Злоба дня

От «победобесия» — к милитаристскому беснованию

От «победобесия» — к милитаристскому беснованию

Когда мы говорим то или иное слово, то не задумываемся над тем, что у каждого неологизма есть свой автор. И совсем не обязательно этим автором будет поэт-футурист или пламенный р-р-р-революционер. Автором термина «победобесие» стал православный священник, протоиерей Георгий Иванович Митрофанов, охарактеризовав этим ёмким словом комплекс официальных и полуофициальных мероприятий, посвящённых 60-летию победы СССР над нацистской Германией. Отец Георгий в своих проповедях предупреждал об опасности превращения исторической науки в мифологию и культ, призывал помнить не только героев, которые проливали кровь на фронтах великой войны, но и тех, кто погиб в тюрьмах и лагерях, напоминал, что война — это страшная трагедия для нашего народа.

Однако своеобразный краткий катехизис «победобесия» был сформулирован годом раньше, в программной статье главного редактора газеты «Завтра» Александра Проханова. «Победа — религия, Сталин — святой», опубликованной 5 мая 2004 года:

Победа в Великой Отечественной войне должна быть приравнена к сотворению Адама, избавлению земной жизни в ковчеге Ноя, пришествию на землю Христа.

Вот так — не больше и не меньше. Однако мало кто знает, что Антихрист — это не просто «антипод Христа». Греческая приставка ἀντί (anti) имеет два значения. Ее можно переводить не только как «против», но и как «вместо». То есть антихрист — это не только открыто провозгласивший себя противником Христа. Это также и тот, кто попытается собой подменить Спасителя, выдать себя — за Него.
Вот, что написал тот же Проханов год назад, развивая свою мысль о «религии Победы»:

Сегодня победа для нас — это еще и огромный религиозный праздник... Война священная, победа священная, народ, победивший в этой войне, — священный народ, он осиян, окружен святыми таинствами и святыми деяниями... Все были святы. Весь народ был святой — святой народ-победитель. И сама победа сегодня смотрится как великая, нетленная, божественная чудотворная икона.

То есть «победобесие» по внутренней сути своей есть одна из разновидностей антихристианства, подмена идеи Христа культом исторических событий, культом войны, культом государства.

Александр Проханов: «Победа — религия, Сталин — святой»

Протоиерей Александр Салтыков так прокомментировал появление Проханова с произведением, написанном в стилистике иконы, в центре которого находится Сталин:

Акция Проханова имеет политический характер, и, похоже, к сожалению, рассчитана на скандал. Эти действия направлены на то, чтобы в церковные формы вложить антицерковное содержание и таким образом дискредитировать Церковь, заставить верующих людей, особенно молодежь, отвернуться от Церкви...
Мне трудно найти слова, чтобы описать это нечестие. Это все — очень большое и совершенно ясное кощунство!...
Что касается Сталина, Ленина и прочих деятелей атеистической революции в России, то они, как лица, предельно ясно заявившие свою богоборческую позицию, могут быть помещены в произведениях церковной живописи только в ряду тяжких грешников.

На Вербное воскресенье в подольском храме я слушала проповедь священника, посвящённую Входу Господню в Иерусалим. Он объяснял, почему те же самые люди, которые встречали Христа на улицах города с пальмовыми ветвями в руках и приветствовали Его криками «Осанна в вышних», всего через несколько дней соберутся на площади у дворца Пилата и будут требовать от того «Распни Его!» Христос «обманул» их ожидания, оказался не тем царём, о котором они мечтали, не тем могущественным правителем, который прирастил бы их государство новыми землями, а их самих сделал бы самым «крутым» народом в мире. Царство Христа было не от мира сего, оно открывало людям дорогу к небу, к божественному миру, но жителям Иерусалима нужен был от «Царя Иудейского» не Божий дар, а обычная земная геополитика.

С того события прошло уже более двух тысяч лет. Но люди, к сожалению, остаются прежними. Я видела в храме множество людей, в руках у них были букетики из ивовых веточек, украшенные пушистыми «котиками». Но пройдёт немного дней, и 9 мая некоторые из тех, кто ходил в этот день на Службу Божию, начнут кричать «Крымнаш!», «Донбасснаш!», «Пальмиранаш!», «Накиев!», «Нашимигисядутвриге!», «Нашитанкибудутвпраге!», «Можемповторить!», «Абырабырабырвалг!», то есть фактически будут распинать Христа в своей душе и станут родными духовными братьями тех, кто орал Пилату «Распни Его!».

