О пользе русофобии
Российское общество болезненно остро реагирует на критику, особенно если эта критика выражена в виде высмеивания, карикатуры, иронии или сарказма.
Это, разумеется, не уникальное явление — люди, живущие в социуме, как правило, чувствуют тесную связь с ним, что заставляет их расценивать общую критику как личное оскорбление и реагировать самым пренеприятным образом. Чем примитивнее и архаичнее устройство общества, тем хуже и агрессивнее бывает эта реакция. За критику тюремного образа жизни, находясь в камере среди матёрых уголовников, можно получить заточкой в бок. За обсуждение религиозных основ жизни в Иране — погибнуть от камней.
Но критика и осмеяние — это как вода, которая подтачивает камень догм и предрассудков.
Обвинения в «русофобии» — это отличный способ отгородиться от критики. А «русофоб» — удобный ярлык, универсальный ответ на любые критические замечания или сарказм. Тютчев, к примеру, противопоставлял русофобию имперскому панславизму. Он понимал русофобию, как враждебный настрой по отношению к Российской империи и её интересам. Если продолжить логику, вспомнив об имперских амбициях Советского Союза, которые вполне соответствовали историческому вектору развития России, то многие русские сочли бы за честь стать русофобами.
Вспомним практически уже былинного героя Вконтакта — Рашку квадратного ватника. Его час славы был громок и отозвался шквалом истерик среди ура-патриотов, охранителей и прочих консервативно мыслящих граждан. Этот потрёпанный (и, честно говоря, кривоватый) персонаж, пьяненький, но очень гордый за свою страну, клеймящий проклятых либерастов и вздыхающий о крепком хозяине, зачастую подаётся как эталон русофобии.
Но ведь Ватник — это типичный карикатурный персонаж, как правило, высмеивающий всё самое негативное в русском народе. И самая мракобесная часть общества реагирует, мгновенно взяв точку экстремума, понимая это по-своему, как патологическую ненависть к русским и всему русскому. Многие из них неизменно идеализируют русских. Русские — это народ-победитель, покоритель космоса и носитель великой русской культуры. Но, когда за ширмой великой русской культуры вдруг обнаруживается пьянство и извечное полагание на авось — это уже объявляется неким «россиянством», наследием «совка», влиянием Запада и далее по списку.
Однако мы такие какие мы есть. Мы не пришельцы с Альфа-центавры и не раса сверх-людей. Мы — живущий здесь и сейчас народ, народ со сложной историей и изломанной судьбой. За нашими плечами не только великие культурные достижения, но и чудовищные трагедии.
Отрицание и замалчивание недостатков, неспособность к самокритике и самоиронии — это прямой путь к стагнации общества, путь к очередному выхолащиванию личности и культурному падению, а самое главное — к росту внутренней социальной напряжённости (поиску «врагов народа», насилию над инакомыслящими и прочие занятным вещам, характерным для архаичных сообществ).
Так что же такое реальная русофобия? Не представляется ли вам, что реальная ненависть к русским находится на одном полюсе с охранительской навязчивой любовью, сопряжённой с тотальным запретительством, мракобесием и морализаторством?
Реальная неприкрытая ненависть к русским встречается изредка — она наивна, иррациональна, может быть опасна, хотя статистика смертности от шовинизма не ведётся.
Гораздо чаще ненависть к русским маскируется под позитивное явление — «заботу». Она направлена на большинство, не умеющее мыслить критически, побуждая его к ненависти и истерии.
Зачастую такая «забота» о русском народе сочетается с религиозной составляющей, что позволяет ещё более уверенно манипулировать мнением простых граждан. Ведь большинство считают себя православными: 75% по данным ВЦИОМ, правда лишь 4% регулярно посещают храм и причащаются по данным ФОМ.
Читая СМИ, мы знаем как денно и нощно заботятся блюстители морали о русском народе. При этом забота выражается в ненависти к русской свободе, русской секулярности, русской литературе (Набоков, Сорокин, Пелевин), русской интеллигенции и образованию (особенно к теории эволюции в учебниках). Так кто же на самом деле русофоб?