«Миссия невыполнима 5»: Изгои как герои
При всем постоянно растущем изобилии развлекательной кино- и телепродукции существует всего несколько важнейших, ключевых для коммерческого кинематографа и массовой культуры франшиз, что-то около десятка. Если же сузить область поиска до только кино и категории «шпионский триллер», то для перечисления участников «высшей лиги» хватит пальцев одной руки. Это, разумеется, Джеймс Бонд, Джейсон Борн и Итан Хант из «Невыполнимой миссии».
Агент 007 чувствует себя хорошо. Судьба «борнианы», после того как в «крайнем» фильме серии собственно заглавный герой оказался «вне кадра», туманна. А вот перешагнувший 50-летний рубеж Том Круз выступил в роли Ханта в пятый раз за 19 лет. И можно сразу, отбросив лишние проволочки, сказать, что очередной фильм эпопеи удался.
В мире супершпионов Итан Хант — антипод Джейсона Борна. Который в свою очередь сам являет собой версию суперагента-наоборот, «анти-суперагента». Вся эпопея Борна — это критика и разоблачение спецслужб, в частности ЦРУ. Агент-ренегат, вступивший на тропу войны с собственным ведомством, порождение американских 1970-х, когда власти и общественность США впервые дали своим «бойцам невидимого фронта» по рукам.
Хант в этом отношении стоит на противоположном от Борна полюсе. «Миссия невыполнима» из сиквела в сиквел постулирует мнение, что да, у спецслужб должны быть суперсекретные подразделения и операции, свободные от любого внешнего контроля. Так надо «для спасения жизней американцев» и не только их, для глобальной безопасности и мира во всем мире. Это апология рыцарей плаща и кинжала в той части, которая вызывает наиболее резкую критику с либерального фланга.
При этом «правее» Ханта и его коллег почти всегда оказываются злодеи, которые заходят по этому пути гораздо дальше. Недопустимо далеко. Точно так же, как Бэтмана, «виджиланте», самозваного вершителя «гражданского правосудия», оттеняет более экстремистский линчеватель Красный Колпак — воплощенное предупреждение о том, во что превращается супергерой, если не умеет вовремя остановиться.
В пятой «Миссии» в этой роли выступает великолепный Шон Харрис. Его работа в амплуа главного плохого парня настолько хороша, что он даже сумел раз или два меня напугать. А ведь при всем изобилии и разнообразии экранных злодеев, чтобы художественный персонаж оказался действительно пугающим — это редкость не только для жанрового кино, но и для кинематографа вообще. По совести говоря, я могу вспомнить только одного по-настоящему страшного парня в кадре — это антигерой Брэда Пита в реалистичном и атмосферном «Убийстве Джесси Джеймса», а ведь я, как-никак, киноман.
Постоянная для англосаксонской культуры идея о том, что герой и антигерой — это две стороны одной медали, иногда почти духовные близнецы, идея, которая встречается в бесчисленном множестве произведений, взять хоть «крайнего» «Джеймса Бонда», хоть Гарри Поттера (список примеров на самом деле бесконечен) встает в полный рост и в «Племени изгоев». Дьявол в деталях. От Бэтмена до Джокера, от героя до злодея — один шаг. И сделавший его оказывается по противоположные стороны линии фронта с собственным отражением.
Одним из успехов новейшей «Миссии» является то, что авторам удалось в почти идеальной пропорции смешать действие с напряженной интригой и дискуссией о лояльности, ответственности и границах полномочий. Где пролегает та грань, после пересечения которой специальные службы, созданные для защиты людей и их покоя, перерождаются в монстра? Когда катализатором катастрофы становится неизбывный и древний как мир «человеческий фактор», а когда — формализованные бюрократические схемы?
Том Круз, равно как и все его коллеги по актерскому составу, сам выполнял все трюки на съемках, заработав в общей сложности шесть травм. Начиная со взлета «под Минском» на грузовом военном самолете (именно «на», а не «в самолете»), он ходил по переднему краю, подобному тому, на котором стоят реальные агенты, на котором балансирует весь наш мир. И иногда от решения одного человека (или нескольких коллег и друзей, важно помнить, что в отличие от всех бондов и борнов «Миссия невыполнима» — это коллектив, командная работа) зависит, качнется ли чаша весов в сторону хаоса или ее удастся удержать. И если удастся, то какой ценой, это тоже важно. Этому миру все еще и даже больше, чем раньше, нужны герои, работающие в тени.