Чаадаев и Максим Кононенко
Что может быть общего между светочем свободной мысли Чаадаевым и Максимом Кононенко? Между трезвым философом, которому Пушкин посвятил известные стихи (Товарищ, верь...), и вульгарным патриотом, который, по собственному признанию, страдает выраженной формой алкоголизма?
Казалось бы, ничего, кроме страны проживания. И все же есть, есть духовная близость между рафинированным гусарским офицером и неопрятным, опухшим от пьянства путинцем. И не только с Чаадаевым она имеется, но и с Надеждиным, с Тютчевым и со многими иными известными лицами николаевской эпохи. Почему так — об этом позже, но раз уж так, то проведем параллели в стиле Плутарха, хотя они и не вполне равнобедренны — херонеец подбирал для своих поучительных сравнений более равновеликих героев.
Интродукция к марсельскому побоищу
Чем же прославился сей Кононенко, что позволительны столь смелые уподобления? Да ничем особым. Просто высказал то, что на уме у его народа, что раньше говорить вслух было неловко, не принято, а теперь не стыдно и даже патриотично. И тем самым влип в историю: если Льва Толстого литератор Ульянов считал зеркалом русской революции, то наш Максим стал зерцалом народной деградации и денудации.
В статье для РИА Новости («За русских фанатов не стыдно», Максим Кононенко) он откровенно поделился гордостью за своих:
Мне нравится, что русских боятся. ...когда русские болельщики избивают других болельщиков, а европейская полиция боится к ним подойти — я испытываю за русских не то чтобы гордость, но удовлетворение. За их силу, мощь и последовательность. Ведь предупреждали же какие-то люди во Франции, что русские сейчас всех отметелят. И они отметелили. Не подвели.
И тут же подчеркивает неприятие Европы, расписываясь заодно в неуважении к законам:
Мне стыдно, когда русский человек говорит, что законы Европы правильные, а законы России — неправильные. Вот за это мне стыдно. Не за законы России, а за русского человека, который выбирает Европу.
В своих патриотических чувствах Кононенко не одинок: спикер Следственного комитета России Владимир Маркин также выразил одобрение русским гопникам, устроившим марсельское побоище, и гордость за уровень их физической подготовки. В восторге и вице-спикер Госдумы, член исполкома РФС (Российского футбольного союза), Игорь Лебедев (в девичестве Жириновский) — и не он один. В общем, забила копытами вся королевская конница, вся королевская рать. Да и сам монарх с видимым удовольствием удивлялся на международном экономическом форуме: как это двести российских болельщиков «отметелили» тысячи английских фанатов?
Кстати, не кажется ли вам не случайным это «отметелили», использованное и Кононенко и Путиным? В России верноподданные, особенно из пропагандистско-идеологической обслуги, любят повторять словечки вождя, что в данном случае наводит на определенные мысли. Какие? О том, кто дал команду на проведение акции.
Сказав «А», Коненко проблеял и «Б», чего лучше было не делать, ибо врать нехорошо. А расписываться в собственной глупости еще хуже. Воспевая русский кулак, он пишет, что на улицах Марселя шла честная битва. Гм. Жить в России и не знать, как все делается в России — для этого надо быть совсем простым человеком. Но Максим отнюдь не прост, как-никак, а журналист, хоть и российский, колумнист, публицист, работал с Глебом Павловским на НТВ, главный редактор и шеф-редактор etc. Значит...
Значит, он сознательно и нагло лжет, как сейчас принято на всех этажах власти и общества. Потому что никакой честной битвы там, где замешана Россия, в принципе не может быть. Английские футбольные фанаты это самые обычные работяги и служащие, едущие на футбол пивка попить, побузить, немного подраться, ну и сам футбол заодно посмотреть, причем едущие за свой счет. Русские же ультрас совсем иной породы и природы. Как говорил по горячим следам французских событий один из их вожаков, они не на футбол едут, у них другая цель.
Разница принципиальна и очевидна: своих фанов британское правительство не только не поддерживает, но и жестко наказывает — сразу после марсельского побоища объявило в международный розыск 48 наиболее отличившихся и продолжает работу в этом направлении. Тогда как русских «болельщиков» поощряют, ими гордятся, за них вступается МИД и того и гляди, особо отличившихся в Думу выберут. Их практически открыто крышует, организует и финансирует государство: так, на сайте ВОБ (Всероссийское объединение болельщиков) 3 июня был опубликован призыв регистрироваться на бесплатные (то бишь оплаченные из бюджета) автобусы до Марселя и в хостелы за 30 евро. А 10 июня, за день до беспорядков, ВОБ известило, что в Марсель прибыло 220 фанатов.