Проханов продолжает:

Эту икону в дни перестройки пытались разрубить топором, пытались осквернить, истерзать, сжечь огнеметом...
С первых дней войны появилась грозная, прекрасная и беспощадная песня „Священная война“. Война священная, победа священная, народ, победивший в этой войне, — священный народ, он осиян, окружен святыми таинствами и святыми деяниями.

Вот так — не больше и не меньше. А ведь народ неоднороден, в войне участвовали абсолютно разные люди, деяния которых могли быть отнюдь не святыми. Вспомним нашумевшую некогда статью Алексея Широпаева «Могила неизвестного насильника». Конечно, можно назвать эту статью передёргиванием и сгущением красок — далеко не все советские солдаты были насильниками, садистами, педофилами и прочими извращенцами. Но даже если таковым был один из тысячи, то получается, что их жертвами могли стать десятки тысяч жительниц освобождённой от нацизма Германии.

В любой армии есть разные люди. И в то время, как честные, порядочные, благородные люди возили продовольствие по ладожскому льду, горели в танках под Прохоровкой, вплавь форсировали Днепр, подонки берегли свои жизни и старались пристроиться подальше от эпицентра боевых действий. В результате среди выживших и вошедших в германские города процент подонков был выше, чем в целом среди мобилизованных в то время армию. Кого-то из насильников ловили с поличным, кого-то выявляли позднее. Таких расстреливали перед строем, а их родным и близким посылали письмо со стандартной формулировкой «Пал смертью храбрых». А некоторым удалось прожить долгие годы безнаказанными. Вот интересный факт, про который рассказывал мне мой ныне покойный первый муж Сергей Васильевич Шеломенцев. Когда он ещё в советское время жил в Иваново (том самом, который «город невест»), он обратил внимание на мрачного и нелюдимого одинокого старика, жившего недалеко от его дома. Старик этот ни с кем не общался. Уж не знаю, как Сергей смог с ним познакомиться, но, выпив водки, тот разоткровенничался. Оказывается, во время войны он был шофёром и возил какого-то военачальника — не то полковника, не то даже генерала. В свободное от служебных обязанностей время этот человек ездил по городу и приглашал «покататься» немецких девочек лет тринадцати-четырнадцати. Не знаю, что уж он им обещал, но потом он отвозил их в лес, насиловал, вспарывал живот и закапывал. Сколько всего маленьких немок стали его жертвами, и продолжил ли он заниматься своим кровавым «хобби», когда вернулся на Родину — неизвестно. Больше они не разговаривали. Вскоре после этой импровизированной «исповеди» старик умер.

По логике Проханова, этот двуногий без перьев и ему подобные, будучи частью «священного народа-победителя», тоже «осиян славой и святыми деяниями»? А на самом деле люди разные. Кто-то просто делился с голодными немецкими детьми солдатский кашей и хлебом. Кто-то «снимал» бродящих среди обломков привычного мира, растерянных немецких девушек за банку американской ленд-лизовской тушёнки. А кто-то стал «героем» публикации Широпаева. Но вот интересный факт: среди критиков широпаевской статьи были не только те, кто обвиняли его в клевете на советскую армию и русский народ. Были и такие, кто считал поведение насильников-извращенцев правильным и единственно возможным:

Это они с яростью благородною как звери набрасывались на несчастных женщин (пусть даже немок, что с того) и детей. Нет, они не насиловали их, они мстили за поруганую Родину. Они не думали об отправлении естественной надобности, называемой в народе ПОХОТЬ. Сверкая голой жопой на глазах боевых товарищей, совершая поступательно-возвратные движения, раздавив под своим вонючим телом задыхающуюся жертву, они вспоминали погибших боевых товарищей, перед глазами стояли одобрительно улыбающиеся родные и близкие, а в ушах гремело: Вставай, Страна Огромная! А он все мстил, и мстил, и мстил...

