Культура

10 лучших фильмов об инцесте

10 лучших фильмов об инцесте

10 место: Убийственные раны, «Les blessures assassines»
Режиссер: Жан-Пьер Дени
Производство: Франция

О чем сюжет: Две похотливые сестры-служанки упорствовали во грехе на мансарде, пока их не застукали с поличным хозяйки дома. Призывы к благочестию отнюдь не были услышаны. Напротив, набедокурившие феминистки забили маму и дочу до смерти кувшином по головам. И выдавили наружу глазные яблока.

О чем фильм: О борьбе за права домработниц.

По воле дьявола подавляющее большинство фильмов об инцесте связано с криминалом или безотцовщиной. Сектантские семьи, осиротевшие дети, овдовевшие мамы, люди незнатные и низкие — питательная почва для противоестественных связей. Белой вороной лишь каркает, например, аристократичный «Порок сердца» Луи Малля.

В основу сюжета был положен реальный случай, который потряс французское общество в 1933 году. Сестры Папен зверски расправились со своими хозяевами. Картина долго и нудно показывает, как они докатились до жизни такой. Безжалостная эксплуатация бедных сирот, которые мыкаются по знатным домам во всамделишной Франции рождает в сердце зрителя законное негодование. Весь фильм несчастные феминистки то утюжат подворотнички, то драят унитазы.

Поэтому поступок полуночных дев, на минутку расслабившихся после пылесоса в причудливых позициях, выглядит совсем невинно. Не сумев провалиться сквозь пол от стыда, сестры попытались стереть реальность — нажали на кнопку DELETE и вырвали глаза домовладелицам.

Потом был суд, скандал в обществе и темница. Кстати, в 1941 году младшая сестра — Лея Папен вышла на свободу. Умерла она в возрасте 89 лет и почти на 70 лет пережила хозяек.

9 место: Путь женщины, «Strella»
Режиссер: Панос Коутрас
Производство: Греция

О чем сюжет: Отсидев 14 лет за убийство развратника и выйдя на свободу, греческий мужик вдруг понимает, что был глубоко неправ. По сюжету фильма выходит, что истинная невинность заключена уже не в посте и молитве, но в содомическом инцесте и иных позорных видах любви.

О чем фильм: О том, что кино есть искусство обмана.

Великий французский киновед Жан Эпштейн еще в 1921 году в своей книге «Здравствуй, кино» («Bonjour, cinema», Editions de la Sirene, Paris, 1921) заметил: «Краеугольный камень, на котором зиждется киноискусство, есть крупный план. Крупный план изменяет человека — его взгляд не может более оставаться рассеянным, не может видеть ничего, кроме экрана: крупный план «ограничивает пространство и направляет внимание», создавая особый «режим сознания».

Сверхкрупный план, наезд камеры и страшная музыка способны перевернуть наше представление о действительности, оправдать любое бесстыдство и сделать черное — белым, а фернамбуковое — серо-буро-малиновым. Хитроумный Панос Коутрас с помощью обильных крупных планов задудонил нечестивейшую по содержанию, но невиннейшую по смыслу киноленту — как хотите это, так и понимайте.

8 место: Цементный сад, «The cement garden»
Режиссер: Эндрю Биркин
Производство: Франция, Германия, Великобритания,

О чем сюжет: В многодетной семье в мир иной один за другим уходят папа и мама. Старшие дочь и сын разделись догола и сдвинули кровати. Средний сын-третьеклашка, хочет стать девочкой, а самая младшая дочка детсадовского возраста в этом ему потакает.

О чем фильм: Откуда есть-пошла терпимость в Европе

«Цементный сад» — это эталонный фильм об инцесте, который можно хранить в Международном бюро мер и весов в пригороде Парижа в чугунном сейфе. Здесь использованы типовые сюжетные ходы и идеи, которые используются в той или иной степени в кинолентах о кровосмешении: это и умирающие или убиваемые родители («Сжигая мосты», «Убийственные раны», «Непослушный Бабби»), полностью или частично осиротевшие дети («Дьяволы», «Декалог 4», «Госпожа жестокость») деспотичный отец («Клык», «Убийственные раны»). В этой картине отроки замуровали папу-диктатора в цементном саргофаге как символ проклятого прошлого.

