Политика

Послевоенный сталинизм и национальный вопрос

Послевоенный сталинизм и национальный вопрос

Прошёл 71 год со времени так называемой операции «Чечевица» — депортации чеченского и ингушского народов с мест своего исторического проживания в регионы Средней Азии и Казахстана. Формальным поводом для этой спецоперации послужило то, что

с начала войны до января 1944 года в республике было ликвидировано 55 банд, убито 973 их участников, арестованы 1901 человек. На учёте НКВД на территории Чечено-Ингушетии состояло 150–200 бандформирований численностью в 2-3 тысячи человек (примерно 0,5 % населения).

В то же самое время более двух тысяч советских солдат вайнахского происхождения погибли на фронтах Второй мировой, в том числе при защите Брестской крепости и под Сталинградом. Их родные и близкие тоже были наказаны за бандитизм и предательство других земляков.

Одно время мне приходилось заниматься распространением литературы на пятачке у музея Ленина, именуемом в народе «Бланком». Там был своего рода небольшой «гайд-парк», где собирались люди разных убеждений, обменивались мнениями, спорили, а я всё это внимательно слушала. Как раз тогда начиналась так называемая «Вторая чеченская», и сталинисты говорили: «Вот молодец был Сталин, всех их выслал, зря Хрущёв их назад вернул... Выслать бы их снова куда-нибудь». Я однажды возразила одному из них: «А зачем надо было высылать их всех — бандитов и предателей надо было осудить по соответствующим статьям уголовного кодекса, женщины, оставшиеся без подобных кормильцев, пусть на производстве работают, а детей из бандитских и предательских семей отдать на усыновление в законопослушные семьи в других регионах. Остальные — пусть жили бы на своём месте, чем они виноваты?». В ответ на это на меня зашикали, мол, «как смеешь ты, тупая женщина, сомневаться в правильности решений гениального Сталина». Не такими, конечно, словами, но смысл был именно такой.

Что самое удивительное — в России сейчас пачками фабрикуются фальшивые кандидатские и докторские диссертации, посвящённые всяким надуманным темам — лишь бы у начальника была учёная степень, но никто не потрудился поразмыслить над феноменом насильственной депортации целых этносов с мест их исторического проживания в другие регионы — как это влияет на психику и поведение людей в этнических сообществах, каковы причинно-следственные связи и многое другое. А ведь пресловутая операция «Чечевица» не имела прецедентов в мировой истории.

Конечно, мне могут возразить, что было и великое переселение народов, и расцвет колониальных империй с поголовным уничтожением целых племён коренных жителей потенциальных колоний, и массовая перевозка рабов-африканцев на американские плантации, и устройство резерваций для коренных жителей Америки — индейцев. Но рабов, как правило, сами африканские племенные вожди продавали за дешёвые побрякушки и «огненную воду», а индейские резервации устраивались в местах компактного проживания племён, и никому в голову не приходило организованно переселять представителей племени дакота куда-нибудь на Аляску или в Техас.

Колониальные же империи не декларировали, подобно СССР, равенства и дружбы всех народов, проживающих на их территории.

Помните знаменитые советские фильмы, такие как «Цирк» или «Свинарка и пастух»? «Рожайте себе на здоровье сколько хотите: черненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовеньких в полосочку, хоть серых в яблочко», — отвечает правильный советский человек американскому расисту, преследовавшему артистку Марион Диксон за рождение цветного ребёнка. Добавлю от себя: лишь бы потом эти голубые, розовые в полосочку и серые в яблочко советские граждане не рассуждая выполняли приказы Партии и Государства. Главная идея «Свинарки и пастуха» — стирание национальных и даже культурно-цивилизационных особенностей между народами, проживающими в СССР. Героиня отвергает представителя своего народа и выходит замуж за представителя иной культурно-цивилизационной общности — потомка горцев-мусульман. Их дети просто обязаны стать образцовыми советскими людьми, преодолевшими этнокультурные различия и ставшими воплощением дружбы народов и советского мира во всём мире.