То есть, сексуальное насилие, «опускание» для такого рода оппонента считается нормой и даже своего рода возмездием, установлением исторической справедливости. А вот если бы советский солдат решил бы, как порядочный человек, жениться на забеременевшей от него немецкой девушке или, не дай Бог, два советских бойца добровольно, по взаимному желанию повели бы себя, как герои «Горбатой горы», то такое поведение для этого защитника «неизвестных насильников» было бы предательством и извращением.

Тему «народосвятства» раскрывает дальше коллега Проханова — Денис Тукмаков:

Массовый героизм победителей и коллективная „Христова жертва“ делают наш народ святым, а Победу — священной. В сакральные цвета окрашен каждый её атрибут. Её храмы — обелиски павшим воинам в каждом российском селе. Её службы — военные парады. Её двунадесятые праздники — дни взятия вражеских столиц. Её мученики — герои Великой Отечественной, отдавшие жизнь за Родину: знаменитые и неизвестные. Почитание её святынь и сонм её праведников слагают религию Победы.

Более подробное описание «сонма праведников» дано в псевдоевангелии от Проханова:

Война оставила в нашей памяти отдельный „красный синодик“, куда включены великие подвижники и мученики. Это 28 гвардейцев-панфиловцев, которые кидались с гранатами под танки у Дубосекова. Это Талалихин, который направил свой истребитель на немецкий ревущий „хейнкель“, собиравшийся бомбить Кремль. Это Гастелло, который нацелил свой подбитый бомбардировщик на колонну немецких танков. Это Зоя Космодемьянская, которая с эшафота, истерзанная, с петлей на шее продолжала кричать в лицо фашистам, что победа будет за нами. Это мученики „Молодой гвардии“, которые выдержали страшные пытки в застенках гестапо, но не сдались на милость победителей. Это генерал Карбышев, который, стоя под ледяной водой, своим мученичеством превращал черную воду смерти в живую, святую воду.

Здесь мы видим, как реальные события перемешиваются с апокрифами из своего рода «священного предания». Учёные знают, что рассказ про «28 героев-панфиловцев» был написан журналистом на основе недостоверных сведений, которые потом не подтвердились. Но этот апокриф оказался более пригоден для пропагандистских целей, чем реальная история боя у разъезда Дубосеково, забытые участники которого были реальными героями. Свою «Молодую гвардию» Фадееву пришлось переписывать два раза — первоначальный вариант был ближе к реальности, но в нём не была освещена «руководящая и направляющая роль партии». Получалось, что отряд Олега Кошевого — это какие-то анархисты, которые действовали сами по себе. А такой трактовки истории допустить было нельзя.
Апофеозом победобесия является описание Прохановым акции «Бессмертный полк» — памятного шествия, участники которого несли портреты своих родных, близких и земляков, которые воевали на фронтах Второй мировой.

Эти фронтовики шли по Москве, обращаясь к нам, ныне живущим. „Вы — победители! Вы, тогда ещё не рождённые, вместе с нами брали Берлин. Вас, ещё не рождённых, заматывали в кровавые бинты в лазаретах. Вас, ещё не рождённых, уже мучили в застенках гестапо. Вы, ещё не рождённые, писали свои имена на колоннах рейхстага. Вы, которых не было ещё и в помине, курили самокрутки у стен Будапешта и Вены“.

Это уже не лезет ни в какие ворота. Гордыня в чистом виде, да ещё какая! Потомки никогда не имели права спекулировать на подвигах и героизме своих предков. Донская казачья поговорка гласит: «Дед — казак, отец — сын казачий, а внук — хрен собачий». Лермонтов в «Бородино» утверждает: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя. Богатыри — не вы!». Наконец, вспомним шевченковское: «Слов'яни! слов'яни!» Славних прадідів великих Правнуки погані».

Когда в предмет культа превращается война, то это очень опасно для психического состояния общества. Если война — священна, а священная война продолжается в детях и внуках, значит, кто-то и сейчас должен быть врагом, кого-то надо «расчеловечить», чтобы потом натравить на него одержимого «победобесием» обывателя. Ведь если существует «священный народ», который богоноснее и непогрешимее Папы Римского, то должны быть и «враги рода человеческого», которые в глазах этого самого «священного народа» должны быть средоточием вселенского зла.

