Болгарские полеты
Болгарский выбор 2016-го многие сравнивают с американским. Действительно, параллели так и прут. Совпадения и в их синхронности, и в противостоянии дамской и маскулинной ипостасей, и в наиболее часто эксплуатируемых узлах избирательной риторики. И тот и другой избранник воплотили в себе некий бунт против истеблишмента, грозятся поставить заборы перед миграцией и ассоциируются с поворотом в сторону сближения с Россией. Склонные к более глобальным обобщениям аналитики видят в болгарских (как и молдавских) президентских кампаниях очередные «за» в копилку тренда чуть ли не планетарного масштаба, означающего колебание маятника общественных настроений от демократии в сторону единоначалия и вождизма. Так ли это? Попробуем разобраться.
Болгарский «трамп-пам-пам»
53-летний летчик, генерал-майор в отставке Румен Радев влетел в болгарскую политику еще более стремительно и неожиданно, чем Дональд Трамп. Всю жизнь он посвятил армии, причем значительную ее часть — военной учебе. Помимо двух болгарских школ — университета воздушных сил и командно-штабной академии им. Георгия Раковского, он дважды стажировался в США: окончил там эскадронную школу «Максвелл» («Maxwell» Squadron Officer School) и военно-воздушный колледж в г. Максвелле ( Air War College in Maxwell AFB). Итого — почти 20 лет. Свою военную карьеру закончил лишь в этом году, возглавляя с 2009 национальные ВВС вначале в качестве заместителя, а с 2014 — командующего. В отставку он ушел в августе с.г., сразу же окунувшись в избирательную кампанию на стороне социалистов, т.е. — бывших коммунистов.
Возникает элементарный вопрос: благодаря чему и как он всплыл в политических водах? Болгарские наблюдатели отмечают, что впервые его имя стало публичным благодаря авиашоу, которое было устроено в честь 102-й годовщины национальных ВВС под брэндом «Это мы» и на котором он лично продемонстрировал свои акробатические способности на истребителе МиГ-29 «Кобра». Однако всеобщее внимание Радев привлек к себе в результате скандала, разразившегося в середине августа с.г. Сюжетом для него оказалась странная история с ремонтом двигателей шести российских МИГ-29, который был поручен ...полякам. Поляки с задачей справились настолько скверно, что болгарские летчики отказались на этих машинах летать. В ходе расследования парламентской комиссии выяснилось, что у польского завода на эти работы не было лицензии, а Россия, обидевшись, отказалась поставить запчасти. Тогда Польша предложила свои услуги в виде охраны болгарского неба своими истребителями. Причем за плату. Этому воспротивился Радев, который, не найдя поддержки у военного министра Николая Ненчева, подал в отставку. В своем рапорте он расценил такое шефство как покушение на национальный суверенитет страны. Особенно его возмутило, что Польша от имени НАТО предложила свой «зонтик» за плату, чего в аналогичных случаях не было ни в одной стране (в частности, в Балтии). В одном из интервью он сравнил эту сделку с Нейнским договором 1919 года, в результате которого Болгария потеряла примерно десятую часть своей территории. Для Радева этот бунт стал главным политическим двигателем популярности и позже вылился в заявления типа: «Я намерен работать, чтобы болгарин имел достоинство, чувствовал себя гордым от того, что живет в государстве, которое имеет свое лицо и внутренний стержень».
Примечательно, что болгарские власти ценили генерала и избегали конфронтации с ним. Об этом свидетельствует эпизод с его первым поползновением к отставке — в октябре прошлого года. Тогда он сетовал, что правительство разваливает ВВС, не обеспечивая финансирование для ремонта и закупки истребителей, подготовки летного состава и даже снабжения горючим. Но тогда премьер Бойко Борисов отговорил его пороть горячку, пообещав выделить дополнительно 80 млн. левов (примерно 40 млн. евро).
Только благодаря этим обстоятельствам Радев стал заметен. И вряд ли бы он превратился в фигуру национального масштаба, если бы не обстоятельства. А они сложились так, что две левых партии — БСП (Болгарская социалистическая партия) и АБВ (Альтернатива — болгарское возрождение, отколовшаяся от неё в 2014 году), не поладили друг с другом и не смогли выдвинуть общего кандидата от левых. Вот тогда-то БСП и вспомнила о мятежном генерале, который харизматически вполне подходил для роли магнита, притягивающего тех, кто озабочен защитой национального суверенитета. Ставка на националистический оттенок в принципе оказалась эффективной: она позволила создать электорат, в котором достаточно много пестроты из левых и правых.
