Федерация

Последний договор эпохи Федерации

Последний договор эпохи Федерации

К 20-летию Хасавюртовских соглашений

31 августа 1996 года войдет в будущие учебники не только как день прекращения первой чеченской войны. Хасавюртовские соглашения фактически стали последним документом, который доказывал, что Россия является федерацией. Потому что только в условиях федерации возможно свободное моделирование пространства и прямые переговоры с самоуправляемыми субъектами. В поздние ельцинские годы, не говоря уже о путинских, Россия фактически перестала быть федерацией, эволюционировав к жесткой унитарной «вертикали».

Хасавюртовские соглашения, впоследствии неоднократно проклятые российскими властями, занимали всего 2 страницы. Приведем их полностью:

Совместное заявление
Мы, нижеподписавшиеся, учитывая достигнутый прогресс в реализации соглашений о прекращении военных действий, стремясь создать взаимоприемлемые предпосылки для политического урегулирования вооруженного конфликта,
признавая недопустимость применения вооруженной силы или угрозы ее применения при решении спорных вопросов, исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, укрепления межнационального согласия и безопасности народов,
изъявляя волю к безусловной защите прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий, пресечению актов насилия в отношении политических оппонентов, исходя при этом из Всеобщей декларации прав человека 1949 года и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года,
совместно разработали Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, на основе которых будет строиться дальнейший переговорный процесс.
• А. Лебедь А. Масхадов
• С. Харламов С. Абумуслимов
31 августа 1996 г., Хасавюрт
Соглашение подписано в присутствии главы Группы содействия ОБСЕ в Чеченской Республике Т. Гульдимана.

Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой
1. Соглашение об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, определяемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, должно быть достигнуто до 31 декабря 2001 года.
2. Не позднее 1 октября 1996 года формируется Объединенная комиссия из представителей органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики, задачами которой являются:
• осуществление контроля за исполнением Указа Президента Российской Федерации от 25 июня 1996 г. № 985 и подготовка предложений по завершению вывода войск;
• подготовка согласованных мероприятий по борьбе с преступностью, терроризмом и проявлениями национальной и религиозной вражды и контроль за их исполнением;
• подготовка предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных взаимоотношений;
• подготовка и внесение в правительство Российской Федерации программ восстановления социально-экономического комплекса Чеченской Республики;
• контроль за согласованным взаимодействием органов государственной власти и иных заинтересованных организаций при обеспечении населения продовольствием и медикаментами.
3. Законодательство Чеченской Республики основывается на соблюдении прав человека и гражданина, праве народов на самоопределение, принципах равноправия народов, обеспечения гражданского мира, межнационального согласия и безопасности проживающих на территории Чеченской Республики граждан независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и иных различий.
4. Объединенная комиссия завершает свою работу по взаимной договоренности.

Как можно заметить, в этом документе ничего не говорится об «отделении» Чечни. Урегулирование статуса этой республики откладывалось на 5 лет, за которые должны были состояться интенсивные переговоры. Однако вместо переговоров Россия в 1999 году начала вторую чеченскую войну, а президент Масхадов был объявлен «террористом».

В 1999 году Александр Лебедь говорил в интервью газете Figaro:

Масхадов и я смогли переломить хребет этой войне. Мы дали России шанс, столь редкий для нее, выйти из войны, которая принесла ей от 80 тысяч до 120 тысяч смертей. Но что же произошло потом? В мае 1997-ого президент России и президент Чечни подписали «договор о мире», в котором Ельцин одним росчерком пера перечеркнул ссылку на Хасавюртовские соглашения. За два с половиной года, последовавших после этого события, ничего не произошло. В реальности есть только ужас пустоты.

Став премьер-министром в августе 1999 года, Путин принялся восстанавливать «территориальную целостность России». Это означало полное забвение Хасавюртовских соглашений и возобновление чеченской войны. И война, конечно, привела к радикализации настроений, в том числе и религиозных. Хотя Аслана Масхадова и его сторонников можно было определить как светских национал-демократов.