Кроме того, самолетом Российского футбольного союза (РФС), то есть опять же за государственный счет, во Францию прилетели чиновники от спорта и несколько десятков функционеров и бойцов ВОБ во главе с президентом Александром Шпрыгиным по кличке Каманча. Он любимец министра спорта, туризма и молодёжной политики Виталия Мутко и президента Путина, несмотря на то (или благодаря тому), что является открытым неонацистом. Впрочем, год в СИЗО «Матросская Тишина» просидел не за взгляды, а за бытовую драку. Мог получить срок и во Франции, было за что, но мерзавцу повезло, после ареста он был просто выдворен из страны — вместе с еще двадцатью такими же братками.
Этим же самолетом (его прозвали «чартер Путина») летел и Алексей Ерунов (кличка Лёлик), по физиономии которого и без Ломброзо ясно, какого поля эта ягода, руководитель фанклуба и директор по работе с болельщиками команды «Локомотив». Этому повезло меньше, он был опознан по видеосъемкам камер как самый активный хулиган лично и организатор нападений на зрителей матча в Марселе и поэтому 16 июня получил два года тюрьмы во Франции. Он тоже любимец Мутко, командированный на чемпионат вместе с другими гопниками за казенный счет. О многом говорят должности еще двоих, получивших сроки: директор клуба болельщиков тульского «Арсенала», член центрального совета ВОБ Сергей Горбачев (кличка Кирпич), и член центрального совета межрегиональной организации «Клуб болельщиков Динамо», руководитель фан-клуба московского «Динамо» Николай Морозов (кличка Глаз).
Но готовили боевиков к французской акции, разумеется, не Кирпич, Глаз и Лёлик, а профессионалы. Они же играли ключевую роль в погроме — газета The Guardian, ссылаясь на высокопоставленных британских чиновников, утверждает, что значительное число ультрас было идентифицировано как работники российских силовых структур. Свидетели, прокуратура и полиция — все отмечали подготовку и организованность русских фанов. Прокурор Марселя говорил, что нападение на английский фанатский сектор стадиона было организовано «очень хорошо подготовленными бойцами» — и это ключевое слово. Проще говоря, во Францию была послана сборная бойцов-ультрас под командой силовиков и отнюдь не для поддержки своей команды. То есть Путин перенес гибридную войну на территорию Европы!
Какова цель этой спецоперации? Не знаю. Возможно, срыв чемпионата мира по футболу 2018 года, который должен пройти в России, но на который, судя по всему, нет денег, зато имеются обоснованные опасения в его переносе и бойкоте цивилизованными странами. Или же это была акция устрашения Европы. Или просто таким свойственным ему незамысловатым образом развлекается Путин. Гадать не будем, но еще раз подчеркнем, что ВОБ — это весьма специфическая «общественная» организация, настолько, что ее созданию активно противодействовала милиция и даже советник главы РФС по безопасности. Но все решил и оказал большую помощь в ее создании тогдашний президент РФС, а ныне министр спорта одиозный Мутко. Думаю, вы знаете, кто стоит за ним — болельщик номер один России...
С тех пор РФС «выделяет» ВОБ от 7 до 22 тысяч льготных билетов на каждый матч сборной России, свою квоту этот центр подготовки штурмовиков получает также на матчи сборной за рубежом и на чемпионатах Европы и мира, а его акции щедро финансируются властью. Так, первой масштабной акцией ВОБ стал грандиозный перфоманс на матче Россия — Англия 17 октября 2007 года: тогда весь стадион был расцвечен в цвета флага РФ и растянут 110-метровый флаг России с изображением медведя, фирменного знака ВОБ. Флаг весил более 500 кг и обошёлся в 1,5 млн. рублей, его растягивало более 100 человек. На матче с Швецией 18 июня 2008 г. на трибуне было развернуто изображение Петра Первого, победителя шведов в Полтавском сражении; на матче с Германией 10 октября 2009 года — изображение Родины-Матери; с Голландией в 1/4 финала Евро 2008 — баннер-насмешка над свободными нравами голландцев (над курением марихуаны и гей-движением). В общем, эти околоспортивные ребята — на службе государевой и на казенных харчах.
