Культура

Топ-10 фильмов 2016 года

Топ-10 фильмов 2016 года
Кадр из к/ф «Война» (Krigen), реж. Tobias Lindholm

В нашем годовом кинообзоре: ужасы войны, волевые женщины, электорат Трампа, бессмертие мафии, бараны как смысл жизни и проч. Кроме того, 2016-й прошел под знаком возросшего значения политических и социальных лент, и есть подозрение, что этот тренд будет только нарастать.

10. Чужое небо (Obce niebo), реж. Dariusz Gajewski

О чем фильм: о том, что дети — это не игрушка, а ответственность

Семья польских мигрантов оказывается в Швеции, где переживает непростой период адаптации и в итоге вынуждена бороться за своего ребенка с местными ювенальными службами.

Обоюдоострое кино, где, с одной стороны, есть не теряющие актуальности размышления о загадочной (и раздолбайской) славянской душе, трудно вписывающейся в жесткий мир западноевропейских правил, а с другой — достается шведам, которые иногда перегибают с усердием в деле защиты прав детей. Отрадно, что режиссер не сваливается в агитку «наших обижают», а пытается достучаться до потенциальных польских мигрантов: надо понимать куда едешь и готовиться к возможным трудностям интеграции в западное общество, которое даже к невинным вроде бы подзатыльникам детям относится как к преступлению.

Трейлер:

9. Любой ценой (Hell or High Water), реж. David Mackenzie

О чем фильм: об электоральной базе Дональда Трампа

Фильм Дэвида Маккензи — безусловное пособие о сути популярности демагогии а-ля Трамп. Два белых, обнищавших, погрязших в кредитах брата из Западного Техаса пускаются во все криминальные тяжкие, чтобы... нет, не стать богатыми, а просто погасить задолженность за фамильную собственность. Картина изобилует штампами на тему «старикам здесь не место», но в социальном смысле фильм куда более акцентирован. Привычный же в таких случаях вестерн-финал «мы еще встретимся» словно намекает: Дикий Запад живее всех живых.

Трейлер:

8. Всевидящее око (Eye in the Sky), реж. Gavin Hood

О чем фильм: о том, что техника совершенствуется, а бюрократия — нет

Остросюжетный триллер с элементами политической сатиры на тему борьбы с терроризмом. Очень точное, остроумное и скрупулезное исследование технологии принятия политических решений. Настоятельно рекомендуется к просмотру тем, кому еще непонятно — кто же отдал приказ штурмовать Вильнюсский телецентр в 1991 году. Вот эти стопицот чиновников\политиков и отдают приказы военным.
Бесконечные согласования, сомнения, перекладывание ответственности стали символами современного политического истеблишмента.

Любопытно, что подобный стиль управления культивируется в разных режимах — от демократических до авторитарных и даже технологические новшества не способны поколебать его устои. «Всевидящее око» (в фильме это робот-муха) может найти какого угодно злодея в любом уголке мира, но все усилия науки сводятся на нет, как только бюрократия должна отдать приказ.

Трейлер:

7. Под песком (Under sandet), реж. Martin Zandvliet

О чем фильм: о том, что военные победы не делают людей лучше

Дания, последние дни Второй мировой войны. Юных пленных из гитлерюгенда отправляют разминировать морское побережье. Сопровождает их бывалый офицер-инструктор, ненавидящий немцев, а подопечных считающий чуть ли ни за скот. Впрочем, постепенно отношения между противоборствующими сторонами смягчаются и начинают напоминать человеческие. Инструктор из надсмотрщика превращается для пацанов в друга и наставника. Однако периодически в лагерь наведываются старшие офицеры и британские союзники, напоминающие малолетней немчуре, кто теперь в доме хозяин. Не лучшая реклама народам-победителям, прямо скажем.

Трейлер:

6. Тони Эрдманн (Toni Erdmann), реж. Maren Ade

О чем фильм: о том, как за тимбилдингом и аутсорсингом теряется человек

«Тони Эрдманн» — главный триумфатор европейского кино прошлого года, отмеченный критиками и фестивальным вниманием. Он посвящен, в общем-то, главной проблеме Старого Света (представляете, это не мигранты, да!): атомизации межчеловеческих связей, разрушению института семьи, озверению бизнеса, фальшивым и лицемерным корпоративным правилам. Да, все это озвучено ранее и неоднократно, но в случае с «Эрдманном» сделано весьма мастерски и убедительно. Здесь нет истерик, надуманных мизансцен (только «голую вечеринку» можно считать нарочитой аллегорией), многословного морализаторства. Здесь аккуратно представлен срез современной многоликой и многоязыкой (персонажи фильма легко переходят с одного языка на другой) Европы, где восточноевропейцы ориентируются на западноевропейцев, пусть этот процесс со стороны кажется непростым и даже унизительным. Наконец, здесь бизнесмены говорят языком бизнеса, а не карикатурными лозунгами, как можно наблюдать в большинстве фильмов «про капитализм».

