Общество

Православное образование

Православное образование

Пропаганда православия в РФ усиливается. Дело в том, что правящая элита желает видеть среди своих избирателей именно паству, да и чтобы попы всегда указывали, что нужно делать, как правильно «терпеть», и, конечно, верить, что всякая власть от бога.

Прививают православие уже давно. Однако есть ли существенные успехи в данном направлении? Если посмотреть на социологические исследования, когда напрямую задают вопрос: «являетесь ли вы православным?», то цифры поражают. Иногда это 60%, иногда практически 80%, но разве такая постановка вопроса адекватна?

Многие люди отвечают «да», но не всегда осознают, что такое православие. Именно поэтому получается: 80% у нас «православных», однако только 31% опрошенных («Жизнь после смерти» — ФОМ) верят в жизнь после смерти. Из них в ад и рай верят только 7%. Т. е. другие концепции жизни после смерти куда более популярны среди россиян, нежели официальные догмы РПЦ.

Еще можно вспомнить о посещаемости храмов во время основных церковных праздников. Так, например, рождественские службы в этом году посетили 2,6 млн человек, т. е. 1,7% от всего населения РФ. Собственно, это и есть тот самый авторитет РПЦ, о котором можно говорить в реальности. Однако и здесь нужно учесть, что многие люди посещают церковь только по праздникам, а также к этому числу нужно прибавить чиновников, которые посещают церковь ради того, чтобы постоять на камеру со свечкой. Не говоря уже о самих священниках и прочих работниках церкви, коих тоже достаточно много.

И разве оно того стоит? Путин говорит о том, что русские «исторически православный народ», стоит со свечкой, причем демонстративно даже не в ХХС, а с «простым народом». Но посещаемость храмов особо-то и не растет, а люди как не вникали в догмы православия, так и не вникают. У современного человека есть куда более важные дела, поэтому максимум, на что могут рассчитывать власти, так это на общественную психологию, когда рядовой гражданин просто по инерции себя причисляет к сторонникам нынешнего курса и, конечно, к главной «скрепе» — православию. Некоторые даже называют себя православными атеистами.

Но позиция, ясно, шаткая, поскольку церковники не имеют никакого реального влияния не только на тех, кто формально относит себя к православию, но даже и на тех, кто по праздникам посещает церковь. Фанатиков вроде Энтео мало. Да и тот, в общем-то, в большей степени преследует собственные интересы (чего стоит его реакция на критику со стороны отдельных православных священников).

Именно поэтому чиновники считают, что православие необходимо продвигать в качестве идеологии, а не оставлять все на уровне общественной психологии. Важно, чтобы люди знали культ, и, конечно, чтобы относились к нему серьезно. Это практически невозможно реализовать, если речь идет о взрослых людях, но вот когда о детях, то это другой разговор.

Настоятель храма святой Ксении Герман отметил:

Я считаю, что если бы детей крестили только по достижении ими совершеннолетия, то никто бы во взрослом возрасте в церковь их не затянул. Мы должны с младенчества знакомить своих чад с нормами морали, взрослых уже не перевоспитаешь

Это откровение. И именно этим сегодня заняты российские власти, которые активно продвигают религию.

Александр Крайнев писал о цели религиозного проповедника:

Цель религиозного проповедника — убедить человека воспринимать вымышленную модель главного религиозного персонажа, бога, и всего, что с ним связано — мифы, обычаи, ритуалы — как естественную часть повседневной жизни. Инструментом такого внедрения является церковная организация — структура, стремящаяся действовать „внутри“ обихода, проникая во все сферы жизни людей, „сакрализируя“ их, т.е. подспудно привнося в них вымысел о „божественном промысле“, якобы присутствующем и действующем всегда, везде и во всём. Чем в более раннем возрасте начинается такое внедрение, тем глубже религиозный обман проникает в сознание и прочнее в нём закрепляется — отсюда желание церкви проникнуть в школы и в другие детские учреждения

Периодически религия пропагандируется даже в детских садах (например, в отдельных детсадах Подмосковья есть курс «Добрый мир православной культуры для малышей»). Пока что, конечно, это не так уж сильно распространено, но со временем, скорее всего, власти будут активнее продвигать религию для самых маленьких .

А вот касательно школ и вузов — тут уж они делают что хотят. Еще в 2012 году родители четвероклассников должны были выбрать курс для своих детей. Они могли выбрать: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма или светскую этику. В основном выбирают светскую этику, и это, очевидно, злит православных деятелей, поскольку они хотят, чтобы преподавали всем, вне зависимости от их взглядов, только православную культуру.

Прошлый патриарх Алексий II в 1999 году говорил по этому поводу:

Если встретятся трудности с преподаванием „Основ православного вероучения“, назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе

Совершенно ясно, что тогда и речи не было ни о какой альтернативе. Более того, в школах Курской области данный курс преподается с 1996 года (а в Белгородской с 2002) без выбора.