Локомотивном драмы является обширная «борьба за права человека», борьба за все хорошее против всего плохого. После Второй Мировой Войны в Европе наступила эпоха добра и милосердия. Градус человеколюбия стал зашкаливать на рубеже 60-70-х годов. На заре и после 1968 года фильмы, книги и скульптуры подобного рода производились в промышленных масштабах. Напомню, что картина сделана по одноименному роману 1978 года Иэна Макьюэна. Инцест в фильме не имеет особого полового значения, а является как бы одним из видов времяпровождения цивилизованного человека.

7 место: Непослушный Бабби, «Bad boy Bubby»
Режиссер: Рольф де Хир
Производство: Австралия, Италия, 1993 год

О чем сюжет: Тупая жирная брошенка 35 лет держит в подвале своего сына. Кормит его кашей, надевает противогаз, моет в ванной, раздевается догола и прыгает на нем как наездница. Дает уроки катехизации, пока к ней не возвращается первая любовь — папа непослушного Бабби. Бабби уважает отца своего и мать свою. Слепо и преданно исполняет их заветы. Некоторое время спустя заворачивает в полиэтиленовую пленку кошку, папу и маму и вырывается на просторы портового города.

О чем фильм: Об аде политкоретнного мира.

«Непослушный Бабби» — несмешной предтеча «Бората», который категорически нельзя смотреть праведникам, женщинам и любителям животных. Это — простой, но честный взгляд на австралийское общество 90-х годов XX века, в котором автор сценария и режиссер Рольф Де Хир называет вещи своими именами. Невольно взгрустнешь от осознания того, как сильно деградировала англосаксонская Океания за 23 года своего развития. Антиподы утопили истину и свободу в болоте лжи и лицемерия.

От века известно, что рок-музыканты это — недалекие говнари, христианские проповедники — лицемерные эротоманы, а феминистки — (а ...тут поставим многоточие) люди. Суровая австралийская кинолента это убедительно доказывает. Ведь снималась она в далеком 1993 году, а в 2015 году за это уже можно получить кое-где срок. Сейчас даже невозможно и помыслить, чтобы кошку душили в кадре, завернув ее в полиэтилен 24 раза. А смелый Рольф Де Хир сделал это руками блистательного Николаса Хоупа.

Во второй части драмы вырвавшийся на свободу первобытный маленький принц впитывает как губка наставления пешеходов, полицейских, шоферов и всяких добрых людей. Ревностно копирует их поведение. За это его избивают каблуками, сажают в тюрьму, насилуют и всячески истребляют.

Однако! Добро в конце концов побеждает зло. Как это ни странно, все завершается хэппи-эндом. Вот такой вот оригинальный фильм.

6 место: Дьяволы, «Les diables»
Режиссер: Кристоф Ружжиа
Производство: Франция, Испания, 2002 год

О чем сюжет: О потной борьбе вороватых сестрички и братца против мирового империализма и провансальского бюргерства.

О чем фильм: О смятении чувств

Зеленоглазая сестричка, сбежавшая из приюта вместе с братцем-крепышом, бесчинствуют на юге Франции, грабят магазины, получают мимоходом оплеухи и режут зевак. Трудна жизнь революционера, особенно, если ему 15 лет.

Даже, если оставить за скобками постыдные отношения, то нельзя не заметить, что «Дьяволы» — прямые наследники Французской новой волны. Мятежность, маета, странствия в окрестностях больших городов — всем этим ощетинились в свое время «Безумный Пьеро» и «400 ударов», «Мечтатели» и «На последнем дыхании». Французский гонор и размах вызывает лишь добродушную улыбку в стране профессиональных большевиков и теплых ватников. Европейские шедевры про бунт кажутся баловством на фоне «Зеленого слоника» или подвигов Белы Куна.

«Дьяволы» — это роман падения и воскрешения, детства и взросления. Неуклюжая красота Клеи в исполнении восхитительной Адели Энель дурманит. Зритель сначала спускается вместе с героями фильма в подземелье с бирюзовой водой, а потом высоко взлетает на холм, чтобы увидеть порок во всей его опьяняющей нежности.

5 место: Чрево, «Womb»
Режиссер: Бенедек Флигауф
Производство: Германия, Венгрия, Франция, 2010 год

О чем сюжет: Пал избранник ненаглядный. Убитая горем жена решает его воскресить с помощью беременности и клонирования.

