Харьков: если завтра война
Первая столица Украины сейчас надеется на лучшее, но живет в режиме подготовки к худшему. Участившиеся теракты, обострение ситуации на Востоке, угрозы лидера ДНР Захарченко о расширении линии фронта и «освобождении» Мариуполя, Одессы, Харькова — не добавляют оптимизма местным жителям. Специальный корреспондент «Русской Фабулы» съездил в Харьков и посмотрел, чем сейчас живет бывшая столица Украины.
— Вы не представляете, как меня утомили друзья в «Одноклассниках», — рассказывает харьковчанка Алена Иванченко. — Пишут, хватай ребенка и срочно беги в Россию. В их представлении Харьков — осажденный беженцами и солдатами город, где люди сидят без воды и электричества, где на каждом шагу теракты и шагающие строем ультрас. Бред какой-то. Я ничего не могу им объяснить и просто уже не выхожу в сеть.
Алена родилась в РСФСР, поехала на учебу в Харьков, вышла замуж, родила ребенка, получила украинский паспорт. Школьные друзья остались в России. Для них она теперь «бандеровка», но её еще можно вырвать из цепких лап «хунты».
— Я — русская, но и украинка. Я понимаю, как сложно теперь нам стало даже на бытовом уровне находить общий язык. По мнению россиян, мы сидим тут у себя дома, как дурачки какие-то, мучаемся, боимся, а уезжать к ним не хотим. Кто хотел, уже давно в России. Почему я должна куда-то ехать? Не надо меня спасать.
Озабоченность алениных одноклассников понять можно: в последнее время Харьков регулярно присутствует в российской ленте новостей.
На первый взгляд, Харьков живет обычной жизнью крупного города. Но некоторые изменения, тревожащие горожан, все же происходят. С конца января в Харькове введен режим усиленного патрулирования города нарядами МВД и Национальной гвардии. Маршруты нарядов проходят через места массового скопления населения, станции метро, парки и важные объекты. Под усиленную охрану взято более сотни стратегически важных объектов города и области: оборонные предприятия, железнодорожные станции и пути, узловые развязки, мосты, здания органов власти, суды. В супермаркетах, на рынках и культурно-развлекательных центрах устанавливаются дополнительные средства видео наблюдения.
Людей предупредили, что нужно носить с собой документы, удостоверяющие личность — паспорта, права, студенческие билеты. Если во время проверки у вас не окажется с собой документа, то можно угодить в райотдел милиции. Подозрительные граждане с большими сумками или рюкзаками, могут быть подвергнуты досмотру. Для этих целей в состав патрулей включены кинологи с собаками. Говорят, что город будут патрулировать органы правопорядка на легкой бронетехнике и на лошадях. Власти просят население с пониманием отнестись к новым правилам безопасности. Лично мои документы за несколько дней никто не проверил, а патрульных с собаками можно было увидеть только на фотографиях в сети.
Еще местные власти взялись за ревизию и укрепление убежищ, по-украински «сховищ». В случае, если город будет подвергнут артиллерийскому обстрелу, население сможет укрыться в убежищах (списков еще нет), в подземных гаражах и метро.
Третьего февраля в Харьков приезжал президент Украины Петр Порошенко. Цель визита — смена власти в Харьковской областной госадминистрации. Порошенко освободил от занимаемой должности главу Игоря Балуту (в марте 2014 г. он сменил на этом посту Михаила Добкина), назначив на его место Игоря Райнина.
Слухи о грядущих переменах в Харьковской ОГА появились в интернете за две недели до назначения. Накануне смены власти на традиционном воскресном Вече на площади Свободы активисты и волонтеры харьковского Евромайдана выступали против «закулисных назначений».
— Если у президента есть претензии к нынешнему губернатору — он должен публично их озвучить, если нет — заявить об этом. Хотелось бы, чтобы весь процесс был открытым, чтобы выступали народные депутаты, бизнес-элита и общественность, — сказал координатор «Евромайдана» Владимир Чистилин. — Сейчас сложная ситуация, постоянные теракты, провокации. После смены губернатора ситуация может еще больше расшататься. Мнение народа снова не учли, нас ставят перед фактом, нас никто не спрашивал. Такое решение может весьма отрицательно сказаться на почти 3,5 миллионах жителей Харьковской области.
