Остров Свободы
Ну, что я вам скажу... Вопрос с Крымом пора уже как-то решать! Вляпались — теперь нужно думать, как выбираться.
Понятно, что пока Путин у власти, Крым он не отдаст. Ясно также, что и любой другой правитель России этого не сделает. И я бы этого не сделал. Вернуть Крым уже не удастся — по тысяче причин. Ведь это будет тем самым предательством, о котором говорил Путин в своей знаменитой речи. Действительно, после того, как Крым обнадежили, пообещав, что примем, не принять его, жаждущего и поверившего, было уже нельзя. И тем более нельзя выкинуть его из состава России теперь, после принятия. Это невозможно политически, этого не поймет электорат, это потеря лица на международной арене, это потеря вложенных денег. Невозможно! Курилы отдать Японии легче будет.
Но и не отдать Крым нельзя. Почему?
Путин, погнавшись за пустой славой собирателя земель русских, фактически разделил русских, поссорившись с Украиной, прилюдно унизив ее. Именно поэтому миллионы русских на Украине, обиженные за аннексию, сейчас настроены резко против России и готовы убивать «русских оккупантов», защищая свою страну. Вот такой вот Путин «собиратель» оказался. Расколол русский мир изнутри так, как никто его со времен гражданской войны не раскалывал.
Теперь Кремль выдумывает искусственные гопнические ходы, стремясь надавить на Украину — «раз Крым больше не ваш, а мы его у вас отняли, значит, скидки на газ за Черноморский флот больше не действуют, и вы теперь нам еще и бабки должны!». Уголовная логика какая-то, согласитесь. Напоминающая уркаганскую логику Сталина, который мало того, что оттяпал кусок Финляндии, так еще и стал требовать, чтобы финны вернули эвакуированное с оккупированной территории добро — паровозы, оборудование и пр.
Как вы полагаете, это наглое политическое гопничество со стороны Кремля способствует установлению добрососедских отношений с Киевом? Да оно и сохранению внутренней устойчивости не способствует!
У нас любят говорить о том, что Украина — это «несостоявшееся государство», которое населяют люди со слишком полярными точками зрения. Спешу обрадовать — в России с этим еще хуже. Более разнородной и разнокалиберной страны представить себе сложно. Большей свалкой была только Российская империя/СССР, объединившая(ий) в своих границах все — от средневековых бронзовых шпилей лютеранской Эстонии до ишаков и минаретов Самарканда. При этом буржуазного этапа развития после благословенного Февраля 1917 года у нас не случилось — из-за проклятого Октября 1917-го. Россия профукала весь ХХ век в феодальном красном болоте. А лишь буржуазный (либеральный) этап развития страны превращает ее в технологический плавильный котел для выплавления из племен единой политической нации.
Д,Артаньян называл себя гасконцем. Современному французу это и в голову не придет. Потому что буржуазный этап развития давно выплавил из гасконцев, нормандцев, жителей Вандеи и прочих «племен» единую политическую нацию — французов. То же самое произошло в Британии с англичанами и всякими прочими валлийцами. А совершенно классическим плавильным котлом (собственно, и подарившим нам этот термин) стала Америка, которая мощно переплавляла всех понаехавших, делая их американцами.
В России этого не случилось по указанной причине. И потому у нас до сих пор живут русские, татары, чеченцы, башкиры, а внедренный сверху термин «россияне» воспринимается как искусственное новообразование.
Причем Россия расколота не только по примитивному этническому принципу, но и горизонтально внутри этносов — разделена ментально. Последние Крымские события эту болезнь политической шизофрении в рамках страны лишь усугубили. Как отмечает недавний опрос Левада-центра, в сравнении с прошлым годом выросло число россиян, которые «отпали от цивилизации», то есть стали воспринимать Россию не как страну, двигающуюся в общепланетарном цивилизационном русле, а сделали шаг назад, к мифу так называемого «третьего пути». Число таких опущенцев выросло с 33% в прошло году до 38% в нынешнем. А количество граждан, полагающих, что РФ идет западным путем, снизилось с 33% до 28%. Как видите, одичание идет полным ходом! И это повторюсь, чистый «эффект Крыма».
Слегка утешает в этой истории лишь то, что количество желающих «назад в СССР» не изменилось (как было 24%, так и осталось). Есть и еще один внушающий надежду момент: посконную сермягу «особого пути» и социалистического патернализма ищут по большей части люди выживающего из ума возраста, в то время как молодежь чаще выбирает прозападный путь. А значит, у страны есть надежда.
