Фестиваль ряженых
После окончания Второй мировой войны парад в День Победы проводился всего 27 раз. Из них 22 — после развала СССР. Только при Брежневе 9 мая стало праздником, только при Путине день величия, скорби и победы превратили в клоунаду, цирк и бесовщину. Чем меньше успехов и возможностей в настоящем и будущем, тем больше цепляются за прошлое. На парады по всей стране вытаскивают оставшихся ещё в живых немногочисленных ветеранов Второй Мировой, шагают рядом с ними российские солдаты, разодетые похлеще «швейных войск», люди на это смотрят и благодарят кто за победу, кто за выходной, а кто просто думает, как же хорошо, что мы тогда победили, забывая на время о нехватке денег, хамстве и безучастности людей, вороватых чиновниках и ползучей разрухе по всей стране.
9 мая превратился в фестиваль, цель которого — отвлечь. И чем ярче обертка — тем лучше эффект. Но вот незадача — настоящих ветеранов ВОВ почти не осталось, самым младшим из них — тем, кому было 16 лет в 1944-м, — сейчас уже под девяносто. А какой же праздник без ветеранов? Их надо обязательно найти, а если не находятся — придумать! Поэтому уже несколько лет на парады, встречи в школах, официальные мероприятия для виду приводят ряженых — людей тоже пожилых, примерно сороковых годов рождения — но тех, кто ни в коем разе не может носить звания ветерана ВОВ. Порой даже их обвешивают просто юбилейными медалями, а в самых тяжёлых случаях — орденами, которые они явно не могли бы носить, даже если б были на 20 лет старше.
И если просто увешанные юбилейными медальками и муляжами дедушки — это глупо, но само по себе не противно, то по-настоящему мерзко выглядят великовозрастные чекисты, которые как раз выжили тогда, отсиделись в тылу, дожили до преклонного возраста и до сих пор ходят, потрясая липовыми наградами и рассказывая о своих несуществующих подвигах. Особисты из частей, бойцы заградотрядов, дознаватели, пытавшие ни за что своих собственных солдат, а также мирных граждан как своей, так и соседних стран — вот такие «живые герои» нам охотно демонстрируются, как живьём, так и в фильмах разных лет. И люди верят в их «бессмертный подвиг», хотя как раз от «подвига» гэбни нам бы всем поскорее освободиться. И руки после него помыть. По локоть.
Таких шутов с медалями — тысячи. Они уже заменяют собой в массовках очень старых и очень неудобных во многом настоящих ветеранов, которые получают от государства скромную, а то и нищенскую пенсию, живут часто в жутких условиях вдали от больших городов, но самое главное — они в отличие от ряженых не любят и не хотят врать. Те из них, кто ещё в здравом уме, любили задавать риторические вопросы об уровне жизни в современной России в сравнении с проигравшими. И это ещё самое безобидное, что уважаемый старичок может уверенно сказать в прямом эфире. Режиму это не нужно. Лучше актёры.
Но зачем ограничиваться картинкой утром? Есть же ещё весь день впереди! Давайте соберём студентов и по разнарядке выдадим им портреты дедов на палочках, не объясняя, кто это! Давайте сымитируем народный порыв, испоганив хорошую и неглупую общественную инициативу с памятью об ушедших родственниках. Давайте будем навешивать георгиевские гвардейские ленточки на всё, что движется, бегает, ползает, стоит, качается, висит, липнет, не тонет, но главное — продаётся!
На водку, обзывая её «фронотовыми сторгаммами», на колбасу, которой фронтовики и не видели вовсе, на майонез, о котором и не слыхивали тогда, на маникюр в конце концов — чтобы так с памятью было всё. И — конечно же — обвешанные лентами, наклейками, флагами и прочей мишурой машины — вот уж самая беда этого праздника. С Девятомаем поздравляют нас водители немецких мерседесов, бмв и фольксвагенов, японских тойот и хонд, американских фордов. А вот водители жигулей, видимо, просто не в состоянии выкатить свой отечественный ряженый танк в нормальном виде. Всё хочется покрасить его гуашью в цвет «хаки», приделать фанерную, а чаще картонную башню, написать на двери «Т-34» и ехать, громко шумя самодельной выхлопной трубой.
Но фальшь не проходит с 9 мая. У нас полно людей, наряжающихся кем только можно. Типичный пример — казаки. Огромное их число просто не имеет ни малейшего отношения к настоящему казачеству, у них не было казаков в предках, они не принадлежали к какому-либо казачьему войску, они не соблюдают традиций оставшегося, но уже почти вымершего казачества. Но в реестр записались, ногайку купили, и пошли увешивать себя значками, начиная с подарочных типа «С днём рождения», заканчивая откровенно позорными типа «за взятие Севастополя», Одессы, даже Киева. Возможно, у кого-то медали и за Вашингтон есть. И вот даже их на мероприятия приводят, типа такой церемониал. Раньше цыгане были на свадьбах, теперь казаки. Усатые ряженые алкаши с медальками теперь и на дне города маршируют, и на любой религиозный праздник являются, а уж когда выборы — они всегда там. Причем частенько за коммунистов, которые казачество-то и уничтожили.
Призывники, которых раньше заставляли красить в зелёный цвет траву, топтать плац, чистить картошку, а теперь просто теряющих год в частях (и не всегда безболезненно), тоже хотят показаться после дембеля в хорошем виде, потому и нашивают себе лампасов, эполетов и прочей мишуры. За это их «швейными войсками» и прозвали. Развелось у нас до кучи всяких «старцев», которые тоже суть ряженые. Ну вот вбили себе и другим в голову мысли о своей высокодуховности, а сами — просто великовозрастные совки, которые, небось, при Хрущёве и не верилини во что и были комсомольцами. Идея ведь та же — выглядеть лучше, чем ты есть, делать из себя того, кем ты не являешься. И вот именно это — главное во всех, абсолютно во всех современных праздниках в России. 9 мая — это просто апофеоз всего этого ужаса. Это концентрированное самооправдание за то, что празднующие живут хуже побеждённых немцев, а сделать с этим что-то у них кишка тонка. Это компенсация никчёмности современной России перед героическим и давно уже мифологизированным прошлым, которым только и остаётся потрясать.