Волонтер организации «Сестры милосердия» Ярина Чаговец также высказалась против переназначения, отметив, что новому губернатору придется несколько месяцев вникать в проблемы, а для фактически прифронтовой области это непозволительно. Активисты планировали передать президенту обращение с просьбой не переназначать губернатора, но, видимо, не успели.
На народном Вече поднимался вопрос о закрытии в Харькове российского консульства. По словам выступающих, консульство страны-агрессора не выполняет сейчас своих прямых функций, а по сути является центром управления сепаратизмом и терроризмом. Поэтому активисты написали письмо президенту с просьбой перенести консульство в любой другой город Украины. Консульство РФ в Харькове регулярно пикетируют украинские патриоты, устраивают акции. Видимо, поэтому здание по всему периметру опутано колючей проволокой, а у входа стоят крепкие охранники.
С другой стороны Площади Свободы, где каждое воскресенье собираются активисты, волонтеры и неравнодушные жители города, сиротливо стоит постамент от снесенного в конце сентября прошлого года памятника Ленину, прикрытый зеленой сеткой. На сетке объявление, что ведутся строительные работы. Одни харьковчане считают, что пути назад к Ленину уже нет, другие — что памятник в городе все же восстановят.
— Кому здесь мешал памятник? — вопрошает таксист Анатолий. — Раньше со всего города выпускники собирались у Ленина, люди встречи назначали. Это был символ и самый большой памятник. А сейчас что? Кернес (мэр города) пообещал, что восстановит его, но как бы его раньше не снесли.
Тем временем Министерство культуры исключило памятник Ленину с площади Свободы в Харькове из реестра памятников местного значения.
Но не памятник сейчас занимает умы харьковчан, а начавшаяся четвертая волна мобилизации — об этом говорят в семьях и на остановках. В народе циркулируют невероятные слухи о том, как патрули останавливают мужчин на улицах и вручают повестки, как «ловят» в детских садах, а из квартир выманивают сообщением об утечке газа. Но есть и положительные примеры. Рассказывают, как директор одного харьковского банка оставил престижную работу и ушел служить в армию. Слухи слухами, но есть и факты.
По плану первого этапа четвертой волны мобилизации в Харьковской области должны призвать 2641 военнообязанного и конфисковать 99 транспортных средств. По словам областного военкома Дмитрия Малицкого, по Харькову и области пока вручили повестки 936 военнообязанным, а на 43 предприятия передали сводные наряды на 58 единиц техники. Однако руководители нескольких предприятий отказались предоставлять технику или не оповещают военнообязанных, поэтому материалы на директоров-отказников были переданы в прокуратуру.
Активисты взывают к жителям города просыпаться, проявлять активность и начать активней помогать армии.
— Люди, поймите, что война недалеко. Она не в Африке и не в Антарктиде. Если каждый из нас хоть что-то будет делать, трусы шить, сетки вязать, еду возить, солярку давать, общаться с соседями или в интернете, может тогда Харьков перестанет быть серой безликой массой. Пожалуйста, люди, проснитесь, включите мозги, война рядом. Чем можете, тем и помогайте: словом, делом, руками, мозгами, кто чем может, — обращался к народу активист, представлявший бойцов батальона «Айдар» на Вече.
Бойцы проездом через Харьков направлялись в Киев на похороны погибших товарищей. Они рассказали, что сейчас происходит на передовой и в батальоне «Айдар».
— На передовой с нами воюют сепаратисты, а за ними стоит российская армия. 31-й блокпост как раз атаковали российские силы — подготовленные спецы. Мы воюем, мы бьемся за вас. И мы не отдадим Украину никому. Да, нас бьют россияне и кадыровцы. Пропагандисты говорят, что в батальоне «Айдар» воюет НАТО. Какое НАТО? Вы где-нибудь видели здесь натовцев? Мы — украинцы и воюем за свою страну. У нас в батальоне только два поляка, грузины и казахи. Это люди, которые приехали сюда добровольно. Никто им денег не платит, потому что они не граждане Украины. За последние дни у нас погибли два бойца с позывными «Немец» и «Диджей», семь 300-х и один раненый волонтер.
Рядовой Алексей рассказал, что он служит в батальоне «Айдар» 6 месяцев, но до сих пор не оформлен официально. А люди, которые находятся в тылу, в штабе, в 70 километрах от передовой, оформлены и получают боевые ордена.