С другой стороны ему противостояла тертая в политике Цецка Цачева, юрист по профессии, лидер партии ГЕРБ (Граждане за европейское развитие Болгарии) и первая женщина в истории Болгарии, возглавившая в 2009 парламент. Она пользовалась полной поддержкой со стороны евроориентированной элиты. И в плане поддержки сильно напоминала Хиллари.В частности, премьер Борисов назвал ее самым лучшим кандидатом на пост главы государства.
В итоге сенсация в разрыве голосов почти вдвое (второй тур: 36/60).
Евробарометр
Такой результат, конечно, дает основание евроскептикам и сторонникам восточного вектора для торжества и злорадства. Общий лейтмотив: народ разочаровался в западных морковках и разворот его к «братушкам» — вопрос ближайшего времени. Вплоть до выхода из НАТО.
Так ли это? Обратимся к свежайшему опросу Eurobarometr в августе с.г. Статистика говорит следующее. 49% респондентов считают, что членство в ЕС является плюсом для страны. Цифра эта отклоняется от среднеевропейской на 5% и на 2% в минусе к прошлому году.
Однако, 49 не означает, что в рядах евроскептиков большинство (51%). На самом деле только 13% полагают, что стало хуже. Это ниже, чем в среднем по ЕС (16%). Остальным до лампочки (ни хорошо, ни плохо).
Вполне очевиден и головной мотив отношения к ЕС. Он вполне прагматичен и понятен: 53% болгар связывают свой позитив с появившейся возможностью мигрировать в поисках работы (среднее по ЕС — 30%). Он существенно выше, чем духовный — приобщение к демократическим ценностям (40%). И только 23% ощущают от членства в ЕС пользу для роста экономики. По этим позициями они заметно отстают от среднестатистического европейца (50% и 35% соответственно).
О чем говорят эти цифры? Мне кажется, что такие настроения характерны для социума, который недоволен не Брюсселем, а собственной властью. Конечно, иллюзии по поводу европейской «манны небесной» и болгар не миновали. Но чем больше наглядных примеров у очередного новичка имеется, тем они слабее. В этой стране я в последний раз коротко побывал года четыре назад , и помню мрачное раздражение, витавшее в Софии. С кем ни заговоришь — все жалуются на бедность и клянут верхи за бездарность и коррупцию.
Увы, среди стран Евросоюза по ВВП на душу Болгария в самом конце. Приведу лишь одну цифру: минимальная зарплата — 184 лева. Это примерно 90 евро. Притом, что аренда однокомнатной квартиры в столице 70-75 евро. А тотальная безработица гонит людей в Софию (да разве что также — в Варну), где еще можно пристроиться. Именно это состояние способствует сладким грезам о социализме и ренессансу почтения к такому персонажу, как Тодор Живков.
С другой стороны, на этом фоне нет никаких серьезных причин для Euroexit. Напротив, ценность ЕС только усиливается как реальная возможность в трудоустройстве. Но она не противоречит и желаниям поладить с Россией как возможности доить с двух сторон. Другой вопрос, насколько российская сторона сама способна доказать, что не против такого дуализма. И в его контексте предложить такие соблазны, которые сами по себе способны будут убедить в преимуществах восточного тренда.
Российский метроном
Ну а пока ситуация на поле российско-болгарских экономических связей такова, что даже оптимисты-агитаторы осторожны в оценке перспектив. Это касается, прежде всего, проекта строительства АЭС в Белене. С началом работ стоимость его возросла на 10 млрд. В ответ на это нынешнее правительство Борисова в 2012 проект заморозило. Тогда российский «Атомстройэкспорт» подал на Болгарию иск в Международный арбитражный суд с требованием компенсации в размере 1,1 млрд. евро. Для Болгарии, весь ВВП которой 11 млрд. евро, это колоссальная цифра. Тем не менее, иск был принят и к этому году частично — более чем на половину — оплачен. Тогда российская сторона пообещала «простить» 24 млн. евро, набежавших по процентам, если весь долг будет покрыт до 15 декабря. Но, как замечает Suddeutsche Zaitung, свою уступчивость она обусловила новыми проектами, в частности добилась заключения договора стоимостью в 360 млн. евро на модернизацию реактора на другой АЭС — в Козлодуе. Судя по последним сообщениям, зондаж с обеих сторон ведется. 22 ноября делегация болгарских специалистов отбыла на «Ижорский завод» инспектировать оборудование для обеих АЭС. А российский посол в Болгарии А.Макаров встретился с министром энергетики Т.Петковой.
