Идея мессианской империи как двигатель необольшевизма
Что им разговаривал Ленин.
Вступление
Еще недавно, году эдак в 2013 в ватной среде преобладало стремление как-то сочетать хруст французской булки с лузгом советской семки, триколор с гимном на музыку Александрова, а скорбь по казни царской семьи с восхищением державными свершениями Сосо Джугашвили. Однако после украинского лениноповала все начало меняться. Хруст французской булки начал становиться все тише, а лузг советской семки — все громче. Уже и памятник Дзержинскому им снова подавай, и против Войкова слова не скажи, ибо «это тоже наша история», и Поклонская уже не «няш-мяш», а чуть ли не фошыстка. А мейнстримные пропагандисты режима, в 90-е вещавшие про европейскую демократическую Россию, нынче начали топить, нет, уже не просто за Сталина и Путина, а за Ленина, Сталина и Путина. В чем же дело?
А оно явно не только и не столько в пресловутой ностальгии по СССР. Все-таки те, кто в 90-е голосовал за Зюганова, кривил морду при виде «власовской тряпки» и двуглавого орла, ворчал при виде восстановленного храма нечто вроде «людям жрать нечего, а эти попы строят на деньги ворья свои церкви, где молятся за банду Ельцина», а также тосковал по «Союз нерушимый республик свободных...» при звуке музыки Глинки нынче изрядно подвымерли. А другим столь же чудесным ностальгистам взяться было решительно неоткуда. Т.е. нет, какое-то влияние оказали Крым и Донбасс, где ностальгия по Совдепии в ее аутентичном виде оказалась посильнее в связи с тем, что в Украине 23 года только советские силы говорили по-русски без малоприятных для многих жителей этих регионов оговорок, мол, «это временно», «иначе нас не поймут наши балтийские и кавказские братья», «наши дети должны уже перейти на мову» и т.д. Но я думаю, данный фактор мог быть максимум катализатором: банально масштаб не позволяет большего.
Может, дело в том, что кооператив «Озеро» богатеет, а Уралвагонзавод беднеет? Таки да, чем чаще народ слышит от партии и правительства «денег нет, но вы там держитесь», тем больше возрастает недовольство чудовищным расслоением в обществе. Но те вспышки социального протеста, которые имели место быть, будь то протесты дальнобойщиков или фермеров, не приобрели какого-то коммунистического характера. Более того, те телезрители, кто почуял неладное по состоянию холодильника, на последних думских выборах предпочли не за КПРФ проголосовать, а дома отсидеться. Все это, помноженное на вышеуказанные тенденции среди путинских пропагандистов, предельно далеких от какой-либо фронды «за бедных», показывает: социалка тут особо не при чем.
И тут мы подходим к вопросу о «месте России в мире», которым вата любит задаваться гораздо больше, чем вопросом о месте русских в РФ и вообще каким-либо другим вопросом. Констатируем очевидное: единственный статус страны, который устроил бы россиянскую патриотическую общественность — статус мессианской (не абы какой, а именно мессианской) империи. А теперь посмотрим, как выглядят историческая Россия и СССР с этой колокольни, не обойдя вниманием и Белое движение.
Экскурс в историю
Зародилась идея мессианской империи с центром в Москве в 15 веке, после создания Иваном Третьим централизованного русского государства, автокефалии русской Церкви, падения Византии и женитьбы князя на Софье Палеолог. Предпосылки к тому были вполне объективны: крепнущая Московия стала единственным в мире государством, где православные жили под властью себе подобных. А тут и преемственность от рухнувшего Второго Рима в виде княгини подоспела. Ну и как тут, спрашивается, не объявить Москву Третьим Римом? Что и случилось.
Поначалу все шло неплохо. Завели царя и патриарха, чтоб было все как у серьезных людей, началось и территориальное расширение. И даже после смуты Третий Рим восстал, словно птица феникс из пепла. Но первый удар по проекту пришел откуда не ждали. Внезапно патриарх Никон решил: прозябающие под османским игом греки лучше русских разбираются в Православии и надо делать все, как они, причем царь сие начинание внезапно поддержал. Итогом стал раскол, нанесший серьезнейший удар по русской Церкви и оттолкнувший от нее наиболее последовательных носителей идеи русского православного мессианства, внезапно оказавшихся в положении гонимого меньшинства.