— Штабные, во главе с и.о. командира батальона Пташником, которого недавно назначило МО, перекрывают нам кислород полностью. К нам не доходит гуманитарка, боеприпасы, а два дня назад нас вообще хотели приехать и полностью разоружить. Всё, что мы имеем, нам привозят волонтеры, потому что знают, как ездить по полям и объезжать блокпосты. Нашим волонтерам штабные говорят, что у нас в Счастье обстрелы и опасно, давайте мол разгружайтесь здесь, а мы потом отвезем на передовую. Но до нас ничего не доходит — ни каски, ни бронежилеты, ничего. Если мы сдадим город Счастье, то пацаны, что стоят в тылу, они сразу попадут в окружение. Им потом уже ничем не поможешь. Поэтому «Айдар» из Счастья не уйдет. Мы завтра (2 февраля) будем в Киеве и будем штурмовать Минобороны...
В течение нескольких дней в Киеве сторонники бывшего комбата «Айдара», ныне депутата Верховной Рады Сергея Мельничука, пикетировали Минобороны, требуя отказаться от планов по расформированию и разделению батальона.
В связи с обострением ситуации на Востоке Украины, в Харькове увеличился поток беженцев (официально их называют временными переселенцами). По данным волонтеров, на Южный вокзал Харькова прибывает по 300 человек в сутки, и с каждым днем людей становится всё больше. Если бы не пропускной режим, недавно введенный в горячих регионах, беженцев было бы еще больше, говорят волонтеры. Кто-то из беженцев остается в Харькове, но большая часть уезжает на автобусах и маршрутках подальше к центру страны или в Россию. У волонтеров не хватает продуктов, посуды и лекарств. На собранные средства они помогают эвакуировать людей из опасных районов, а также оказывают помощь тем, кто выехал через пропускные пункты на территорию России и теперь не знают, как вернуться назад.
Возле областной организации Красного Креста тоже очередь из временных переселенцев. Люди пришли за помощью. Последнее поступление гуманитарной помощи — из Германии. Пожилой мужчина в очереди показывает «гуманитарные» зимние сапоги, женщина рассказывает, что выбрала неплохие футболки и свитера: «Постирать, и будет хорошо. Качество отличное». Кому-то выдали сушилку для белья, кто-то получил подушки и одеяла. А вот принесли сим-карты одной из мобильных сетей и раздают по списку. На стене объявление о покупке квартиры в центре за наличный расчет, но потенциальные продавцы это объявление вряд ли увидят — у офиса Красного Креста стоят исключительно переселенцы и волонтеры.
Внешне Харьков и его жители настроены весьма патриотично — желто-синие ленточки на сумках и машинах, повсюду развешаны национальные флаги. Но в частных беседах сквозит недовольство.
— Близость Харькова с Россией нас всегда кормила. Белгород, Курск по-крупному закупались у нас продуктами и вещами, лечились, ремонтировали машины, отдыхали в ресторанах. С Донбасса тоже народу много приезжало, а что сейчас? — вопрошает «контрабандист» Сергей. — Сейчас мало кто к нам едет, и многие сворачивают бизнес. Я вожу бензин из России, но это слезы — официально больше 10 литров в канистре не провезешь. У нас литр бензина 16-18 гривен, а в России я покупаю за 11. Что будет дальше — не знаю, но все идет к сворачиванию отношений и бизнеса.
Как бы в отместку россиянам, говорящим «на Украину» Сергей употребляет выражение «поехать на Россию». Он категорически против войны, и считает, что конфликтующим сторонам нужно садиться за стол переговоров и прекращать обстрелы. На вопрос, готов ли он к тому, чтобы в Харькове провозгласили ХНР, он отвечает, что это исключено, так как за ХНР придет АТО и Харьков закончится.
Наверное, существуют какие-то социологические замеры о настроениях населения Харькова и области, но по личным ощущениям, регион разделился на две равные части — 50% патриотов и 50% не патриотов, и непонятно в какую сторону его может качнуть.
А вот президент Украины Петр Порошенко в Харьков верит. Во время своего визита 3 февраля он отметил, что неважно, на каком языке разговаривает народ, ведь в Харькове огромное количество русскоязычных украинцев: «Враг думал, что Харьков слаб, но враг ошибся — Харьков устоял. Нет без Харькова мира в Украине».