О чем фильм: Кто не довольствуется своею судьбой, тот не может спастись, но неизбежно погибнет, хотя бы имел тысячи добродетелей.

«Я не верю, что бывает у любви — короткий век» — подумала Ребекка, героиня дерзкой кинокартины, после того, как ее мужа Томми переехал колесами горячей хетчбэк. Тем более, что новобрачные намедни справили свадьбу, любили друг друга с детства и пережили долгую разлуку. А за окном элегантно шумит океан, середина XXI века, где клонирование уже давно стало рутиной. Заплаканная Ребекка принимает решение водворить 100% копию Томми к себе во чрево. Ведь труп еще не остыл, а медицина позволяет.

Проходят годы и невзгоды. Из насиженного морского поселка Ребекке и новому Томми приходится переехать в океанское захолустье, поскольку в грядущем, несмотря на технологии, никакой толерантности уже не существует. Клонов гнобят в школе и на улице. Кудлатый мальчик растет, учиться на одни пятерки, радует маму, пока не приводит к себе в спальню подружку.

Сюжет, который на поверхности выглядит как увещевание к целомудренной жизни и лавирует в кильватере бесчисленных антиутопий XX века (например, последней главы романа Джулиана Барнса «История Мира в 8 ½ главах», где самое большое мучение для человека есть исполнение всех его желаний в Аду-Раю), торпедируется его визуальной похотливостью.

Несмотря на то, что Томми, в конце концов, покидает Ребекку как бы ей и всем грешницам в назидание, камера Петера Сатмари насмехается над благочестивым зрителем, случись такому посмотреть «Чрево». Эти теплые постели, кашемировые свитера, игривые объятия утверждают старинную мысль: «Наибольшее вожделение есть предмет наибольшего стыда».

4 место: Трусы сгибают колени, или Синие руки, «Cowards Bend the Knee or The Blue Hands»
Режиссер: Гай Мэддин
Производство: Канада, 2003 год

О чем сюжет: Недужный хоккеист отправляет невесту на аборт, восковые фигуры прячутся в музее, доктор лорнирует сперму, слепая бабушка делает исландский приворот, дочь парикмахера жаждет отмщения.

О чем фильм: Каждый человек — поэт, даже если он не написал ни строчки, поэт, когда слипаются его веки и он видит сон. К сожалению, сновидение — непередаваемо дневными словами. Почти невозможно передать сновидение и с помощью литературы, живописи, скульптуры. Пожалуй, только кино редких мастеров способно телеграфировать поэзию ночного сумрака. В ряду первых сновидцев — канадский режиссер Гай Мэддин. Его немая и якобы автобиографическая драма «Трусы сгибают колени, или Синие руки» являет собой апофеоз маньеризма и декадентского пафоса. Если Вы любите хоккей, немое кино и поржать — лучше фильма не придумать.

Доктор Фьюзи наблюдает под микроскопом каплю спермы. Капля увеличивается в размерах. Мы можем лицезреть мельтешащих хоккеистов. Финал Кубка Аллана. Нападающего команды «Виннипег Марунс» Гая Мэддина уносят с площадки, где начинается ледовое побоище.

Невеста малосильного бомбардира Вероника сообщает ему, что она — беременна. Гай решает ей помочь и отправляется с невестой в бордель-парикмахерскую на аборт. Во время операции недужный хоккеист забывает о Веронике и влюбляется в падчерицу абортмахера Лилиом — Мету. Между Гаем и Метой вспыхивает костер любви. Они отправляются в раздевалку и ложатся на кучу хоккейных перчаток. Тем временем, покинутая на гинекологическом кресле Вероника умирает от аборта.

Мета рассказывает принцу хоккея, что ее отец, самый любезный человек в мире, был умерщвлён преступной парочкой: мачехой Лилиом и ее любовником, капитаном полиции Шейки, который играет с Гаем в одной команде. Во время злодеяния руки отца, синие от краски, были отрезаны проволокой. Чтобы сохранить память об отце, преданная дочка погружает его руки в банку с хлороформом. Мета обещает отдаться Гаю только после того, как он совершит возмездие и прикончит коварных предателей.

Но как это сделать? В голове созревает хитрый план.