Формирование образа врага и его расчеловечивание началось не сейчас и не сегодня, и даже не в марте-апреле 2014 года. Зёрна из зубов дракона упали в удобренную почву намного раньше — ещё при «плюшевом» президенте Медведеве, когда никто и слыхом не слыхивал ни о каких «духовных скрепах», «традиционных ценностях» и «чувствах верующих», когда ГосДума ещё не превратилась в «бешеный принтер», а наши наивные соотечественники верили в «модернизацию», и «отечественную Силиконовую долину».

И на эту роль ещё тогда были назначены пресловутые «бандеровцы». Сначала так называли только украинских националистов, позднее это имя было распространено на всех украинцев, которые не захотели разрушать свою страну. Новая «священная война» стала гибридно-гражданской, в которой русские убивают русских, а украинцы — украинцев.

Помните провокацию во Львове 9 мая 2011 года?

Картинка отрежиссирована в нужном направлении. С точки зрения постсовкового россиянского обывателя — всё просто: ветераны войны из Одессы и Севастополя приехали во Львов почтить память своих боевых друзей, а «плохие бандеровцы» напали на них, избивали стариков, срывали с них георгиевские ленточки и при этом ругались нехорошими словами на придуманном в австро-венгерском генштабе искусственном диалекте. Как просто жить, когда какая-то часть серого вещества превратилась в белое волокно... Не надо задумываться над тем, что реальным ветеранам в то время уже было более восьмидесяти лет, и мало кто из них решится на путешествие через пол-страны на автобусе по далеко не идеальным дорогам Украины. И реальность может сильно отличаться от картинки в телевизоре.

Несколько дней подряд во всех российских СМИ говорили только об одном: 9 мая в центре Львова нацисты срывали ордена и медали с ветеранов Второй мировой, топтали их и т.д.. Если серьёзно, то в подобных сообщениях содержится обвинение в преступлении — осквернении государственных наград и нанесении людям телесных повреждений различной степени тяжести. Но в течение всех последующих майских дней я никак не могла найти список ветеранов Второй мировой войны, с которых во Львове сорвали боевые награды. Ведь должны быть реальные люди с именами, фамилиями, отчествами, которые обращались в суд, милицию, к журналистам, в то же российское консульство — но про них никто ничего не писал.

Я попыталась выяснить более подробную информацию «с мест» у некоего Сергея Анатольевича Сокурова, реально существующего человека, имеющего контакты с «русскими» и «пророссийскими» организациями Львова. На мой взгляд, уж он-то должен был знать о конкретных фактах нападений на ветеранов. Я задала Сокурову один единственный вопрос: «До сих пор я не нашла фамилий, имён и отчеств приехавших во Львов ветеранов, с которых сорвали награды. А ведь это реально страшное обвинение. Список в студию!». В ответ тот начал обвинять меня во всех смертных грехах, а мой вопрос назвал «глупым и риторическим».

Я думала, что я никогда не узнаю ответа на свой вопрос, и «избитые ветераны» во Львове останутся лишь частью пропагандистского шоу, типа пресловутого «распятого мальчика».

Однако 25 мая ряд российских информационных агентств как прорвало. Нам с пафосом в голосе сообщили, что в Сибири задержан гражданин Украины, который сорвал ленточку и медаль с «ветерана Великой Отечественной войны». Агентство РИА Новости при этом даже назвало фамилию жертвы нападения: им оказался некий «Олег Калыник».

Меня заинтересовала эта история, поскольку впервые упоминалось имя конкретного человека, с которого злобные бандеровские фашисты и нацисты сорвали боевую награду. Я уже была готова принести извинения читателям своего блога за дезинформацию, но на всякий случай решила проверить факты, указанные в сообщении РИА Новости.
И что оказалось?

Когда я набрала в поисковике Яндекса слово «Калыник», то эта фамилия в контексте львовских событий не упоминалась нигде, кроме многочисленных вариаций сообщения про задержание в Красноярском крае злосчастного нападавшего. Нигде ранее ни про какого «Калыника» никто не сообщал.
Поисковик Гугла дал ту же картину.

А было ли нападение? — спросите вы
Да, нападение было. Но не на ветерана Отечественной войны. А на бывшего главу Львовского областного отделения КПУ, а ныне — главу местного «антифашистского центра» Александра (по-украински — Олександра) Калинюка, который родился в 1951 году, то есть спустя шесть лет после окончания Второй мировой войны. Ещё не родился, а уже стал ветераном. Прямо как в передовице Проханова.

