купить в интернете наркотики, поддельные документы, дешевый Apple, фальшивые деньги и оружие

Как не купить в интернете наркотики, поддельные документы, дешевый Apple, фальшивые деньги и оружие

Публикуемое ниже интервью — никоим образом не «самоучитель» по «темной стороне» интернета. Однако каждый имеет право знать, что он не должен делать, чтобы не стать преступником.
Если вы заметили, что ваши дети, родители, бабушки и дедушки или коллеги по работе злоупотребляют интернетом, нарушая при его помощи законодательство, то объясните им, что это нехорошо. Помогите своим близким вернуться на путь истинный и жить в соответствии с законами правового государства.

Русская Фабула
Общество
О бессмертии

О бессмертии

У читателей моей статьи «О демографии» больше всего скептических откликов вызвала ее последняя часть, где речь идет о достижимости практического бессмертия в обозримом будущем. Хотя люди в большинстве своем так никогда и не могли смириться со смертью, поверить в то, что бессмертие из вековой несбыточной мечты может стать вполне физической реальностью, многие просто не решаются.

Юрий Нестеренко
Наука
Зачем Космосу Россия?

Зачем Космосу Россия?

Правильна именно такая постановка вопроса. Ибо что из двух первичнее? Бескрайнее мироздание бросает экзистенциальный вызов человечеству, служа одновременно источником неведомых угроз и пространством потенциально бесконечного освоения. И только те группы человечества, которые окажутся на высоте адекватного ответа на этот вызов, продолжат цивилизацию дальше. А прочие — исчезнут, оставив лишь ветшающие археологические артефакты.

Ярослав Бутаков