В 1996 году загадочный автор с псевдонимом «Иван Басаев» написал поэтическую статью о причинах чеченской борьбы за независимость:

Странно, но в 91-м бутафорские баррикады Москвы разбудили где-то там настоящую революцию. Получилась странная Республика — с суровыми бородатыми воинами, языческими жертвоприношениями и Советом Старейшин (когда-то в Риме именно такой государственный институт назывался Сенатом) — словно пришедшая из иных времен и миров. Это не только художественный образ, но и социологический факт: очевидно, общинно-родовой уклад жизни вайнахов, прочность традиции и архаичность мировоззрения и стали основой независимости Чечни. Идея консервативной революции получила в чеченском опыте неожиданное и блестящее практическое развитие. А воистину поразительный героизм чеченцев в идущей (или заканчивающейся?) войне напрямую возвращает нас ко временам спартанцев, римлян и викингов: «Истинно! исстари слово мы слышим о доблести данов, о конунгах датских, чья слава в битвах мечами добыта!» Чудо обороны Первомайского — не скажу, что с Фермопил военная история не знала ничего подобного; знала, наверное, но очень редко. До полноценной «Илиады» чеченцам не хватает, впрочем, одного — противника. И хоть это прозвучит незаслуженно обидно для них, назвать эту войну битвой титанов нельзя — ибо российская сторона титан разве что, так сказать, по линейным размерам.

Фактически постсоветская Чечня просто «взяла суверенитета, сколько могла проглотить», как и призывал Ельцин еще в 1990 году. Но уже через 4 года он забыл свои собственные слова и вернул Россию в имперскую «единонеделимую» парадигму.

Для того, чтобы провести мирные переговоры с чеченцами, вернув в политику реальный федерализм, требовалась уникальная личность. И она нашлась в лице генерала Лебедя. Это весьма парадоксальная фигура, мировоззренчески стремительно эволюционировавшая в 90-е годы от условного «Глазьева» к условному «Каспарову». Имперские «патриоты» в 1996 году называли его «предателем» — и в этом можно было увидеть некоторую аналогию с генералом де Голлем, которого в 1962 году французские имперцы также обвиняли в «предательстве» за предоставление независимости Алжиру. Еще интересную параллель провел тогдашний глава МВД Куликов, сравнив подписавшего Хасавюртовский мир Лебедя с генералом Власовым.

Сегодня в российской политике таких личностей уже не водится. Все нынешние привластные генералы — это взаимозаменяемые спецслужбистские «винтики» единой имперской системы. Федерация в России отменена в принципе. Но реставрация империи привела к неожиданному результату, который уже давно отмечают многие известные наблюдатели (например, Андрей Пионтковский). Стремление сделать Чечню «неотъемлемой частью России» обернулось тем, что сама Россия стала неотъемлемой частью Чечни.

9 780
Вадим Штепа

Читайте также

Федерация
Границы между терминами: регионализм, федерализм, сепаратизм…

Границы между терминами: регионализм, федерализм, сепаратизм…

Заголовок выглядит как оксюморон — поскольку «термин» по-латыни и есть «граница». Римского бога границ так и звали — Терминус. В русский язык он перешел фактически с тем же смыслом: назвать и понять какое-то явление — значит его «определить», установить его «пределы».

Вадим Штепа
Культура
Манифест Неомодерна

Манифест Неомодерна

Место постмодернизма — в литературе и эстетике. Долой постмодернизм в общественной жизни, политике и морали!
Долой и все его дискурсы и порождения: политкорректность, мультикультурализм, пацифизм, и лево-либеральную идеологию.
Напротив, истина, если не в высоком философском смысле, то, по меньшей мере, в смысле прагматическом, восстанавливается в правах. Долой намеренную и лукавую смысловую невнятность и неопределённость!

Андрей Пелипенко
Политика
Между «Казакией» и «Ичкерией»

Между «Казакией» и «Ичкерией»

Джинн, выпущенный Кремлем в Украине, растет и крепнет с каждым днем, питаясь кровью, проливаемой на Донбассе и загнать его в бутылку будет все труднее. Не знаю, чем думали в Москве, когда решили «затушить пожар керосином» — то есть Майдан войной, как можно было решить, что, выпустив на просторы Донбасса казаков, чеченцев и кого угодно, Россия застрахована от такого же варианта дома. А в итоге Россия все быстрее скатывается к точке невозврата.

Игорь Кубанский