А потом к власти пришел Петр Первый, который низвел роль Церкви до уровня государственного ведомства в организационном плане и до уровня внешнего фасада в идеологическом. Заодно столица империи переехала в Петербург. Вообще, Российская Империя была могущественной и сильно превзошла своей мощью Московское Царство, но не была по-настоящему мессианской. Да, несла цивилизацию, но ведь любая империя тогда несла цивилизацию. Да, кроме купца и солдата одним из инструментов экспансии был миссионер и это был православный священник, но он был лишь инструментом. И т.д. Стоит отметить, впрочем, попытки позиционировать РИ как оплот европейского консерватизма или как оплот славянства, но нельзя сказать, что они получили какое-то последовательное развитие.
Подытожу: историческая Россия была не так уж и близка к ватному идеалу мессианской империи. Сначала она была недостаточно империей, а потом — недостаточно мессианской.
А что же Совдепия? Зарождалась она с прицелом не больше не меньше на всемирную республику Советов, где будет реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Вообще, как я уже писал, «большевизм вполне можно назвать религией, ибо он имеет свои ответы на все основные религиозные вопросы: отношение к сверхъестественному, к человеческой жизни, смысл жизни и т.д. Причём, что немаловажно, большевистская религия считает себя единственно истинной и склонна к насильственному прозелитизму». А посему Октябрь 17-го — одно из ключевых событий в истории человечества, которое вполне можно поставить на одну доску с возникновением ислама.
В итоге, конечно, мировой революции не получилось, но в соцлагерь попало немалое количество стран в разных частях света. При этом несмотря на то, что некоторые из них (на самом деле немногие) решили строить коммунизм без оглядки на Москву, авторитет Ленина и Октября оставался даже в таком случае непререкаемым.
Что же пытались противопоставить большевизму белые? Идея единой неделимой России была, конечно, имперской, но белое имперство было не мессианским, а легитимистским. Мол, это законные границы России, которые до Учредительного Собрания нельзя менять даже теоретически и всё такое. Врангель же и вовсе отказался от единой-неделимой, заключив союз не только с Польшей, но и, страшно сказать, с Украиной. А мессианство... Да какое у белых могло быть мессианство, если одной из основ движения был принцип непредрешенчества?
Это фактологически, а теперь давайте психологически.
Превосходство большевизма с точки зрения ватной психологии
Начнем с такого момента, как общая вторичность и подражательность всего православно-монархического дискурса. Судите сами, Христос родился не в России, Православие сформировалось не в России, монархия (в т.ч. православная) — явление отнюдь не уникальное, и даже православная империя в лице Византии была еще до Рюриковичей. И вообще, выражение «Москва — третий Рим» попахивает откровенным низкопоклонством перед Западом, чего уж там. Продолжать можно долго. Какой там язык учат в православных семинариях всего мира? Греческий, конечно же. А русский или хотя бы старославянский? Ну-ну. То-то при Никоне русское Православие подстраивалось под греческое, а не наоборот. Со святынями тоже оказывается, что все самое интересное находится где-то в Средиземноморье. В общем, если покопаться, адепту идеи «Россия — родина слонов» откроется не слишком радостная картина.
И это мы еще об исконно-посконном московитстве говорим. Дальше и вовсе пошло сплошное национал-предательство в виде немецких императриц, хрустящих французскими булками. Как тут не потребовать импортозамещения?