В спальне мечты для исполненья мщенья доктор Хьюзи должен отрезать Гаю руки и пришить вместо них руки старого шалуна.

3 место: Декалог 4, «Dekalog, cztery»
Режиссер: Кшиштоф Кесьлевский
Производство: Польша, Германия, 1989 год

О чем сюжет: Молодая варшавянка влюбилась в отца в однокомнатной квартире и задурила ему голову с помощью корреспонденции.
О чем фильм: «О том, что всего труднее нам помыслить живое существо, потому что, с одной стороны, оно неким образом наш ближайший родственник, а с другой стороны, все-таки отделено целой пропастью от нашего экзистирующего существа».

«Скользя меж двух соединившихся нельзя» — строчки из Игоря Северянина, пожалуй, больше всего подходят для описания «Декалога 4» Кшиштофа Кесьлевского. Какой же гад этот Кшиштоф, какая сволочь. Ну, кто, кто еще делает такое тяжеловесное и одновременно такое кокетливое кино. Если Вы не любите поляков и Речь Посполитую, посмотрите Кесьлевского, и уже никогда не будете их не любить. А, наоборот, будете любить и все прощать. «Декалог 4» набирает обороты неспешно в унисон мелодии Збигнева Прайснера. Живут-поживают в блочном доме на окраине Варшавы отец и дочка. Дочь учиться на 4-м курсе театрального. Мать умерла 22 года назад. Отец, улетая на самолете, оставляет нечаянно письмо с надписью: «Открыть после моей смерти». Вокруг письма и вертится сюжет фильма. Фильма о трепетании любви на кончике намека. Любовное трепетание, в свою очередь, осенено серебристой заповедью: «Почитай отца своего и мать свою».

Не хочется рассказывать всех переливов сюжета, поскольку в переливах — все обольщенье от просмотра. Кесьлевский подводит зрителя к развязке, к катарсису, но не дает катарсису разрешится от бремени поставленных вопросов. Вместо ответов — темные речи, купание Анки, плюшевые пледы.

Рыбка любви шустрится на бреге томления.

2 место: Шум в сердце, «Le Souffle au Coeur»
Режиссер: Луи Маль
Производство: Франция, Италия, Германия, 1971 год

О чем сюжет: О недозволении греховного наслаждения.

О чем фильм: 15-летний Лоран Шевалье, представитель городской знати, тяжело переживает период взросления рядом с трогательной и понимающей мамой. Взросление заканчивается самым непредсказуемым образом.

В Книге Левит, глава 18, Ветхого Завета сказано: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь». А кто будет упорствовать во грехе, то души делающих будут истреблены.

Однако Римско-католическая церковь так долго и жеманно уклоняется от костров инквизиции, что бесстыжий французский режиссер Луи Маль, представитель «новой французской волны», взял, да и снял историю грехопадения мамы и сына. Уехав на дачу, на удаленном от свидетелей ложе, Клара и Лоран Шевалье так робко и кокетливо отдались неге лета, словно ничего и не случилось. Тем более муж, служанки и одноклассницы Лорана их не застукали. Очень по-французски.

Неудивительно, что после такого кровосмешения Франция стала притоном для беженцев, анархии и антисанитарии. Правильно говорил Собиратель земель русских в ходе рабочей поездки в Иркутск: «Секс, насилие и терроризм на телевидении должны быть запрещены».

1 место: Сжигая мосты, «Quemar las naves»
Режиссер: Франциско Франко
Производство: Мексика

О чем сюжет: Смертельная схватка двух видов преступных связей. Содомия против кровосмешения. Или-или. Победа или смерть.

О чем фильм: О смысле жизни

На поверхности сюжета — Содом и Гоморра, а в глубине — прохладный изумруд невинности. Франсиско Франко трогательно, долго играет со зрителем в прятки и вопреки ожиданиям давит всякий разврат как танк черепаху.

Детки, Елена и Себастьян, с пеленок живут с богемной мамой в окружении игрушек, не ведая стыда. Мама — бывшая эстрадная звезда умирает в старинном доме времен Хосе де ла Круса Порфирио Диаса Мори. Просторный дом и уход за мамой — на плечах старшей сестры Елены. Ее младший брат — Себастьян, тряпка и подкаблучник сестры, попадает под влияние любого человека с ростками характера. Отсюда — пьянство, бродяжничество и онанизм.

