Воистину Гагарин!
Кто был первым космонавтом: Гагарин или Христос?
День космонавтики впервые совпал с Пасхой. Разминувшись в 1961, Христос и Гагарин встретились в 2015-м. Как оказалось, за это время Россия сдала космос не столько американцам, сколько церкви.
То, что «Гагарин летал — Бога не видал», православных мучает до сих пор. Прорыв в космос нанёс верующим психологическую травму похлеще, чем «Пусси Райот», забравшиеся на солею храма Христа Спасителя. Если уж на солее позволено молиться только посвящённым, то небо — и вовсе место прописки Бога. Казус с космосом случился, когда имперский закон о богохулении уже устарел, а ФЗ об оскорблении религиозных чувств ещё не придумали. Церковь могла ответить разве что с солеи: «Не видел, не видел... а Бог Гагарина видел, и благословил». Тот самый Бог, которого разгневала вавилонская башня «до небес»...
Бог еврейских пастухов ревниво оберегал свою вотчину, и не терпел небоскрёбов бронзового века. Вот и в средневековых городах не решались строить выше главного купола. Каноны так и не определили, с какого конкретно метра задевается божественное самолюбие, но с развитием техники Бог то ли становился терпимее, то ли поднимался от греха подальше. В 1960 году Бог никак не отреагировал на осквернение небес нечистыми животными — собаками, после которых переосвящают даже самую захудалую сельскую церквушку. В 1961 он пустил к себе и кусок металла с человеком на борту — пиар-акцию атеистического государства.
Спросишь: «А был ли дедушка?» — и верующие первыми спешат от него откреститься. «Что вы, дедушка на облаке — это карикатура на духовность, нарисованная безбожниками». Увы, для пропаганды атеизма СССР использовал не только белозубую гагаринскую улыбку. «Штурмуя небеса», устроили террор на земле. И теперь критиковать веру настолько же неполиткорректно, как после Холокоста говорить «жид». Скептикам остаётся кивать на поповские «мерседесы» и патриаршие «брегеты», не замахиваясь на небо: какой духовный Христос и какой бездуховный Гундяев. Иначе даже либералы руку не пожмут.
И всё-таки дедушку на облаке изобразили сами христиане. Это они, начав рисовать Христа, предсказуемо скатились к карикатурам на Б-га. Кто поумнее, пытался протестовать — как дьяк Висковатый при Иване Грозном. Дьяка возмутил дедушка, намалёванный в Благовещенском соборе Кремля. Русская церковь постановила: «о святых иконах впредь тебе сомнения не иметь и не рассуждать». А через сто лет она же надумала сомнительные картинки запретить, но было поздно — дедуля ушёл в народ. Нынешние атеисты смеются над дедушкой, раскрывая «Шарли Эбдо», а верующие молятся на него в храмах.
Иконопись называют «Библией для неграмотных». Но саму Библию православные традиционно знают очень плохо. И молитвы бубнят, не задумываясь: «верую... во единаго Господа Иисуса Христа... воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася... и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца». Когда православные смеются над тем, что Гагарин Бога не видал — они смеются над собственной религией. В отличие от Бога-Отца, у богочеловека Христа есть физическое тело. На Пасху это тело воскресло, и через сорок дней улетело, но обещало вернуться. Тем, кто подумал, что тело Христа стало при этом неосязаемым или неограниченным в пространстве, церковь раздала анафемы. А кто просто удивлялся, как тело человека может жить на небе, отрезала: «следует просто верить, что оно есть на небе».
Как только американцы узнали, что русские на орбите, они засуетились, и в итоге сунулись на Луну. Когда церковь узнала, что Гагарин оспаривает у Христа звание первого космонавта, ей высовываться было не положено. И она не суетилась. Есть Бог или нет — церковь никуда не денется. Все молитвы при Хрущёве были о том, чтобы по телевизору последнего попа не показали. Возможность отыграться появилась гораздо позже. Теперь на орбите болтаются иконы и частицы мощей — раз Бога в космосе нет, его заменяют артефактами. Бог вездесущ, но очень уж ненавязчиво, и за него церковь пытается везде успеть. На одном Плесецком космодроме выстроено четыре храма, а помощником начальника космодрома назначен какой-то протоиерей Артемий. Уже ни одна ракета не падает неосвящённой! Бог творит чудеса, нарушая законы природы — а церковь готова игнорировать законы светского государства.
Чудо! Библейская ослица говорила человеческим голосом, а Роскосмос снял фильм, пропагандирующий религию — «Космос как послушание». Православие Роскосмоса, как и положено, окутано атмосферой тайны. Налогоплательщики удивляются: неужели байконурский поп входит в состав боевого расчёта при подготовке запусков? неужели освящение одной ракеты обходится бюджету в 170 тысяч рублей? Оба вопроса адресовали прокуратуре Байконура. На оба был дан отрицательный ответ. Хорошо, что в фильме Роскосмос оказался откровеннее, чем с прокурором: «за высокую эффективность молитв — а за что же ещё? — отец Сергий Бычков зачислен в штат боевого расчёта космодрома, и без него не проходит ни один пуск». А в церковной кассе, как в чёрной дыре, деньги и информация исчезают навсегда. Туда не хочет соваться ни прокуратура, ни благочестивые операторы Роскосмоса.
«Послушание» российских космонавтов преувеличивать не стоит. Просто им приходится снимать стресс, не прибегая к алкоголю. Они смотрят перед стартом «Белое солнце пустыни», пишут на ракете «Таня», мочатся на колесо автобуса, не прощаются с родными, берут в космос талисманы — с перепугу человек готов хоть спутнику молиться. И священники стоят своих космонавтов. Пока одни пользуются самой передовой техникой, не стесняясь пещерных страхов, другие паразитируют на суеверности, пренебрегая изощрённым богословием.
Взлетающая ракета похожа на русский лифт: кто-то нассал — кто-то покропил, один «Таня» нацарапал — другой крестик выжег, здесь порнокартинку прилепили — там иконку. Так отечественная космонавтика и болтается на орбите, обрастая космическим мусором. А американцы продолжают испытывать божественное терпение. Они засылают «Вояджеров» за пределы Солнечной системы, отправляют внеземным цивилизациям послания на золотых пластинках, ищут следы жизни на Марсе. Слава Богу, православной церкви не приходится благословлять поиски инопланетян. Да и вряд ли она смутится, даже столкнувшись с ними лицом к лицу. Святитель Феофан Затворник придумал, как успокоить паству, ещё за сто лет до Гагарина: «Почему не предположить, что искупительная жертва, совершённая на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли её верою и таким образом спасаются?».
Никакие открытия не поколеблют веры православной в саму себя. Неважно, вращается земля вокруг солнца или нет, на каких задворках галактики находится Солнечная система и какой процент землян исповедует православие. Всё равно церковь будет считать, что вселенная создана ради неё и вокруг неё вращается. Если Бога не видно, его нарисуют и проповедуют хоть папуасам, хоть марсианам. Пусть православная Пасха определяется не по настоящим солнцу и луне, а по нарисованным в астрономических таблицах IV века — хотя бы в этом году совпадение с Днём космонавтики снова наполняет её космическим смыслом.