Предвижу ещё один вопрос: а как быть с депортацией из Крыма немцев, греков, итальянцев, болгар? Отвечу: эти народы жили в Крыму диаспорами, и у них существовали свои национально-государственные образования. Кроме того, Германия, Греция, Италия и Болгария находились в состоянии войны с СССР, и подобная политика не была чем-то уникальным, например, в тех же США были интернированы в специальные лагеря все жители японского происхождения. Правда, непонятно почему под раздачу попали вполне лояльные советской власти армяне — никакие гипотезы, кроме конспирологической «Крымской Калифорнии» тут на ум не приходят.

В общем, наших отцов и дедов учили тому, что среди советских не бывает плохих народов. Это только нацисты — которые плохие по определению, потому что напали на нас, — могут делить народы на «плохие» и «хорошие», устраивать концлагеря и гетто для недочеловеков типа евреев, славян и т.д. А в советском обществе, которое находится во враждебном буржуазном окружении и поэтому несовершенно, бывают только плохие люди — предатели, грабители, воры, взяточники, «кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет».

И тут — нате вам, в обществе, где всё это декларировалось, целый народ объявляется «плохим» и выселяется с места своего компактного проживания. Известны факты убийств не желавших выезжать из своих домов стариков, больных, инвалидов, а также пытавшихся сбежать детей-подростков.

А что дальше? Думаете, представители наказанного «плохого» народа и их потомки стали после всего этого более лояльными властям и законопослушными? Нет! Я не зря написала выше про свою критику сталинского решения. Наказанные за конкретные преступления граждане поступают в зону и начинают жить по писаным и неписаным законам зоны. А вот наказанный за проступки отдельных представителей народ...

На протяжении послевоенных лет русское или считающее себя таковым советское население постепенно атомизировалось. Русские мужчины — фронтовики и не только, совершив какое-либо преступление, попадали в лагеря, их жёны с детьми или без детей оставались одни и решали свои проблемы сами или с помощью общественных, а фактически — окологосударственных или квазигосударственных структур типа профсоюзов или парткомов. В то же время представители депортированных народов, такие как чеченцы, ингуши, крымские татары, представляли собой весьма сплочённые и закрытые сообщества, которые работали артелями по принципу землячества, с минимальной зависимостью от государства, и из поколения в поколение поддерживали в себе ненависть не только к советскому режиму, но и к тем этносам, которые, по их мнению были виноваты в их трагедии.

А именно — к русским, осетинам и некоторым дагестанским народностям, представителей которых переселили на опустевшие после депортации земли — кому-то же надо было их обрабатывать. Однако в 1956 году советское руководство признало политику депортации северо-кавказских народов ошибочной и 16 июля был издан Указ Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей». Этот указ стал своего рода сигналом для стихийного возвращения ссыльных народов на историческую родину. А на их землях и в их домах уже жили совсем другие люди. Результатом оказались столкновения на межэтнической почве, пиком которых стало убийство группой хулиганов-чеченцев русского рабочего с химзавода Степашина. Похороны убитого переросли в бунт, сопровождавшийся погромом обкома и государственных учреждений. Для того, чтобы подавить стихийное восстание, в Грозный были введены войска.

Отдалённым последствием депортации стал фактический геноцид (массовые убийства и изгнание) русского населения из Чеченской республики в 90-е годы прошлого века. Современное государство Российское до сих пор ничего не сделало для этих людей и их потомков, которые фактически стали заложниками пресловутой «сталинской национальной политики» спустя многие годы после смерти советского диктатора.

Но почему на роль «народа-палача» потомками депортированных были назначены именно русские? Русские переселенцы, в отличие от тех же израильтян на «Западном берегу Иордана» и в секторе Газа, не получили права на ношение, хранение и применение оружия. Более того, в Крыму, откуда также было депортировано коренное население — татары, русские переселенцы жаловались, что на местных почвах плохо растёт картошка — а выращивать табак и виноград они просто-напросто не умели. Фактически русских точно также директивно переселили на чужие земли, только назвали это не «депортацией», а как-то более нейтрально и не так обидно. И если учесть, что всё это производилось под «русскую» информационно-пропагандистскую риторику (борьба с «космополитизмом», создание цикла фильмов об учёных и полководцах Российской империи, восстановление традиционной формы с погонами в армии, создание ансамбля народного танца «Берёзка» и даже пресловутые стишки о «русском сале») — то даже почётно.

