Культура

Противоядие от Трампа: «Лунный свет» Барри Дженкинса

Противоядие от Трампа: «Лунный свет» Барри Дженкинса

В этой новой криминальной драме Брюс Уиллис и Сибилл Шеперд доказывают, что люди старшего возраста умеют изображать страсть и сексуальное напряжение не менее чувственно, чем… Стойте, зачеркните это.

В этой новой, отхватившей аж «Оскар» за лучший фильм, драме режиссёр Барри Дженкинс разбирает такие темы, как: негры, наркозависимость, гомосексуальность, травля (буллинг) и отчуждение. Итоговая картинка идеально подходит к моменту и работает против всего, что так дорого Дональду Трампу.

Да. Перед нами фильм про полностью чернокожий квартал, где издеваются над Широном-мальчишкой (Алекс Хибберт), потом над Широном-подростком (Эштон Сандерс), после чего Широн становится гипернакачанным взрослым чуваком, оснащённым низкой самооценкой (Треванте «Мрачный» Родес). Его мама курит крэк (кристаллический кокаин), его папы давно след кашляет и чихает, его окружение вызывает тоску, его будущее выглядит безнадёжным.

Такой фильм был просто обязан получить целый КамАЗ номинаций на Оскары; это неизбежно в Голливуде, кишащем сверхсочувственными либералами (что не обязательно плохо, я ж сам сочувственный, возможно даже сверх-, но не обязательно либерал, ибо ненавижу политкорректность пуще холодца). Представьте себе тот же сюжет, но про белых гетеросексуалов; получился бы милый инди-фильм, который Академия упустила бы легко, аки лондонская полиция – Джека-потрошителя. Помните очаровательную «Валентинку» с Гослингом и её одну жалкую номинацию?

Тот факт, что «Лунный свет» таки получил золотого дядю Оскара за лучшую картину, выглядит менее предсказуемым: многие ожидали победы «Ла-Ла Ленда». Когда Уоррен Битти неправильно (не тот конверт подсунули) объявил «Ленд» в качестве победителя, никто не удивился; но таки «Лунный свет» получил главную премию, доказав, что Академия готова принять смелое и верное политическое решение.

Ведь если учесть текущий политический климат с Трампом в Белом доме, то раздача статуэток «Лунному свету» – это не просто стандартная политика Академии; это – оружие сопротивления. Данный фильм содержит в себе всё, что авторитарные правые, которых представляют Трамп и его кабинет с советниками, ненавидят больше всего: меньшинства, интеллект, а также сострадание к кому-то, кроме себя. В большой концентрации. (Хм, может, интеллект не в такой уж большой.) Номинировать и награждать такой фильм – значит проявлять личную храбрость. Я это уважаю; но также осознаю, что сам продукт может легко оказаться перехваленным.

Так ли это? Давайте поглядим.

Во-первых, эта история глубоко человечна. Маленький Широн ненавидит свою мать, потому что она вечно не с ним из-за её развлечений с курением крэка. Он находит ментора, этот взрослый негр и его подруга дают пацану чувство, что у него есть семья – но радость длится недолго. Потом – школа, где Широн получает даже больше унижений, чем обычно, и мы с готовностью переживаем эти унижения вместе с ним. Мать по-прежнем курит крэк. У него есть всего один друг. У них с Широном чувствуется явное взаимное сексуальное притяжение, но друг слишком слабохарактерный, чтобы открыто дружить с парнем, которого травят все, кому ни лень, и кому лень тоже; такое предательство – это больно. Наконец, взрослый Широн получает шанс на внутреннее спокойствие, но мы даже не знаем, насколько этот шанс реален.

Ага, это история боли, и нам будет больно вместе с протагонистом – или же мы будем получать садистское удовольствие от чужих страданий. Эти эмоции часто трудно разделить. Во всём фильме едва ли сыщется хоть грамм юмора – если, конечно, не считать его очень чёрной комедией, хехехе. Но «Лунный свет» не циничен; он оптимистичен в своей основе, и возможность внутреннего излечения и успокоения всегда маячит на горизонте.