И сколько бы ни старались февралистские злодеи, решившие замутить тут обычную буржуазную демократию, счастье пришло, откуда не ждали. Да, Карл Маркс и Фридрих Энгельс тоже жили не в России. Но они так, предтечи. В исламе вот тоже много пророков. Зато Ильич-то наш, родимый! И даже столицу в сакральную Москву из бездуховного Питера перенес. Какой еще третий Рим? Всемирная республика Советов помасштабней будет! Ну пусть даже не совсем всемирная... Маяковский в своем известном стихотворении все равно оказался прав: русский язык приобрел высокий международный статус не благодаря Толстому там или Достоевскому, а именно Ленину (Сталину, впрочем, тоже). Ибо читать в подлиннике «Братьев Карамазовых» — это все-таки из сферы высоких материй, а вот изучать русский, потому как в Москве сидит старший брат, который знает, как надо строить социализм или потому как в Москве сидит враг, жаждущий уничтожения свободного мира — из сферы вполне себе практической.
Кроме того идея мессианской империи не совсем полноценна без пророка в своем отечестве, причем желательно не такого, как Ганди, а такого, как Магомет. И на эту роль не годится даже Джугашвили: на «стального императора» он потянет, но какой из него пророк? Русским Магометом может быть только Ильич, Ильич и еще раз Ильич. Да и его, с позволения сказать, мощи находятся в самом центре Москвы, не надо ездить ни по каким Афонам, наоборот, те же китайцы уже едут к нам в туры по ленинским местам. Мелочь-не мелочь, а ватке приятно.
Наконец, красный дискурс выигрывает у розового отсутствием самооправданий и куда большей логичностью. Когда вы говорите, мол, да, я люблю лузг советской семки, а французские булки мне нафиг не нужны — это позиция, при виде которой можно (и лично мне очень хочется) повертеть пальцем у виска, но спорить довольно сложно по той простой причине, что для содержательного спора нужны хотя бы какие-то общие ценности. А вот если вы говорите, что вообще-то вам мил хруст французской булки (или тульского пряника, если вы — ярый славянофил), но, так уж и быть, тех булок/пряников уже нет или они вам не по карману, а посему давайте признаем, что в сороковые советские семки стали немного хрустящими, то закопать вас на таких противоречиях, самооправданиях и стремлениях принимать желаемое за действительное будет довольно просто.
Заключение
Подведем итог. СССР — наиболее законченное и последовательное воплощение идеи мессианской империи с центром в Москве, ни Московское Царство, ни РИ тут и рядом не стояли. И любой достаточно въедливый адепт данной идеи обречен стать адептом большевизма во всей его ленинской красе, пусть и в качестве «альтернативы, которую Россия предложила миру». Поскольку же шок от развала Совдепии, помноженный на высокие цены на нефть вызвал у многих обитателей Ресурсной Федерации страстное желание мессианствовать и имперствовать, пусть и не отрываясь от импортного дивана и импортного же компа, то и имеем, что имеем. И тенденция покраснения условных патриотов будет только нарастать.
Отдельно обращусь ко всевозможным типа белым и типа монархистам, которые верят в «режимы приходят и уходят, а Россия остается», боятся майданов и кричат «Крым наш!» Вы думаете, с вами такого точно не случится? Так эта чума и не таких скашивала. Вот что стало с блогером aquilaaquilonis, некогда породившим мем «лузг советской семки»: будучи до украинских событий ярым власовцем он подобно многим порозовел после крымнаша и ДЛНР примерно до ваших кондиций. Но на этом он в итоге не остановился и теперь славит советскую родину в полный голос, не забывая периодически пнуть историческую Россию.
Однако допустим. Тем не менее, надо понимать: кроме ситуации в вашей голове есть еще и ситуация в обществе. И тут вы оказываетесь между двух огней: условных либералов и откровенных красных. А последние безусловно продолжат теснить вас на вашей «русскомирной» поляне. К слову, незавидную судьбу «правых новороссов» вам стоит воспринять как грозное предупреждение.
Какой же главный вывод всем нам стоит сделать? Мораль сей басни такова: идея мессианской империи с центром в Москве здесь и сейчас губительна для русского народа и мы явно не доживем до времени, когда она перестанет быть губительной. А пока нам нужно решать куда более скромные и приземленные, но действительно актуальные национальные задачи.
Подписывайтесь на канал Руфабулы в Telegram, чтобы оперативно получать наши новости, статьи и мнения.