Сейчас русское национальное сознание пытаются захватить в своего рода информационные «клещи». С одной стороны, мы постоянно слышим о «преступлениях сталинского режима», причём от медиа-персонажей,которые у среднего обывателя ничего кроме рвоты не вызывают — например, того же Николая Карловича Сванидзе. А с другой стороны, нам пытаются внушить, что если человек критически относится к Сталину, то он русофоб и жидосионистский урод.

Во многом такой «сталиносрач» поддерживается системой искусственно.

Для меня лично — что интернационал-большевизм Троцкого, что интернационал-державничество Сталина — явления одного порядка — интернационального. А выбирать тот или иной сорт интернационализма — не желаю.

Тем более, что тот же самый ГУЛАГ как система государственного рабовладения, «прикреплённость» крестьян к земле и т.д., были ни чем иным, как своего рода «троцкизмом без Троцкого», а создание мировой системы социализма и «кормление» за счёт русских стран «социалистического выбора» из числа «третьего мира» — ни чем иным, как смягчённым вариантом пресловутой «перманентной революции».

Я понимаю сталинистов — коммунистов и сторонников возвращения СССР, хотя не разделяю их убеждений: Сталин был действительно ключевой фигурой советской истории. Никто не спорит, что Сталин создал на обломках Российской империи квазиимперию, которая просуществовала почти полвека. Но при чём тут государство русских?

А вот персонажи, которые позиционируют себя одновременно и «русскими», и «сталинистами», но при этом не являются коммунистами, вызывают у меня странное чувство: они или шизофреники, или не те, за кого себя выдают. Тем более, что как правило они практически все ревностные путинофилы. И они очень любят цитировать выдержки из знаменитого «тоста Сталина за русский народ»:

Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому Правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества — над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие! За здоровье русского народа!

Вот как оценил это произведение грузинского народного творчества блогер konrad_karlovic

Вот так. Товарищ Сталин пьет за русский народ, потому что русский народ не воспользовался возможностью скинуть большевистское иго с выи своей, а покорно пошел на убой. За что сталинское правительство щедро отблагодарило новыми репрессиями, например, против военнопленных и находившихся в оккупации.

И никому из тех, кто покорно позволяет себе вешать на уши неосталинистскую лапшу из уст какого-нибудь ряженого Залдостанова, не приходит в голову одна простая мысль: Сталин никогда не говорил про «государствообразующую» роль русского народа, ничего не делал для её законодательного закрепления. Он всего лишь произносил тост за русский народ. Однако тост — это не статья конституции, не юридический документ, и даже не законодательная инициатива, а всего-навсего застольная речь. Тем более, не надо забывать, что товарищ Джугашвили был по происхождению грузином, а представителей этого народа по праву можно назвать чемпионами мира по тостам.

Если бы у нас в распоряжении было полное собрание стенограмм сталинских тостов, то мы могли бы прочитать много интересного. Например, после заключения пакта Молотова-Риббентропа это мог быть тост за некоего германского диктатора, который позднее стал олицетворением мирового зла, а тогда — всего-навсего глава государства, с которым был заключён на первый взгляд очень выгодный договор. Или тост на дне рождения Бухарина в тысяча девятьсот двадцать лохматом году. Наверняка Бухарин там воспевался как воплощение всех и всяческих добродетелей, но это не помешало советскому диктатору убрать его, когда тот стал мешать его планам относительно пути развития советского государства.

По сталинской же конституции никакого русского народа в СССР не существовало. У всех республик были свои республиканские органы ВКП (б), свои Академии наук, свои КГБ, МВД, Верховные суды. У РСФСР (которую с большо-ой натяжкой можно было назвать республикой русских) ничего своего не было. Было только союзное, что создавало иллюзию, что русским принадлежит весь СССР. А группа партийных деятелей, которая хотела повысить статус РСФСР до статуса всех остальных республик, была осуждена по так называемому «Ленинградскому делу». У нас любят говорить о том, что при Сталине осуждали «безродных космополитов», и «какой он молодец, что бил жыдов». К сожалению, люди, которые помнят о «деле безродных космополитов», забывают, что одновременно в этим было «ленинградское дело», которое правильнее следовало бы назвать «русским делом», потому что по нему были осуждены представители течения, которое можно условно назвать умеренно-националистическим русским крылом в ВКП (б). Условно, потому что какое может быть русское крыло в антирусской организации?