Перекличка эпох
Нам однако пора перейти к обещанным параллелям. Они буквально напрашиваются. Кононенко изнывает от любви к русской силе? Но точно так таял от любви Николай Надеждин, редактор журнала «Телескоп», напечатавший «Философические письма» Чаадаева:
Европейцу как хвалиться своим тщедушным, крохотным кулачишком? Только русский владеет кулаком настоящим, кулаком comme il faut, идеалом кулака. И, право, в этом кулаке нет ничего предосудительного, ничего низкого, ничего варварского, напротив, очень много значения, силы, поэзии!
Кононенко признается в нелюбви к Европе? «Но стыд перед Европой? Увольте. Да гори она в аду, эта Европа. Мы прекрасно проживем и без Европы. По крайней мере, лично я прекрасно проживу без нее» — пишет он. Но задолго до него Надеждин гордился тем, что «этот кулак основал самобытность великой империи, раздвинул ее на седьмую часть земного шара». И тем, что Россия не европейская страна: «наше отечество, говорю, имеет полное право быть особенною, самобытною, самостоятельною частью вселенной. Ему ли считать для себя честью быть примкнутым к Европе, к этой частичке земли, которой недостанет на иную из его губерний?»
Удивительное совпадение взглядов — как будто и не пролетело почти два века! Впрочем, столь ли оно удивительно? Нет, конечно, потому что сходство это вовсе не случайно и вызвано схожими обстоятельствами. Вот и Чаадаев, которому приписывают европейскость и который действительно отдавал должное европейскому духу, тем не менее отнюдь не считал вековые беды России помехой на пути превращения ее в центр европейской цивилизации! Оцените его пассаж:
Мы призваны... обучить Европу бесконечному множеству вещей, которых ей не понять без этого. Не смейтесь: вы знаете, что это мое глубокое убеждение. Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы уже сейчас являемся ее политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество, опирающееся на материальную силу.
Н-дас. Большой был оптимист. Недаром Пушкин в другом стихотворении писал о нем так: «Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он — офицер гусарский».
Чаадаев не сомневался, что Россия есть политическое средоточие Европы, более того, она уже переросла Европу, ей стало тесно в рамках этой скованной смешными нормами и рамками цивилизации и она делает следующий шаг! Комментируя либерализацию Европы, начавшуюся июльской революцией 1830 года во Франции и полыхнувшую польским восстанием (либерализация почему-то неприятно поразила свободолюбивого русского Периклеса), отдаление европейцев от России, неприятие ими идеалов и методов «русского жандарма», Чаадаев... приветствует разрыв:
Пришедшая в остолбенение и ужас, Европа с гневом оттолкнула нас; роковая страница нашей истории, написанная рукой Петра Великого, разорвана; мы, слава богу, больше не принадлежим к Европе: итак, с этого дня наша вселенская миссия началась.
Вот, оказывается, что тормозило резвую русскую птицу-тройку на пути к совершенно уже ослепительному величию — Европа! Которая и тогда уже была неструктурированная, гнилая, катилась к закату и нуждалась в сильной руке. Почему Чаадаев и пророчествовал:
Россия призвана к необъятному умственному делу: ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе.
Что тут скажешь? Зря нам морочили в школе голову этим Чаадаевым. Действительно, гусар. Прошло без малого два века с тех пор, как он с Надеждиным и Гоголь с Тютчевым пророчили день умственного торжества России, однако звезда пленительного счастья так и не взошла. И как стало совершенно очевидно, никогда уже не взойдет: Россия проиграла не только XX, но и XXI век и Кононенко с Путиным прямое тому доказательство.
Но почему же так зеркально перекликаются Чаадаев и Кононенко, Киселев и Булгарин, Надеждин и Кургинян, Тютчев и Лимонов? Потому что эпохи созвучны — нынешняя и николаевская. Россия вечно ходит по кругу, она перманентно реплицирует саму себя и ныне мы видим ту же затхлость, имперство, жандармство, сыск, застой, коррупцию, быстрое отставание от запада. Снова идет Крымская война и впереди неминуемое поражение. В тот раз цивилизованные страны объединились и силой привели жандармшу Европы в чувство: они организовали экспедицию в колониальном стиле, задрали России куцый военно-морской подол и публично выпороли. В этот раз, не желая проливать кровь своих сынов и учитывая, что у безумной страны есть ядерное оружие, Запад не будет ее «метелить». Он не торопясь, со вкусом изолирует агрессора и задушит его финансово-экономическими, политическими, а теперь вот и спортивными санкциями. И правильно сделает.