Другие Борджиа
Есть два сериала про семейство Борджиа, чье имя после XV века стало нарицательным, синонимом власти, развращенности и злодейства, не лишенных, впрочем, известной привлекательности («отрицательная харизма», такое понятие применяется к ролям обаятельных злодеев на сцене и экране). Оба сериала хорошие. Кстати, их даже снимать начали почти одновременно. Первому, канадскому, с Джереми Айронсом досталось заметно больше внимания публики, во-всяком случае, в России дело обстоит так. Но я предпочитаю второй, европейский. Между прочим, если телеканал Showtime свой проект после 3 сезонов свернул, то авторы Старого Света продолжают повествование, правда делают это неспешно — третий сезон снимают сейчас. И только недавно в Сети появился первый эпизод второго сезона с русским переводом.
«Борджиа» (Borgia) — продукт французского Canal+, который вообще в последние годы весьма успешен в сериалах, ряд из них добились и международного успеха, например замечательный мрачный и реалистичный «поляр» Braquo. При этом по пестроте интернациональной команды, задействованной в проекте, Франция и Германия, заявленные в качестве двух главных стран-производительниц фильма, оставили The Borgias далеко позади. Это настоящий Вавилон! Кого тут только нет. В роли Борджиа-старшего американец, в роли Чезаре Борджиа ирландец, Лукреция — это Изольда Дишуак, немецкая актриса, русская по происхождению, рожденная в городе Сургут, Тюменская область, в 1993 году. Немцы, французы, британцы, собственно итальянцы, много, между прочим, славян. Если cast, к примеру, «Игры престолов» практически полностью ограничен англосаксонским арелом, то «Борджиа» - это настоящая сборная команда всего западного мира.
Но в первую очередь этот многосерийный фильм является творением Европы. И можно только удивляться, насколько удачно вошел в амплуа Родриго Борджиа, Папы Александра VI бывший морской пехотинец Джон Доумен, специализирующийся в основном на ролях крепких таких, надежных американских патриархальных мужиков, как правило, военных и полицейских офицеров. Возможно, свою роль сыграло и то, что Доумен не только ветеран Вьетнама, но и католик. У Джереми Айронса Родриго часто ведет себя дурашливо, «косит под дурачка». Папа этим усыпляет бдительность противников, но актер этим же самым снижает его образ. Американец же Доумен сообщает понтифику с дурной славой необходимую долю монументальности.
Марк Райдер в роли Чезаре поначалу кажется уж слишком тонколиким и субтильным для образа этого легендарного злодея, фигура которого с течением веков подернулась дымкой мрачной романтизации и темной притягательности. Кажется, что он уступает Франсуа Арно. Но ко второму сезону ему отрастили бороду, накачали кое-какие мускулы. А утонченность черт, наоборот, начала казаться выигрышной, более аристократической, чем у курносого франкоканадца.
Авторам Borgia, живописующим политические баталии средневековой Италии, в большей степени, чем их коллегам, работавшим над The Borgias, удалось наполнить повествование духом европейского Старого Порядка: сословное разделение, наследственная аристократия, сложное переплетение светских и религиозных факторов в политике, корысть, властолюбие, но и подлинный, истовый религиозный фанатизм тоже. Это «диверсифицирует», если можно так выразиться, фильм, делает его более многогранным и разноплановым. Ведь у Джордана, даром что ирландца, вера почти всегда использовалась персонажами только как материал для демагогии и благовидного оформления борьбы за власть. Здесь же мотивации персонажей запутаннее, тоньше и противоречивее. Но при этом все равно довлеют базовые импульсы: власть, секс, месть, в формах, живо напоминающих о том, какими все-таки варварскими были те времена.
Больший реализм, аутентичность костюмов и декораций. Конечно, кому что больше нравится. Нил Джордан, начиная со своего замечательного «Интервью с вампиром» (кстати, прямо сейчас на экраны выходит его «Византия» - ирландский мастер решил опять вставить свое слово в вампирскую тему, ведь он разрабатывал ее, причем блестяще, задолго до того, как она стала настолько модной, как сейчас) снимает костюмные фильмы со стилизацией «под старину», с большой долей театральности в антураже. В результате The Borgias получился более ладно скроенным и стильным, возможно, более динамичным. Зато Borgia выглядит основательнее и, смотря его, гораздо легче поверить, что именно так одевались и вообще жили в Европе 500 лет назад.
Вот именно то, что в европейской версии истории кровавого и властолюбивого клана все выглядит более «взаправду» (и, кстати говоря, отсутствует ирония и периодические комедийные «минутки смеха») и создает в итоге главный, на мой взгляд, эффект этой работы, который, опять таки, отличает его от заокеанского аналога. У Джордана происходящее зачастую напоминает фэнтэзи. Яркий, оригинально упакованный мир, в котором хочется жить и пускаться в приключения. Borgia яркости тоже не занимать, за кровавыми драмами изображенного в нем общества увлекательно наблюдать, но вот перенестись в него... Нет уж, увольте. Я лучше останусь по эту сторону экрана, в XXI веке. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов: заколотых, отравленных, публично казненных на центральных площадях главных городов Европы, сожженных инквизицией и умерших от чумы... От старой, германо-романской европейской культуры нам остались музеи и памятники. Вот и прекрасно. Кровавой была купель, из которой вышла цивилизация, и темной была ночь Средневековья. Бессмысленно судить Борджиа с точки зрения наших, современных законов и морали. Но можно только порадоваться, что эпоха, которой они принадлежали, ушла в прошлое и ныне можно наблюдать за их увлекательными и преступными похождениями со словами «Покойся с миром, старый мир». Аминь.