Александр Калинюк 1951 года рождения. Этого человека российские СМИ выдавали за избитого 9 мая 2011 года во Львове ветерана войны

Человек он пожилой, было ему на момент нападения 60 лет. Понятно, что нападать на человека такого возраста в любом случае нельзя, независимо от его политических убеждений. Но врать про то, что он «ветеран Отечественной войны», да ещё при этом безжалостно коверкать фамилию — это просто подло. Тем более, что ни в каких боевых действиях за пределами СССР типа «выполнения интернационального долга» в Афганистане Калинюк никогда не участвовал, а сорванная с его груди награда была юбилейной медалью Жукова.

А РИА Новости не просто ошиблось — это была сознательная ложь, направленная на зомбирование «электората» и перевод «стрелок» с реальных виновников того, что происходит у нас в стране, на внешнего «врага», которого необходимо расчеловечить.
Спустя два года мне посчастливилось побывать во Львове именно в этот памятный день. Ещё в городском автобусе чувствовалось, что 9 мая — не простая дата. Я сразу обратила внимание на пожилого человека с орденами, медалями и большим букетом фиолетовой сирени в руках. Как только он вошёл, ему сразу уступили место. Впоследствии оказалось, что во избежание провокаций — подобных той, что была в городе два года назад — станция метро Лычаковская не работает на выход... извините, общественный транспорт в центре города не ходит по своим обычным маршрутам.

Пока никто не трогал Крым и не устраивал смуты в Донбассе, практически никому в Украине не приходило в голову, что лента Победы может стать враждебным, оккупационным символом, подобным чёрной свастике в белом круге на красном фоне.

Холм Славы оцеплен плотным кольцом милиции — власти города ждали провокаций, но всё было спокойно. Заказа на таковую в этом году не было.
На трамвайной остановке старушки продавали цветы — любых расцветок, кроме красной. Преобладала фиолетовая сирень. Надо сказать, что неподалёку в парке росли роскошнейшие кусты этой самой сирени, но никому и в голову не приходило её рвать.

В то время, как на Холме Славы чествовали ветеранов Второй мировой, у памятника Шевченко активистами партии «Свобода» было разыграно короткое представление под названием «Вся правда об оккупационной войне на территории Украины».

Смысл действа заключался в том, чтобы показать зрителям равную ответственность нацизма и большевизма за развязывание Второй мировой войны.

СССР и Германия делят Польшу

С точки зрения современной официальной российской историографии шоу у памятника Шевченко является не чем иным, как оскорблением чувств верующих. А вот для предков этих самодеятельных артистов, которые разыграли сцену раздела Польши у подножия памятника Шевченко, мировая война действительно началась не 22 июня 1944 года, а намного раньше — 1 сентября 1939 года, после подписания пакта Молотова-Риббентропа и фактического раздела Польши между соседними государствами. И роль Советского Союза в ней была отнюдь не такой уж позитивной.

Помните кинодилогию Юлиуша Махульского «Ва-Банк»? Все её смотрели, но мало кому из наших соотечественников приходило в голову, что действие этой искромётной комедии происходит в Польше в то самое время, когда в СССР начиналась индустриализация, Восточная и Центральная Украина ещё не пришла в себя после Голодомора, и вообще всю нашу страну уже накрывала империя ГУЛАГа.

А Львов в то время принадлежал не советскому миру с его великими стройками, оплаченными кровью миллионов граждан, а миру «Ва-Банка» Махульского. Вот мало кому известные факты из жизни Романа Шухевича. Когда он освободился из польской тюрьмы в 1937 году, то не мог найти себе работу. Вы можете себе представить, какова была бы судьба советского политзаключённого, только что освободившегося из ГУЛАГа? А вот Шухевич, будучи для польских властей по нынешним меркам «сепаром», смог открыть свою рекламную фирму «FAMA», которая начала быстро развиваться, за два года превратившись в одно из крупнейших предприятий в отрасли. И при этом не только зарабатывать деньги для себя, но и стать одним из спонсоров украинского национального движения.

И тот мир, который пришёл на их землю после пакта Молотова-Риббентропа, стал воплощённой антиутопией.