Теперь о том, воссоздал ли Сталин империю. Нет, это была квазиимперия, и только наивный человек может серьёзно думать, что Союз развалили Горбачёв, Ельцин и примкнувшая к ним Маргарет Тетчер. На самом деле развал Союза начался ещё с ХХ съезда ВКП (б).

Почему? На этом съезде единогласно был осуждён так называемый «культ личности Сталина». А кто осудил покойного диктатора? В зале сидели делегаты съезда — и все они были обязаны Сталину своим общественным положением, роскошными квартирами, дачами в ближнем Подмосковье, отдыхом на лучших курортах страны, пайками из спецраспределителей. В отличие от миллионов простых граждан, они могли позволить себе кухарку и гувернантку для детей. И все они осудили того, кто поднял их из грязи в князи. Да, какую-то часть делегатов составляли статисты — герои войны и труда, знатные шахтёры, хлопководы-рекордсмены и передовые доярки. Но большинством-то как раз были те люди, которые являли собой «коллективного сталина», принимали непосредственное участие в Голодоморе и массовых репрессиях и были колёсиками и винтиками системы. Если бы был трибунал над большевизмом типа нюрнбергского, то многие из них были бы осуждены. Но они собрались, сбросили всю ответственность за преступления режима персонально на товарища Джугашвили, а сами остались белыми и пушистыми.

Змея схватила себя за хвост.

Квазиимперия, созданная Сталиным, не протянула и сорока лет после его смерти.

Потомки «коллективного сталина» до сих пор у власти в нашей стране.

А как же быть с русскими?

Никаких особых материальных выгод русский народ от «прорусской» риторики позднего сталинизма не получил — как жили люди, так и продолжали жить. Юридический статус русских в советском государстве и даже в РСФСР оформлен не был, коренным народом даже на своей исконной территории русские не считались. И, что характерно — как кровь проливать или что-либо жертвовать, то советское, да и нынешнее постсоветское государство выдвигало лозунг «Русские, вперёд», а как трофеи делить или там Нобелевские премии получать, то про «русских» как-то все забывали и сразу включали пластинку про «многонациональный Советский Союз» или «многонациональную Россию».

И с тех пор ничего не изменилось. Изобретатели графена — «россияне», хотя они давно уже имеют другое гражданство. А вот гибридная спецоперация по разжиганию гражданской войны в Донбассе — «русская весна». Как будто нарочно — видите, украинцы, ваш главный враг — это русские, смотрите не перепутайте...

Вывод из этого один. Когда советско-неосоветский режим, который всё время своего существования кривил морду от одного только слова «русский», начинает вдруг включать «прорусскую» риторику, русским не мешало бы задуматься — а нет ли здесь какого подвоха? Нет ли в этом подставы, чтобы потом заставить «платить и каяться»? Так не хотят люди задумываться над этим и делать выводы, и попадают в пропагандистскую ловушку. А ведь на самом деле всё просто. Русофобия — это не только и не столько статьи и фильмы про русских алкоголиков и дегенератов. Самая извращённая русофобия — это когда силу, несущую людям смерть, войну и гуманитарную катастрофу называют «русским миром».

15 128
Елена Ярова

Читайте также

Политика
Страна вечного ноября

Страна вечного ноября

Есть глубокий символизм в том, что Россию с ее главными патриотическими праздниками неизменно заносит в безнадежно-тоскливый, промозглый и хмурый ноябрь — пожалуй, наиболее мерзкий месяц в и без того нерадостном российском климате.

Юрий Нестеренко
Злоба дня
День репрессий

День репрессий

Инициативная группа граждан ФРГ выступила с предложением переименовать Гамбург в Гитлербург — в первые же три дня петиция собрала 100500 подписей в поддержку предложения. Из всех учебников истории Германии были изъяты страницы о Холокосте — их заменили 33 страницами с рассказом о добротных немецких автобанах 1930-х годов. По всей Дойчланд появились многочисленные клубы исторической реконструкции, почему-то реконструирующие исключительно эсэсовцев и гестаповцев. Они приобрели невероятную популярность всего за несколько лет.

Дмитрий Витушкин
Общество
Акт величайшей исторической справедливости

Акт величайшей исторической справедливости

Выступление В. В. Путина на торжественной церемонии восстановления памятника Ф. Э. Дзержинскому на Лубянской площади.

Марьян Беленький