В «Эрдманне» нет плохих или хороших героев, но есть разумная и спокойная констатация проблемы: да, вот люди так живут, в сумасшедшей гонке, они поглощены карьеризмом, но что-то с этим надо делать. Иначе отцам действительно придется нанимать «заменителя дочери», чтобы та звонила с поздравлениями родителям на день рождения.

Трейлер:

5. Бараны (Hrútar), реж. Grímur Hákonarson

О чем фильм: о том, что бараны это не только ценная шерсть, но и духовная скрепа

Исландские фильмы как саги: они рассказаны ровно, с достоинством и грустью, не срываются на крик, даже если дело касается истинных человеческих трагедий. Удивительно еще, как исландцам удается поднять статус сугубо национальных проблем до глобального звучания. В «Баранах» вроде бы тема поднята местечковая: на севере страны разгорается инфекция «почесухи», из-за которой под нож пускается вся популяция тамошних овец. Но выясняется, что разрушается не только отдельно взятая отрасль животноводства, а целый микромир, уклад, вековые традиции. Для главных героев фильма — двух братьев, многие годы живших во вражде — находится общее дело, «последний поход», в который они отправляются уже не как обычные фермеры, а почти как викинги, вступая в конфликт с государством.

Трейлер:

4. Она (Elle), реж. Paul Verhoeven

О чем фильм: о стирании граней между маньяками и средним классом

Верховену не впервой снимать фильмы про сильных и умных женщин, вокруг которых вьется рой глупых и похотливых мужчин. «Она» превратилась в бенефис Изабель Юппер, и можно предположить, что это как раз тот случай, когда экранный образ напоминает альтер-эго актера в реальности. Юппер известна своим ироничным взглядом на общественные условности и стереотипы. Приятно, что люди в зрелом возрасте (Юппер — 63, Верховену — 78) не впадают в консервативный маразм, а напротив, приобретают ту самую мудрость, которая отличает подлинный интеллект от телевизионной и клерикальной образованщины.

В фильме персонаж Юппер — уверенная в себе дама, которую даже изнасилование не повергает в шок (скорее даже будоражит). Она неудобный человек для окружающих, легко различает фальшь, говорит что думает, в том числе собственному инфантильному сыну-недоумку. Получается интересный феномен — белой вороной в современном обществе оказывается наиболее здравомыслящий и проницательный человек (хотя и переживший серьезные потрясения в детстве). Не случайно «она» работает в компании по производству видеоигр — не слишком тонкая метафора режиссера про виртуальный мир, в котором находится значительная часть человечества.

Трейлер:

3. Война (Krigen), реж. Tobias Lindholm

О чем фильм: о том, что война списывает далеко не все

Датчанин Тобиас Линдхольм сегодня по праву входит в число самых актуальных режиссеров (и сценаристов) Старого Света — его истории злободневны, а изложение предельно отстраненно, что заставляет зрителей выносить совершенно полярные оценки и трактовки происходящему на экране.

«Война» представляет собой сложную моральную дилемму: находясь в окружении, командир датского подразделения НАТО вынужден запросить поддержку артиллерии. Отряд выживает, но погибают мирные афганцы, оказавшиеся в эпицентре огневого удара. Таким образом, офицер становится героем в глазах подчиненных, но, по мнению правосудия, он не имел права запрашивать поддержку с воздуха, поскольку не имел точных данных о местонахождении противника. Командир оказывается на скамье подсудимых, где в условиях перекрестных допросов, очных ставок и изучения улик решается его судьба.

Режиссер встает в позицию «я не знаю как правильно» и заставляет зрителя в сомнениях отложить в сторону попкорн. Надо признать, позиция обвинения весьма убедительна, а вот пожилая судья скорее решает все «по совести». Здесь Линдхольм подпускает троллинга: судья и прокурор, очевидно, и в жизни отличаются противоположными политическими взглядами.

Важный компонент картины: атмосфера и условия, в которых проходит служба датских военнослужащих. Как обычно, у советских патриотов эта «теплица» вызовет саркастические усмешки, но для понимания простой истины, что солдаты — это не скот, также важно посмотреть «Войну». Характерно, что фильм не попал в широкий российский прокат: стране, культивирующей милитаризм, не до антивоенных сантиментов и «пропаганды» стандартов НАТО.