Помните ставшую скандальной историю о том, как на офицерском балу во Львове жёны советских воинов-победителей танцевали в... реквизированных у польских пани кружевных ночнушках. Можно сколько угодно смеяться над этими женщинами или обвинять публикаторов этой истории в «русофобии». А мне искренне жаль участниц бала, которые просто не знали о том, что бельё может быть таким красивым. Ведь в куче конфискованного шмотья были и модные бальные платья, но почему-то их никто не надел. А ведь это были жёны офицеров! И прошло совсем немного времени со дня краха Российской империи, в которой трудно было себе представить, чтобы, например, Наташа Ростова или Анна Каренина перепутала бальное платье с ночнушкой, какой бы красивой и расшитой она ни была. Пресловутая Октябрьская революция не подняла «бабу» до уровня «дамы». Напротив, она сделала потенциальную «даму», жену офицера, невежественной «бабой» с дурным вкусом. В конечном итоге, эти самые «ночнушки на балу» и стали одной из причин краха СССР в «холодной войне».

Мы привыкли к идеологическому клише «СССР — великая держава». Но никому и в голову не придёт, что не может быть полноценно великой та держава, которая все свои силы и средства тратит на производство орудий убийства человека человеком, игнорируя при этом предметы, необходимые для украшения, улучшения и облегчения жизни человека. Для сравнения, в тех же самых Штатах выпускали не только ракеты, самолёты и авианосцы, но и всякие бытовые приборы для облегчения труда домохозяек, а также пресловутые кружевные трусики, прокладки и тампоны, над которыми среди российских патриотов принято иронизировать.

На сайте слон.ру недавно был опубликован тест «Политические координаты», в котором участникам предлагалось определить: «кто вы по политическим убеждениям?». Один из вопросов теста я искренне не могла понять.

Вместо того, чтобы заботиться о престиже и могуществе России, чиновники должны тратить все силы на повышение качества жизни в нашей стране?

По логике авторов вопроса получается, что «престиж и могущество России» возможны при низком качестве жизни её граждан. Что же это за престиж такой будет? Но кто-то серьёзно отвечает на этот вопрос в пользу химерного «престижа» в ущерб реальному качеству жизни. А ведь именно эта порочная логика и стала причиной гибели СССР. А теперь нас опять хотят провести по этим же граблям?

Я наблюдаю, как в течение последнего десятилетия 9 мая — День Победы над нацистской Германией из дня памяти, поминовения героев и жертв этой войны — самой кровавой в истории человечества — превратился в некое подобие милитари-хеллоуина. Только вместо ведьм, вампиров и чертей люди наряжаются ветеранами, казаками, солдатиками, устраивают пляски вокруг шеста в оранжево-чёрных тонах.

Крышечка от стаканчика из-под водки. Помянув «дедов», потребитель патриотического продукта выкидывал изображение ордена на помойку, или даже просто под ноги прохожим

Стойкие неоловянные солдатики

Представляете, что было бы с этими девушками, если бы Крым был «ненаш»? «Бандеровцы» заставили бы их участвовать в параде вышиванок!

Зато сейчас молодые крымчанки встают с колен

Только тут есть небольшая, но очень существенная разница: вырядившиеся на Хеллоуин ведьмами и вампирами на следующий день смывают грим, снимают маски, карнавальные костюмы и становятся обычными людьми. А вот у некоторых ряженных с нашего отечественного девятомайского «карнавала» маски прирастают к лицу и диктуют поведение на весь оставшийся год.

Посмотрите только на всех этих «антимайдановцев» и прочих ночных шакалов, которые на каждом своём митинге развёртывают полосатые чёрно-оранжевые знамёна, надевают майки с портретом физического лица, которое на текущий момент является президентом страны и при этом считают, что именно они имеют право выступать от имени народа.

А ведь если смотреть на отечественную историю не как на прохановскую «священную икону», а как на жизненный опыт народа, из которого он должен делать выводы, то это «нововведение» оказывается хорошо забытым старым, которое ни к чему хорошему не привело.

Вот цитата, которую я однажды обнаружила в одном из комментариев. Решила проверить — а вдруг фальшивка? Сейчас по Сети ходит огромное количество фальшивых «высказываний классиков». Откуда во времена Куприна «георгиевские ленты в петлицах», что за бред?