Цвета, которыми Дженкинс рассказывает историю, очень блёклые. Здесь вы не получите сверхнасыщенную палитру «Ла-Ла Ленда»; сложной операторской работы с длинными кадрами тоже не ждите. Но и бюджет у «Лунного света» в 6 раз меньше. Тем не менее, режиссёр Барри Дженкинс (который сам негр, да) делает всё, чтобы как можно креативнее потратить тот бюджет, который ему достался. Фильм снят на цифру, но пытается имитировать сразу три типа плёнки (Fuji, Agfa и Kodak) для трёх частей фильма. Дженкинс стремился избежать дешёвого «псевдо-документального» стиля и потому решил снимать в широкоэкранном формате. Иногда кадры с трясущейся камерой смотрятся примитивно; в других случаях получается крайне стильная картинка. Синий цвет имеет символический смысл по ходу всего повествования.

Итак, переоценен ли фильм? Вероятно, да. Однако я не могу перестать радоваться его успеху. Нам нужны такие фильмы в максимально широком прокате. Они раздвигают барьеры, и при этом они чертовски хороши.

Конечно, консерваторы всех мастей и пород зайдутся от такого фильма в припадках праведного гнева. Это касается и некоторых россиян, которые вполне могут расценить «Лунный свет» как киношную драматическую версию Кончиты Вурст. Ну, их никто не обязывает смотреть фильм; хотя я им это настойчиво рекомендую.

Что касается Трампа и тех, кто за него голосовал, пусть этот фильм будет им уроком: есть ещё в Америке разумные, достойные, сочувствующие другим люди. И они не собираются никуда уходить.

8,5/10.

P.S. На фоне других номинантов на Оскар за лучший фильм, «Лунный свет» смотрелся наиболее выигрышно, и я был рад его победе. Однако все номинанты в главной категории уступали фильму Верхувена «Она», получившему всего одну, но заслуженную номинацию – за лучшую женскую роль (Изабель Юппер); а также «Лобстеру» Йоргоса Латимоса, тоже получившему лишь одну жалкую номинацию за лучший оригинальный сценарий, но достойному большего.

11 253

Читайте также

Культура
Самый переоцененный фильм сезона?

Самый переоцененный фильм сезона?

«Ла-ла ленд» — чертовски необычный фильм. Серьёзно, ничего такого больше сейчас нет. Никто не совмещает голливудские мюзиклы 50-х и современные инди-любовные драмы, давая при этом возможность крупным звёздам (Райан Гослинг и Эмма Стоун) показать себя с новой стороны. Вероятно, поэтому критики набросились на этот фильм, как Бивис и Батхэд на начос, и завалили его кучей наград размером с Юпитер. Конечно, на критиков плевать; но вдруг на этот раз они в чём-то правы? Или фильм безнадёжно переоценен? Будем разбираться.

Николай Кириченко
Культура
Топ-10 фильмов 2016 года

Топ-10 фильмов 2016 года

В нашем годовом кинообзоре: ужасы войны, волевые женщины, электорат Трампа, бессмертие мафии, бараны как смысл жизни и проч. Кроме того, 2016-й прошел под знаком возросшего значения политических и социальных лент, и есть подозрение, что этот тренд будет только нарастать.

Русская Фабула
Общество
Гей-консерваторы против поколения «снежинок»

Гей-консерваторы против поколения «снежинок»

В шумный субботний вечер в одном из баров Нижнего Манхэттена мы встретились с одним из друзей скандального журналиста Майло Яннопулоса и организатором проекта «Сладенькие мальчики за Трампа» (Twinks for Trump) Луцианом Винтричем (Lucian Wintrich), чтобы задать ему вопросы об этом проекте, выборах в США и о том, что такое альт-райт.

Русская Фабула