Видимо, сама альтернатива вызвана тем, что уж слишком вульгарно все реализуется, да и волнения могут быть (в особенности в Чечне и в других республиках, где проживают преимущественно мусульмане). В общем-то, было много противоречий. Ведь в федеральном законе «О свободе совести» указано, что государство:

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

Чиновники и церковники в очередной раз понадеялись на то, что формальное православие подавляющего большинства заставит выбрать именно «Основы православной культуры». Однако родители в большинстве своем все же предпочли «Светскую этику», т. е. более-менее нейтральный предмет. По этому поводу было очень много скандалов, поскольку в некоторых российских школах родителей заставляли выбирать именно ОПК.

Все это не заставило никого пересмотреть взгляды. Наоборот, сегодня активно продвигается идея о том, чтобы внедрить данный курс во все классы школы. Об этом, в частности, заявил патриарх Кирилл во время выступления в Госдуме:

Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа?

Также он сообщил, что религиозное образование должно финансироваться точно так же, как и светское, иначе это настоящая дискриминация:

По остаточному принципу все это финансируется, и получается, что люди дискриминируются по религиозному признаку

Вот только он забыл о простом факте: светские школы — государственные. Школы религиозные не имеют к государству никакого отношения. Т. е. по этой логике если какие-нибудь экстрасенсы откроют свою «школу», то государство обязано это дело финансировать.

Впрочем, патриарху, конечно, не на что жаловаться, ведь чиновники и так продвигают клерикальные инициативы. Во-первых, уже сегодня ясно, что в разработке курса примут активное участие представители духовенства, в особенности председатель отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви (РПЦ) митрополит Меркурий. Т. е. можно говорить о пропагандистском курсе. А если остальные курсы и останутся, то уж представители РПЦ их хорошенько «подправят».

Более того, уже заранее продвигается идея о том, чтобы цензоры из РПЦ правили не только учебники, которые напрямую затрагивают религию, но и все учебники, связанные с гуманитарными науками. Включить попов в экспертный совет предложила депутат от ЕР Яровая. Оказывается, некомпетентные люди должны рассматривать учебники. Неужели мало экспертов? Да и что могут добавить представители духовенства туда? Они, очевидно, будут продвигать свою религиозную организацию, фальсифицировать историю и т. д.

И в итоге выйдет нечто вроде учебника Кравченко — обществознание для 11 класса, где указано:

Максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги

Т. е. они и без попов могут придумать нечто сомнительное, а с «божьей помощью» учебники просто превратятся в агитки РПЦ и ЕР. Ну а знаний там не будет, там даже подчистую вычищается всякая методология, которая была включена в прошлые учебники. Социологические методы подменяются обывательскими рассуждениями о «смысле жизни».

Не лучше дела обстоят и с высшим образованием. Поначалу в национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» появляется теология, ну а затем она распространяется в других вузах.

Недавно признали теологию научной специальностью. Тот факт, что против этого выступали ученые, конечно, никого особо не волновал. Председатель ВАК Владимир Филиппов сказал: «Принято решение, что объект изучения есть — это теология»

А что изучают теологи? Догмы, которые запрещается критиковать?

Комментарий нобелевского лауреата Алферова:

На каком основании, спрашивается, теологию, совокупность религиозных догм, следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой

Так что если мнение ученых и экспертов игнорируют, то, вероятно, скоро практически во всех вузах будет и кафедра теологии, и православный храм. Примечательно, что сегодня чаще всего преподают теологию именно попы. Ясно, что за это им платит государство. И никого не смущает тот факт, что для теологии есть различные духовные академии и проч.

Получится ли навязать религию таким образом? Сказать сложно. Но в любом случае чиновники и попы искренне в это верят. Впрочем, в данном случае им, конечно, не хватает опыта Российской империи, когда православие прививалось не только пропагандой в школах, но и законами, по которым карали за «богохульство» или выход из православия.

11 774

Читайте также

Общество
О лести народу и религиозных преступлениях

О лести народу и религиозных преступлениях

Давление фундаменталистов и преследование по религиозным мотивам — столь старые уловки сведения счетов с политическими противниками, что трудно найти в прошлом страницу, лишенную борьбы традиционалистов за то, что они называют «устоями».

Михаил Берг
Общество
Департамент большевистской культуры

Департамент большевистской культуры

Руководитель департамента культуры упирает в своем письме на то, что заведение под руководством Серебренникова — государственное, и что властвует департамент не произволом, но по праву. На историю происхождения этого права стоит обратить отдельное внимание.

Артем Северский
Общество
Казус Энтео

Казус Энтео

От новоявленных «православных фундаменталистов» за версту веет Америкой. В камланиях Энтео и его комсомола легко угадываются знакомые по голливудским фильмам ужимки полубезумных протестантских пасторов. Упор на зрелищность, динамичная жестикуляция, непосредственный контакт с толпой — всё это типично для Энтео и заграничных протестантов и совершенно нетипично для Московской Патриархии с её чинным, «вразвалочку», мракобесием.

Фёдор Мамонов