Оказалось, что никакая это не фальшивка, а реальный отрывок из реально существующего произведения классика русской литературы.

Итак, внимание. Александр Иванович Куприн. Рассказ «Гамбринус». 1907 год. «Русская весна» (тм) в Одессе.

Затем настало странное время, похожее на сон человека в параличе. По вечерам во всем городе ни в одном окне не светилось огня, но зато ярко горели огненные вывески кафешантанов и окна кабачков. Победители проверяли свою власть, еще не насытясь вдоволь безнаказанностью. Какие-то разнузданные люди в маньчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настойчивой развязностью требовали исполнения народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали. Они вламывались также в частные квартиры, шарили в кроватях, в комодах, требовали водки, денег, гимна и наполняли воздух пьяной отрыжкой.
Однажды они вдесятером пришли в „Гамбринус“ и заняли два стола. Они держали себя самым вызывающим образом, повелительно обращались с прислугой, плевали через плечи незнакомых соседей, клали ноги на чужие сиденья, выплескивали на пол пиво под предлогом, что оно не свежее. Их никто не трогал. Все знали, что это сыщики, и глядели на них с тем же тайным ужасом и брезгливым любопытством, с каким простой народ смотрит на палачей. Один из них явно предводительствовал. Это был некто Мотька Гундосый, рыжий, с перебитым носом, гнусавый человек — как говорили — большой физической силы, прежде вор, потом вышибала в публичном доме, затем сутенер и сыщик, крещеный еврей.

Достойные наследники «славных» деяний Мотьки Гундосого

История повторяется вплоть до мелочей — сколько таких «мотек гундосых» с мутными биографиями ошивается сейчас в качестве «лидеров» якобы русского национального движения и нагнетает ура-патриотический угар? Холмогоров, Залдостанов, Дугин — имя им легион. И у каждого — своя маска, в которой они ходят везде — вплоть до средних школ и ГосДумы. А без маски они — никто. Что будет, например, если того же самого Залдостанова побрить, постричь и одеть в цивильный костюм с галстуком. Да ничего — пустое место, какой-то малограмотный косноязычный мужичонка, которого за бессвязное бормотание «Те, кто затевают вот эту русофобию, русофобию затевают, вот это вот, вот это, затевают всё вот это, это, я, вот этим людям адресовую — доиграетесь, вот с этой русофобией, которую вы, которую вы затеваете» с любой трибуны прогнали бы со свистом.

Даже в советское время, когда мировая история представлялась нам как арена борьбы между прогрессивным Советским Союзом и его реакционными империалистическими врагами, не было такого нагнетания милитаристского психоза, как в наши дни. В СССР телеведущими становились люди, которых проверяли и перепроверяли на психическую устойчивость, они говорил и с чёткими и спокойными интонациями, гости передач также не выдавали никаких неожиданностей. Публичной идеологией советского телевидения был своего рода патриотический пацифизм: мы, конечно, за мир, но если на нас нападут — мало не покажется. Но в нападение никто особо не верил — не дураки же они там в Америке — всю планету курочить.

Зато сейчас дураки, готовые раскурочить планету, живут не в Америке. К сожалению, они наши соотечественники. Они хотят разбудить Йеллоустоунский вулкан, чтобы устроить мировую экологическую катастрофу и уничтожить Штаты. Они предлагают врезать по Турции ядерной бомбой — то, что в этом случае жертвами радиации вполне могут стать жители российского черноморского побережья, в том числе и «нашего» Крыма, до них как-то не доходит. Они 9 мая наклеивают на свои машины — в том числе немецкого и японского производства — девиз «Можем повторить». Что повторять-то собираются? Мировую трагедию? 50 миллионов погибших? Руины Сталинграда и Дрездена? Хиросиму и Нагасаки? Молчание. Мозги у людей не работают. Зато схематическое изображение красного мака с девизом «Никогда снова», принятое в качестве символа Дня Победы теми же украинцами, вызывает у них какую-то неадекватную глумливо-похабную реакцию.