Трейлер:

2. Субурра (Suburra), реж. Stefano Sollima

О чем фильм: о темной стороне Вечного города

Итальянец Стефано Соллима известен своим бескомпромиссным и неполиткорректным взглядом. Его предыдущая работа, «Все копы — ублюдки», вызвала нешуточную полемику в Италии. «Субурра» — очередная провокация режиссера. Это своеобразная антитеза «Великой красоте», где пышнотелому гламурному Риму противопоставляется «дно» Вечного города с мафией, цыганскими баронами и продажными политиками. Опять перед нами набор банальностей, но преподнесены они настолько сочно, брутально и захватывающе, что «Субурра» (это кстати один из неблагополучных районов Древнего Рима) смело может занять место на доске почета жанрового кино.

Соллима ловко использует патриархальные архетипы. Мужчины у него соперничающие харизматичные самцы, женщины красиво фонят (амазонки, правда, тоже имеются). Главные герои — циничные приспособленцы, пришедшие в мир большой политики и бизнеса из маргинальных неофашистских кругов. Теперь они — воротилы, решалы и терщики.

События фильма разворачиваются на фоне драматичной отставки правительства Энрико Летты, сподвижника Берлускони. Особый шарм картине придает саундтрек от группы M83.

Трейлер:

1.Однажды ночью (The Night Of), создатели: Richard Price, Steven Zaillian

О чем фильм: о том, что тюрьма никого не делает лучше

«Однажды ночью» начинается и развивается как триллер\детектив, но ближе к финалу уже понятно, что речь идет об ужасе одиночества в большом городе, о проблемах миграции\интеграции, об адской воронке тюряги. Еще один важнейший рефрен картины: нюансы работы правоохранительной и судебной системы Америки, изложенные гиперреалистично и со знанием дела. Это очень тщательная, скрупулезная работа, которая превратилась в сериал только потому, что требовала максимального погружения в тему.

В целом, фильм может разочаровать американофилов и вдохновить американофобов, но вдумчивому зрителю не стоит попадать в эти бинарные сети. Если абстрагироваться от политиканской лабуды, то «Однажды...» разжевывает простые истины для наивных романтиков. Да, криминальные дела основаны на шаблонах и не предполагают дедуктивного метода; да, судопроизводство сопряжено с бумажной рутиной и равнодушием исполнителей; да, тюрьма даже в кратчайший срок может искалечить самые чистые души (а уж не совсем чистым дать простор для «творчества»); да, рядовой гражданин, оказавшись под следствием, рискует сесть на пожизненный срок, если не будет помощи квалифицированного адвоката. И не потому, что Америка плохая, а потому, что так устроен карательный механизм, основанный на поточной системе, ежедневном конвейере уголовных дел, традиционно небольшом проценте истинно невиновных. Интрига сюжета еще в том, что в финале так толком и непонятно: ошибся ли суд в отношении обвиняемого или принял правильное решение. На то она и состязательность: не всегда возможно убедить присяжных даже с помощью «убойных» улик.

Трейлер:

Подписывайтесь на канал Руфабулы в Telegram, чтобы оперативно получать наши новости и статьи.

17 698

Читайте также

Культура
10 лучших фильмов 2013 года

10 лучших фильмов 2013 года

Многие издания подводят сейчас итоги года, в том числе кинематографические. Большинство рецензий как две капли воды похожи друг на друга, а привычная колода «лучших» фильмов мелькает то здесь, то там. «Русская Фабула», устами кинокритика Евгения Васильева, предлагает свой, местами парадоксальный, но, безусловно, концептуальный взгляд на самое значимое кино уходящего года.

Евгений Васильев
Культура
Самый переоцененный фильм сезона?

Самый переоцененный фильм сезона?

«Ла-ла ленд» — чертовски необычный фильм. Серьёзно, ничего такого больше сейчас нет. Никто не совмещает голливудские мюзиклы 50-х и современные инди-любовные драмы, давая при этом возможность крупным звёздам (Райан Гослинг и Эмма Стоун) показать себя с новой стороны. Вероятно, поэтому критики набросились на этот фильм, как Бивис и Батхэд на начос, и завалили его кучей наград размером с Юпитер. Конечно, на критиков плевать; но вдруг на этот раз они в чём-то правы? Или фильм безнадёжно переоценен? Будем разбираться.

Николай Кириченко
Искусство
Оголённый сосок российского империализма

Оголённый сосок российского империализма

«Матильда», фильм про роман Николая II с балериной, окружена скандалами уже много месяцев, и если произведение искусства делает столько шума, то лучше уж ему быть хорошим. Скандальные фильмы (или книги, или религиозные символы) обычно генерируют гомон, ибо слишком хороши, смелы и яичны (особенно в случае с Павленским), чтобы нравиться толпе. Относится ли это к «Матильде»? Не хочу тебе спойлерить, дорогой читатель, но… нет.

Николай Кириченко