Другое дело — Елена, которая из-за тяжелого маминого недуга вынуждена бросить учебу и на своем горбу тащить всю семью, в том числе и непутевого братца, который даже не может самостоятельно застегнуть ширинку. А тут еще подростковый возраст у обоих. Сестринская забота начинает выходить из берегов. Елена собирает каждое утро Себастьяна в школу, по старой привычке купает его в ванне, журит служанку, колет обезболивающее маме, а потом, когда брат пускается во все тяжкие, пытается вытянуть его из ЛГБТ-сообщества, да так, что сама попадает в паутину жаркого желанья. Накал страстей кружит голову.

Несколько месяцев назад на страницах журнала «Сноб» состоялась прелюбопытная дискуссия, в ходе которой доктор Курпатов сразился с борцом за права женщин Ариной Холиной. Основная мысль, которую защищал славный доктор такова. Цитирую дословно:

Как выяснил Вольфрам Шульц (с помощью пары обезьян, электродов, лампочки и виноградного сока), клетки награды (reward cells), выделяющие радующий нас нейромедиатор дофамин, реагируют не на сам факт удовлетворения потребности — еду, секс и т. п., а на успешное предсказание того, что удовлетворение будет получено... То есть мы получаем удовольствие в тот момент, когда понимаем, что удовлетворение нашей потребности в принципе произойдет. Мы радуемся, иными словами, загодя, а когда уже непосредственно получаем желаемое — нет.
Еще раз: мы испытываем удовольствие не от удовлетворения потребности, а когда решаем интеллектуальную, по существу, задачу: получится — не получится, будет — не будет, обломится — не обломится? Поняли, увидели, сложили дважды два и обрадовались: будет! Буря дофаминового восторга! Вот этого момента мы ждем (нейрофизиологи называют его „ага!“-переживанием), его жаждем, а само по себе полученное, исполненное, обломившееся — нет, не радует. Никакого сладостного дофамина на этот случай природой не предусмотрено.

«Сжигая мосты» — блестящее доказательство этого тезиса. Мощь фильма в том, что «самое-главное» в нем так и не происходит. Точнее «главное» здесь перенесено в область предчувствия. Предчувствием любви Франко томит зрителя весь фильм, доводит его до пристеночно-пузырькового кипения, а потом обманывает. Но несмотря на это, лента рождает искупительный, невероятно мощный катарсис и очень упоительное послевкусие.

Такие «Три тополя на Плющихе» на мексиканский лад.

Подписывайтесь на канал Руфабулы в Telegram, чтобы оперативно получать наши новости и статьи.

716 760

Читайте также

Культура
Топ-10 фильмов 2015 года

Топ-10 фильмов 2015 года

В ушедшем году в кинопроцессе закрепились тенденции, которые уже проявляли себя на протяжении последних лет. Во-первых, это последовательное победное шествие феминизма с общим рефреном — «женщина сильнее мужчины», и в целом нас ждет матриархат.
Еще одна особенность — все более наглое проникновение в кино-пространство общественно-политических дебатов из социальных сетей. Интернет-холивары переносятся на киноэкраны и становятся источником вдохновения для режиссеров, желающих быть постоянно в тренде.

Русская Фабула
Искусство
Оголённый сосок российского империализма

Оголённый сосок российского империализма

«Матильда», фильм про роман Николая II с балериной, окружена скандалами уже много месяцев, и если произведение искусства делает столько шума, то лучше уж ему быть хорошим. Скандальные фильмы (или книги, или религиозные символы) обычно генерируют гомон, ибо слишком хороши, смелы и яичны (особенно в случае с Павленским), чтобы нравиться толпе. Относится ли это к «Матильде»? Не хочу тебе спойлерить, дорогой читатель, но… нет.

Николай Кириченко
Культура
10 лучших фильмов 2013 года

10 лучших фильмов 2013 года

Многие издания подводят сейчас итоги года, в том числе кинематографические. Большинство рецензий как две капли воды похожи друг на друга, а привычная колода «лучших» фильмов мелькает то здесь, то там. «Русская Фабула», устами кинокритика Евгения Васильева, предлагает свой, местами парадоксальный, но, безусловно, концептуальный взгляд на самое значимое кино уходящего года.

Евгений Васильев