С чем связано такое нагнетание ненависти в российском обществе? В средствах массовой информации, а точнее — массового одурачивания — постоянно используется язык ненависти. Людей, которые критически относятся к существующим порядкам, в том числе таких респектабельных, как первый «путинский» премьер Михаил Касьянов, объявляют «врагами». Одна мысль об установке мемориальных досок бывшему вице-премьеру России Борису Немцову, убитому в самом центре Москвы, вызывает какую-то иррациональную ненависть. И нет никакого научного, материалистического обоснования тому, что наши соотечественники, у которых родные и близкие живут в Украине, верят не им, а чужим людям из телевизора, и по политическим мотивам рушатся семьи.

Но всему этому есть вполне логичное объяснение с точки зрения религии. Сейчас на российском телевидении мы наблюдаем явление, которое в христианском богословии носит название «бесноватости» или «одержимости». В отличие от советского времени, сейчас среди участников ток-шоу на российских телеканалах большинство составляют полоумные кликуши, которые постоянно орут, перебивают и оскорбляют своих оппонентов. И ведущие уже становятся им под стать. Вот что пишет Кирилл Шулика, который недавно участвовал в одном из подобных околополитических шоу на НТВ:

Если кто пойдет на подобные программы, имейте в виду несколько вещей. Например, там невозможно дискутировать, вот Крылов пытался говорить спокойно и сказал мало. Тут надо орать лозунги, короткие фразы и при этом заводиться, иначе склюют, перебьют и захлопают. Кстати, для храбрости можно перед программой коньяка выпить...

И мне кажется, что не просто так туда сейчас набирают подобных истеричных и неадекватных людей. «Бергсеты» и подобные им — информационно-психологическое оружие, направленное на собственного обывателя. «Победобесие» переросло в самое настоящее беснование. Именно так подобное состояние души человека называется в христианстве. И для духовно неподготовленного человека состояние это заразительно. Если говорить про беснование, усиленное в тысячи раз телевидением — то противостоять ему трудно. Через ретрансляторы бесы переселяются в телезрителей и подчиняют их сознание себе. Поэтому смутой были охвачены именно те регионы Украины, в которых процент смотревших российское телевидение превысил определённую критическую массу. Замечено, что некоторые люди после отключения российского ТВ испытывают состояние, близкое к наркотической или алкогольной «ломке». Это его ломают бесы, которые требуют информационной подкормки.

Конечно, материалисты и атеисты могут посмеяться над этой моей гипотезой. Обижаться не буду — пусть предложат свою версию, но только такую, чтобы она была понятной, непротиворечивой и реалистичной.

21 750
Елена Ярова

Читайте также

Злоба дня
К пониманию 9-го мая

К пониманию 9-го мая

В чём смысл этого праздника? Только в одном — в легитимации советского наследия и опосредованной, но чёткой реабилитации сталинизма.
9-ое мая — ГЛАВНЫЙ советский праздник. Он стал таковым в эпоху Брежнева, потеснив даже 7-ое ноября. Победа над Гитлером стала главным ценностным и смысловым «козырем» советизма. Именно 9-ое мая утверждало советчину в массовом русском сознании и в мировой истории, «освящало» советчину, делало её как бы исторически состоятельной, «прогрессивной». «День Победы» стал, казалось бы, неоспоримым аргументом, позволяющим Кремлю говорить свысока не только с сателлитами, но и с Западом. 9-ое мая стало палладиумом советизма, его сакральной исторической вершиной, затмившей даже перспективу коммунистического будущего.

Алексей Широпаев
Злоба дня
Слёзы несбывшихся надежд

Слёзы несбывшихся надежд

Вечная память всем павшим на полях сражений Второй мировой войны и жертвам оккупаций того времени!
С праздником 8 мая — Днём окончания Второй мировой войны в Европе!

Ярослав Бутаков
Политика
Русское и советское

Русское и советское

Не стоит забывать, что «советское», хоть и «русское», всегда оставалось «большевистским», то есть завязанным на идеологии, пронизывавшей СССР сверху донизу с момента его основания и почти до самого развала. Идеологии, в основе которой лежало утопическое, заведомо нереалистичное представление об «идеальном обществе» и «идеальном строе» — «коммунизме». Идеологии, которая вопреки очевидным фактам упорно твердила о «прогрессивном», «передовом» характере социалистического строя, который рано или поздно победит «загнивающий Запад».

Игорь Кубанский