Наука говорит нам четко: никаких таких отдельных «цивилизаций» — русской, китайской, американской — не существует. Есть глобальная общепланетарная цивилизация, как единый образец, развивающийся по одним законам — вне зависимости от цвета кожи, религии, политического строя, культуры и т.д. Существуют лишь отдельные виляющие траектории на этом общем тренде. И перед всей земной цивилизацией стоит сейчас вопрос выживания и преодоления точки исторической сингулярности.
Люди, внимательно следящие за моей колонкой на «Руфабуле», уже почувствовали: сегодняшняя тема — продолжение прежней, в которой я констатировал факт приближения человечества к некоему рубежу, по мощности равному или даже превосходящему предыдущие глобальные кризисы — переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, переход от аграрности к промышленности и научно-технической революции.
Иными словами, сегодня нам опять нужны точки роста нового.
Мы живем прямо внутри большого взрыва, и факт выживания цивилизации зависит от того, найдет она эти ростки нового или нет. То есть — удастся ли пятнам социальных инноваций распространиться по всей планете, став огородами новых технологий, или они задохнутся под струпьями старого мира.
Быть может, в поиске спасения поможет беда? Я имею в виду Крым. Есть же такой принцип в карате — «падая, нападай», то бишь обращай слабость в силу. Попробуем?
Крым — это наша проблема. Головная боль одновременно с геморроем. И отдать нельзя, и не отдать тоже — потому как невынутая заноза в отношениях так и будет нагнаиваться. А нам нужно не выстраивать баррикады с соседями, а в условиях усложняющихся технологий увеличивать рынки, стирать экономические и политические границы и препоны, а не возводить их.
Поэтому Крым я предлагаю взять на поруки.
То есть не отдавать его Украине. И не оставлять себе. Вы хотите сказать, «Пустить в свободное автономное плавание?» Тоже нет!
Я сейчас предложу то, чего никогда еще в истории не было — принцип двуфлажия. Сделать Крым территорией двух стран! Чтобы там развевался и российский триколор, и украинский биколор.
— Как такое возможно? — Спросите вы.
— А что тут невозможного? — Как старый еврей отвечу я вопросом на вопрос. — Ветру все равно, сколько флагов развевать.
Да, это неожиданно. Да, формата еще не существует. Зато налицо выпуклый принцип стирания границ. А принципы сконструируем.
Если этот битерриториальный регион дотационный — пусть его на равных спонсируют оба субъекта международного права, которым он принадлежит.
Но главное, для построения подобного образования должен быть применен принцип минимального регулирования. То есть если законы двух стран-обладателей не стыкуются, на бивалентной территории применяется тот закон, который в наименьшей степени ущемляет права человека и принципы ведения бизнеса (как следствие из неотъемлемого права людей предпринимать).
Например, если в одной стране не нужна лицензия на ведение ресторанного бизнеса, а в другой нужна, на бивалентной территории (БТ или 2Т) она не нужна. Если в одной стране разрешены метадоновые программы для наркоманов, а в другой нет, на 2Т они разрешены. Если в одной стране устранили какой-то налог, на 2Т он исчезает тоже. Если в одной стране устранили пожарную и санитарную инспекции (предельно упростили правила проверки ими бизнесов), значит, на 2Т автоматически происходит тоже самое... Ласковый телок 2Т таким образом берет все лучшее от двух мамок. В России в населенных пунктах на трассе 60 км/ч, а на Украине — 90? Значит, в Крыму будет 90.
Этакая свободная зона.
При этом БТ разрешает безвизовый въезд на свою территорию из суммы всех тех стран, откуда могут приехать в страны, совместно владеющие 2Т.
Если к бивалентной территории присоединяется третья страна (а вход должен быть открыт, я считаю) и водружает свой флаг, то 2Т становится трехвалентной (3Т). Например, к Крыму присоединяется Голландия, и там автоматически разрешается марихуана. И однополые браки. И порно-шоу. И многоженство, если в какой-то из присоединившихся стран оно разрешено.
Понятно, что возникает множество вопросов. Например, по каким программам учить детей? А по всем! В какие школы хотят родители, в такие и отдают ребенка. А культурная конкуренция быстро расставит все по своим местам.
Какой срок получает вор на мультивалентной территории? По местному закону минимальный из всех аналогичных статей УК стран-обладательниц.
Такая территория должна иметь своего представителя в ООН и быть полноценным членом всех прочих международных организаций.
Крым станет русско-украинским. Курилы — русско-японскими. Калининградская область — немецко-русской. А там — дело за прочими местными референдумами и стремлением людей к свободе — в том числе от бюрократии государств.
Мне бы хотелось, чтобы такими свободными образованиями стали постепенно все страны.
И я думаю, что так и будет.