Как известно, отказалась Болгария и от участия в проекте «Южный поток». Даже Дмитрий Песков, комментируя избрание Радева, признал, что перспективы реализации обоих этих проектов минимальны.
В целом же Болгария является классическим образцом экономической экспансии, про которую говорят «насильно мил не будешь». Так сложилось, что ее зависимость от России остается огромной. По оценке софийского исследовательского центра CSD, российский капитал контролирует от 35 до 40% болгарской экономики. Особенно тотально его господство в сфере энергетики. Помимо того, что Козлодуйская АЭС, обеспечивающая страну электроэнергией на две трети, оснащена российскими реакторами, Болгария импортирует из России всю свою нефть, а единственный ее НПЗ принадлежит «Лукойлу». Кроме того, в стране, живущей почти полностью на российском газе, безраздельно господствует «Газпром». Ему принадлежит половина национальной газораспределительной компании. Велико присутствие россиян и в секторе недвижимости Болгарии: только в приморской зоне их обосновалось более 80 тыс.
Вот только эффект от такого присутствия совсем не греет. Те же эксперты утверждают, что по затратам на производство и логистику в нефтяном секторе Болгария лидирует в ЕС. А за газ она платит на 30% выше, чем Германия.
Ясно, что такой градус зависимости может быть источником и ненависти, и симпатий, и протеста, и покорности одновременно.
Полеты в мечтах и наяву
Аналогия с трампоманией в трактовке болгарского выбора просматривается и в оценках роли Радева на «западном фронте». Наиболее восторженные головы проецируют даже выход Болгарии из Альянса. Хотя пока кроме общих слов о пользе добрых отношений с Россией у Радева в чистом осадке лишь обещание по поводу санкций. Но и тут важны нюансы. А сказано о них следующим образом: «Правительство страны будет соблюдать эту политику Евросоюза, однако будем сотрудничать с теми представителями европейских партий, кто выступают за отмену санкций».
И в то же время ни в одном из своих публичных высказываний генерал ни разу не ставил под сомнение членство своей страны в ЕС и НАТО. Другое дело, что в его формуле евроинтеграция не означает вражду с Россией. Характерная цитата: «НАТО и ЕС являются нашим стратегическим выбором, но в отношениях с Россией нужна гармонизация».
Радев из тех, кто болезненно реагирует на такой градус интеграции, который, в его представлении, уже грозит национальному суверенитету. В этом он сродни венгерскому президенту Виктору Орбану. Примечательно, что во время скандала из-за МИГ-ов он постоянно подчеркивал, что никогда не был против совместной натовской воздушной безопасности. И в данном случае его возмутили лишь обстоятельства и условия того, как это осуществляется.
Как военный человек, ставший политиком в силу уникально сложившихся звезд, он обостренно реагирует на всякое принижение роли национальной армии и престижа ее в обществе. Поэтому вполне следует ожидать от него особого внимания к ней и будет ревниво относиться и ко всяким попыткам российских компаний выжимать соки из Болгарии за счет завышенных расходов по инвестициям и тарифов.
Вот и ломают головы политологи: так кто же он?
Довольно точный диагноз, мне кажется, дал профессор социологии и международной регионалистики Олег Андреев:
Мой ответ: он проболгарский, но знает прекрасно, как дела обстоят в вооруженных силах России и в вооруженных силах НАТО и США. У него сбалансированный культурный уровень, хотя бы по языкам... И эта сбалансированность будет главной тенденцией в деятельности болгарского президента.
PS. История с МИГами обернулась для министра обороны не только его отставкой, но и угрозой оказаться за решеткой. Прокуратура возбудила против Ненчева уголовное дело по обвинению в нарушении договора с российской компанией, которая по идее должна была осуществить ремонт, и нанесении материального ущерба стране из-за «хромой» сделки с поляками. Ну, а правительство в дополнение к 15 млн. выделило еще 55 млн. левов на поддержку авиации, починкой которой теперь, по-видимому, займутся уже русские.
Премьер Борисов уже подал в отставку. И президенту Росену Плевнелиеву придется формировать временный кабинет, который будет править до 22 января, когда состоится инаугурация нового главы государства. При этом еще в промежутке между первым и вторым турами выборов Радев договорился с Плевнелиевым, что по поводу состава правительства они будут консультироваться. Кроме того, стороны намерены созвать внеочередной Консультативный совет по национальной безопасности.
В общем, все идет по нотам. И преемственности власти ничто не грозит.